Но старинный сад моне все. «Сад — это его мастерская, его палитра»: Усадьба Живерни, откуда черпал вдохновение Клод Моне. Прибытие в Живерни. Сувенирный магазин

Клод Моне поселился в нормандской деревне Живерни в 1883-м году. На это место он обратил внимание, поскольку часто проезжал мимо на поезде — это был период его увлечения Руанским собором, который он рисовал в течение двух лет. Моне вообще тяготел к Нормандии: в Гавре прошло его детство и юность, там он написал свою эпатажную (ставшую «вывеской» импрессионизма) картину «Впечатление. Восход солнца», он любил нормандское побережье Ла-Манша, много там писал — особенно его вдохновляли меловые .

Итак, Моне арендует, а потом приобретает в Живерни дом с участком. Было ему 43 года, и к этому времени — после долгого периода непризнания, отвержения и насмешек – к нему, наконец, пришли успех и достаток.

В Живерни Моне прожил 43 года до самой своей смерти в 1926 году. За эти годы перед домом был разбит дивный сад. Первоначальный участок ограничивался железной дорогой, за которой протекала узкая речушка в заросших берегах. Моне прикупил кусок земли за путями и построил к нему подземный переход (сейчас пути разобраны, поезд через Живерни больше не ходит). Речушку запрудили, развели кувшинки, установили мостик в японском стиле, по берегам посадили плакучие ивы, бамбук, цветы.

Сад в Живерни – это отдельное произведение Клода Моне, не менее великое, чем его картины. Здесь нет больших разлинованных клумб, наоборот, здесь все, как в живой природе: много мелких ярких цветов, разбросанных в кажущемся беспорядке. Каждое создает свой мазок, вплетается в общее звучание. Сад Моне – это тоже импрессионизм, совокупность ярких цветовых пятен, создающих общее полотно — впечатление. Только полотно это живое – возвращаясь в Живерни через пару недели, вы видите перед собой уже совсем другую картину: одни краски поблекли, другие зазвучали в полную силу.

Сад Клода Моне

Я бродила по саду, и меня не покидала мысль: какой это был счастливый человек. Он родился гением – первое везение. Художник, увидевший мир по-другому, ловец света и солнечных бликов, отражатель впечатлений и мимолетной красоты. Второе везение – у него были друзья-единомышленники: он пришел не один, не был трагически одинок, не бился в одиночку со всем миром. Новое искусство витало в воздухе. Они шли широким фронтом. И победили.

При страстной его увлеченности он занимался бы любимым делом при любых условиях. Но во второй половине жизни перед ним уже не стоял вопрос о хлебе насущном, не отвлекал от главного. Только творчество, лакомое, вожделенное творчество. Картины и сад. Кувшинки, которые он рисовал до конца жизни, уже полуслепым, не различая контуров – только световые пятна. Можно сказать, сколько ему было дано Богом – столько и отдал. Может быть, чуть больше.

Он мечтал в Париже создать некое пространство, попадая в которое, человек отрешался бы от суеты, погружался в созерцание кувшинок, ниспадающих ивовых ветвей, игру солнечных бликов на воде. Так возник музей Оранжери – место, где мы застываем и приходим в себя.

Мне очень понравился дом Моне и его семьи – не скромный и не богатый, все в меру: вот сколько надо человеку — столько и есть. Два этажа, большая зала с картинами, комнаты залиты светом, из окон – вид на цветущий сад.

Столовая

Удивило большое количество на стенах рисунков Хокусая.

Что еще посмотреть в Живерни

За домом тянется длинная улица Клода Моне – главная улица Живерни. Культ цветов сопровождает вас и дальше. Так, кафе на углу называется «Botanic» — во внутреннем его дворе, действительно, много цветов. (Там же находится информационный туристический центр ).

Через дорогу — стриженые кустарники чередуются с клумбами, лиловое облако лаванды лежит на траве. Возле лавандового облака стоят столики летнего кафе, примыкающего к Музею импрессионизма .

Да, есть в Живерни и такой музей. Его прежнее название – Музей американского искусства , там были представлены американские художники. Сейчас музей поменял тематику, предмет его изучения – история импрессионизма и смежных течений живописи. В мае 2014 года музею исполнилось 5 лет.

Импрессионисты из Америки стали селиться в Живерни сразу после того, как сюда перебрался Клод Моне. Учитывая, что французские художники – друзья Клода Моне – тоже были в Живерни частыми гостями, можно представить, сколько людей с мольбертами бродили в окрестностях скромной нормандской деревушки в конце 19 века – а потом сидели за столиками кафе. В окрестностях Живерни проложены прогулочные тропинки, их схему можно взять в информационном центре.

Часы работы усадьбы Моне и стоимость билетов

Музей Клода Моне в Живерни открыт для посещений с 1 апреля по 1 ноября. Часы работы: 9-30 – 18-00. Стоимость билетов — 9.50 евро для взрослых и 4 для детей. Есть комбинированные билеты:
вместе с музеем импрессионизма — 16.50, вместе с парижскими музеями Оранжери или Мармоттан — 18.50.

Очередь в музей Клода Моне. Полдень

Как из Парижа добраться до Живерни

Садитесь на вокзале Сен-Лазар в поезд и едете до Вернона. Время в пути – 1-15 (расстояние между ними – 87 км).

От Вернона до Живерни ходит автобус. Дорога занимает 20 минут. Стоимость билета в одну сторону – 4 евро.

Время отправления автобуса стыкуется со временем прибытия парижского поезда. Так, поезд из Парижа прибывает в Вернон в: 9-11, 11-11, 13-11, 15-11.

Автобус отправляется из Вернона в Живерни в: 9-25, 11-25, 13-25, 15-50.

Полезные сайты для подготовки к путешествию

Подбор готовых туров -

Где находится : 76 км к северо-западу от Парижа, 66 км к юго-востоку от Руана, 7 км от Вернона.

Как добраться
:
- своим ходом : поездом до Вернона с парижского вокзала Сен-Лазар. На местном вокзале каждый поезд ожидает автобус, который довозит туристов 6 км до сада Моне. Можно также взять напрокат велосипед (12 евро) в "Café du Chemin de Fer" напротив вокзала. Можно и прогуляться: пересечь реку, а затем повернуть направо на дорогу D5. Будьте внимательны: когда доберетесь до Живерни, на развилке сверните налево, иначе вам придется обходить сад.
- на автомобиле : дорога займет около часа. Выехав из Парижа двигайтесь по автостраде А13, в сторону Вернон/Живерни, до поворота 14.

Как работает : с апреля по октябрь 10.00-18.00, по пн. закрыт.
Цена визита : 5,5 евро – посещение дома и сада, 4 евро – посещение только сада. Детям и студентам - скидки.

В городке Живерни, расположенному между Руаном и Парижем, находится Дом-музей французского художника-импрессиониста Клода Моне (Musée Claude Monet). Здесь он жил с 1883 г. до своей смерти в 1926 г., пытаясь вновь и вновь отобразить на своих полотнах то, как в зависимости от времени года солнце по-разному освещает сад, который он разбил между домом и рекой. Ехать сюда, чтобы увидеть картины художника, смысла нет – они выставляются в крупнейших галереях мира. Сотни тысяч туристов ежегодно приезжают сюда, чтобы, полюбовавшись садом, разбитым вокруг дома, попытаться ощутить, каким же образом Моне удавалось писать не красками, а светом. Каждый месяц, с весны до осени, сад выглядит по-разному, но самые лучшие месяца для его посещения – это май и июнь, когда вокруг пруда с кувшинками цветут рододендроны, а над знаменитым японским мостом играет красками глициния. Но в это время вам придется соперничать с толпами людей, желающих сфотографировать кувшинки или просто позирующих на мосту.

Почти всю жизнь Моне прожил в домах с садом: и в Аржантейе, и в Ветейе , и в Живерни, и непременно запечатлевал их на картинах. Однако художник считал сад в Живерни своим величайшим шедевром. После визита к Моне, немецкий искусствовед Юлиуса Майер-Графф отметил: "Лучше всего Моне раскрывает себя своим садом, который он высадил вокруг загородного дома. Он создавал его по тем же принципам, что и свои живописные полотна... Каждый отдельный цветок вливается в общую гармонию красок ".

Когда Моне стал владельцем этого гектара земли, через участок проходила ветка местной железной дороги. К несчастью, постепенно она трансформировалась в вечно забитое автомобильное шоссе, разбивающее парк на две обособленные территории.

В северной части парка (Clos Normand) находятся дом художника – здание с зелеными ставнями, выкрашенное в идиллический пастельно-розовый цвет. Комнаты внутри дома окрашены в разные цвета, в точности такие, какими они были при жизни Моне, а стены комнат по-прежнему украшает собранная самим художником замечательная коллекция японских гравюр, включая чудесные работы Хокусаи и Хиросиге. Сейчас знаменитая студия "Водяная лилия" представляет собой холл музея. Она оформлена прекрасно выполненными репродукциями работ Моне. Здесь же продаются сувениры.

К южной части парка "Водный сад" (Jardin d"Eau) ведет туннель, пробитый под насыпью автомобильной дороги. В 1895 году уже добившийся признания художник осушил это болотистое место каналами и прудами, засадил их водяными лилиями и построил знаменитый неправильный, несимметричный Японский мостик, точную копию которого можно осмотреть в наши дни.

Здесь художник создал знаменитые работы, например, "Скала Эгюй и Порт д"Аваль" или "Ворота Маннпор в Этрета" . находящиеся ныне в ГМИИ им.Пушкина в Москве: "Скалы в Бель-Иль", "Скалы в Этрета", "Стог в Живерни", "Руанский собор при луне", "Руанский собор вечером" , "Водяные лилии" . (О Руанских соборах можно почитать .)

Никакие фотографии не расскажут лучше о саде , чем полотна самого художника.

Если проехать 80 км на север от Парижа, можно попасть в живописное местечко Живерни. Эта деревушка знаменита тем, что когда-то здесь в течение сорока трех лет, жил и творил Клод Моне.

Поселившись в 1883 году в деревне, художник так увлекся садоводством, что на его полотнах не было почти ничего кроме видов своего любимого сада и макового поля, которое находится на краю деревни.

Поначалу сад Моне состоял только из территории, примыкающей к дому (около 1 га). Здесь первым делом художник вырубил мрачную аллею из елей и кипарисов. Но были оставлены высокие пни, по которым потом взбирались плетистые розы. Но вскоре лианы так разрослись, что сомкнулись и образовали сводчатый цветущий тоннель, ведущий от ворот к дому. Конечно, со временем пни разрушились, и теперь розы поддерживаются металлическими опорами. Это место можно видеть на картинах Мастера: перспектива аллеи, где слева, справа и сверху пышные цветы, а на дорожке внизу их тонкие ажурные тени.

Участок перед домом, который просматривался из окон, художник превратил в цветочную палитру, смешивая и подбирая краски. В саду Моне пестрый благоухающий ковер из цветов разделен прямыми дорожками, как краски в коробке. Моне писал цветы и рисовал цветами. Он как истинно талантливый человек был и выдающимся художником, и выдающимся ландшафтным дизайнером. Садоводством он увлекался очень серьезно, покупал специальные книги и журналы, вел переписку с питомниками, обменивался семенами с другими цветоводами.

Коллеги-художники часто навещали Моне в Живерни. Здесь бывали Матисс, Сезанн, Ренуар, Писсарро и другие. Зная об увлечении хозяина цветами, друзья привозили ему в подарок растения. Таким образом у Моне появились, например, древовидные пионы, привезенные из Японии.

К этому времени Клод Моне становится знаменит. Техника живописи этого художника отличается тем, что он не смешивал краски. А располагал их рядом или наслаивал одну на другую отдельными мазками. Жизнь Клода Моне течет спокойно и приятно, рядом семья и любимая жена, картины хорошо покупают, художник увлеченно занимается любимым делом.

В 1893 году Моне купил участок болотистой земли рядом со своим, но находящийся с другой стороны железной дороги. Здесь протекал небольшой ручей. На этом месте художник при поддержке местных властей создал пруд, сначала небольшой и увеличенный впоследствии. В водоеме были высажены нимфеи разных сортов, по берегам - плакучие ивы, бамбук, ирисы, рододендроны и розы.

Через пруд, который имеет очень извилистую береговую линию, переброшены несколько мостиков. Самый известный и большой из них - японский мостик, увитый глицинией. Его Моне рисовал особенно часто.

Водный сад Моне разительно отличается от окружающей местности, он скрыт за деревьями. Попасть сюда можно только по тоннелю, проложенному под дорогой. Каждый, зашедший сюда, невольно замирает, затаив дыхание, увидев шедевр, созданный великим художником, узнавая сюжеты его всемирно известных картин.

Клод Моне черпал вдохновение в водном саду в течение 20 лет. Моне писал: «…ко мне пришло откровение моего сказочного, чудесного пруда. Я взял палитру, и с того самого времени у меня уже почти не было никогда другой модели». Он сначала создавал картины в натуре, они давали отражения в водной глади пруда, а после художник переносил их на холсты. Вставая каждый день в пять утра, он приходил сюда и рисовал в любую погоду и любое время года. Здесь им было создано более сотни полотен. В это время Моне стал терять зрение… Ему все труднее удавалось различать и писать мелкие детали. Картины художника постепенно меняются. Детали и нюансы заменяются крупными мазками краски, которые показывают игру света и тени. Но и в картинах, написанных в такой манере, мы безошибочно угадываем знакомые сюжеты. Стоимость полотен продолжает расти…

Клод Моне умер в своем доме в Живерни в 1926 году. За садом ухаживала его падчерица Бланш. К сожалению, во время второй мировой войны сад пришел в упадок. В 1966 году сын художника Мишель Моне передал усадьбу Академии изящных искусств, которая сразу же начала реставрацию сначала дома, а потом и сада. Сейчас усадьбу в Живерни ежегодно посещают полмиллиона человек.

Клод Моне прожил большую счастливую жизнь. Ему удалось заниматься любимым делом, сочетать живопись и садоводство, жить в достатке. Он был очень счастлив и в личной жизни, любил и был любимым. Моне стал знаменитым еще при жизни, что у художников бывает редко. И сейчас во всем мире он остается одним из известнейших и любимых художников. И нам особенно приятно, что этот выдающийся человек не только великий живописец, но и наш коллега и Учитель, Мастер Ландшафтного Искусства.

Светлана Чижова , кандидат биологических наук, компания "Ландшафтное искусство" ,

cпециально для сайт

Фото: Светлана Чижова, Михаил Щеглов

В 1883 году Клод Моне снял домик в Живерни. Жюли Мане, побывавшая там в 1893 году, писала: "Со времени нашей последней поездки в Живерни дом заметно преобразился. Над мастерской г-н Моне устроил себе спальню с большими окнами и дверьми, с паркетом из смолистой сосны. В этой комнате висит много картин, в том числе "Причесывающаяся Изабель", "Габриэль у таза", "Кокотт в шляпке", пастель с изображением маман, пастель дяди Эдуарда, очень привлекательная обнаженная г-на Ренуара, картины Писсарро и др». Но, пожалуй, привлекательнее всего для Моне была возможность возделывать сад. Клод Моне жадно коллекционировал каталоги семян, - так же, как японские гравюры, а цветы сажал таким образом, чтобы они сочетались, словно мазки в живописи импрессионистов. В его записях приводятся распределения цветов для семи рядов роз: лиловый, белый, красный, фиолетовый, желтый, кремовый, розовый. Цветы высаживались в таком порядке, чтобы цветение их продолжалось практически круглый год.

Рядом был небольшой пруд; Моне купил его и переделал его в водяной сад, через шлюзы пустив в него воду из ближащей речки. Вокруг пруда выращивались цветы и кустарники, в том числе экзотические. За садом ухаживало сразу несколько садовников.

Часть сада возле дома была французским регулярным парком.

В другой части - у пруда, художник создал японский сад. При планировке японского сада Моне следовал советам японского мастера по разведению садов, который одно время гостил в Живерни, и выращивал гинкго, бамбук, разводил в пруду кувшинки, построил высокий и изогнутый японский мостик, скопированный с гравюр Хокусая.

Марсель Пруст писал: "Это сад не старого цветовода, а скорее сад колориста, если я могу его так назвать, сад, где совокупность цветов не есть создание природы, поскольку они посажены таким образом, что одновременно будут цвести только цветы гармонирующих оттенков, создавая бесконечное поле голубого или розового".»Самое прекрасное мое произведение - мой сад", - говорил Моне.

Осенью 1899 года Моне начал цикл "Кувшинки", над которым будет работать до самой смерти. «Все эти дарованные миру краски пестрые, разнообразные, опьяняющие, предстают перед нами с чарующей законченностью, изумительной яркостью, бесконечными оттенками вокруг листа водяной лилии. Все тона красного, желтого, розового, синего, зеленого, лилового - тут, в небольшом кусочке воды, где явлено нам все небо, все пространство» - такими словами Мопассан отозвался о саде Моне.

С 1908 года художник постепенно начал слепнуть. Теперь все его внимание сосредоточено на саде и на серии «Кувшинки». Он даже выстроил особую стеклянную мастерскую, чтобы писать свой сад (Огюст Ренуар, состарившись, сделал точно такую же пристройку к своему дому, чтобы, не выходя наружу, писать моделей в саду). На больших холстах он пишет свой сад утром, в дождь, на рассвете, в полдень…


В 1918 году он решил подарить новую серию «Кувшинок» Франции, и премьер-министр Жорж Клемансо предлагает ему павильон Оранжри в саду Тюильри. Но Моне решил, что серия не закончена, и продолжал работать над ней вплоть до самой смерти - в 1926 году. В последних своих работах он почти пришел к стилю модерн, что стало достойным завершением долгого творческого пути.

Во время Второй Мировой сад Моне был заброшен и пришел в упадок. К счастью, сын художника относился к делу жизни отца с огромным уважением. Он передал сад Академии художеств, сад был восстановлен и поныне служит местом паломничества художников со всего мира.

Ещё будучи школьницей, я очень увлекалась творчеством французских художников, в том числе, импрессионистов. Много раз я просматривала репродукции картин Клода Моне, видела его дом в Живерни, сад и великолепный пруд с кувшинками. Но могла ли я подумать, что когда-то окажусь здесь сама? Нет, об этом я даже мечтать не могла! Однако, судьба повернулась так, что я очутилась здесь, чему я безумно рада! И не беда, что в составе экскурсионной группы, что на мой взгляд, даже и лучше: и очередь не надо отстаивать, и цена входного билета ниже, опять же, привезут-увезут... Но дело даже не в этом. Мне очень хотелось оказаться именно здесь, чтобы увидеть всё собственными глазами!!!


Усадьба Клода Моне находится в маленькой деревушке Живерни, всего в 80 км на северо-запад от Парижа. Это настоящая малюсенькая нормандская деревушка с домиками, которые покрыты соломенными крышами, палисадничками с множеством красивых и ярких цветов, и река Сена протекает совсем неподалёку... Необыкновенное место! Со своим колоритом и аурой! И это надо хоть однажды в жизни, но обязательно увидеть!


Был период, когда Моне увлечённо писал Руанский собор, и это была даже целая серия картин. И вот однажды, возвращаясь из Руана, из окна поезда, Клод Моне заприметил деревушку Живерни. В 1883 году он покупает здесь дом и разбивает сад. Сюда он переезжает со своими двумя сыновьями от первого брака и уже здесь женится на Алисе Ошеде (вторая жена), с которой знаком много-много лет и которая помогала ему вести хозяйство. Моне официально удочеряет и усыновляет её 6-х детей. Кстати, одна его падчерица Сюзанна, позируя отчиму, становится известной моделью и натурщицей, а другая, Бланш, учится у Моне владеть кистью и красками, и, подражая его манере писать, становится известной художницей импрессионисткой Бланш Моне-Ошеде. Но сейчас речь пойдёт не о них...


Самым настоящим чудом и шедевром Клода Моне становится его сад. Клод обменивается семенами и рассадой с известными ботаниками. Его друзья, такие как Писсарро, Сезанн, Матисс, Ренуар, Сислей тоже привозят ему из путешествий красивые и редкие цветы. Сад разрастается и становится всё более и более необыкновенным чудом. Я совершенно спокойна к листочкам-цветочкам, т.е. ботаника - совсем не моё! Но именно здесь я ощутила необыкновенную ауру цветов. Мне постоянно хочется фотографировать и фотографировать! Да и приехали мы сюда в самое лучшее время, во второй половине июня, когда в Живерни всё цветёт. Я иду по дорожкам нормандского сада и меня распирает гордость, я счастлива, ведь когда-то именно по этим же самым тропинкам, гуляли самые известные и самые любимые французские художники. Каждый, зашедший сюда, невольно замирает, затаив дыхание, увидев шедевр, созданный великим мастером, узнавая сюжеты всемирно известных картин.


Далее мы идём в дом-музей Клода Моне. На первый взгляд, его обстановка достаточно скромна и незатейлива. Обыкновенный быт сельского жителя. В комнатах видны японские иллюстрации, а ведь Клод Моне очень увлекался Японией, хотя и ни разу сам там не бывал. Именно на годы проживания в усадьбе Живерни падает самый пик творчества Клода Моне, он уже известен и признан, у него есть деньги, притом немалые, но живёт он довольно скромно, посвящая себя себя только живописи. А с ним - и вся его многочисленная семья...Однако, у них есть даже целый штат прислуги: прачка, повар, садовник... Клод Моне покупает ещё участок земли рядом, выкапывает пруд и разбивает сад в японском стиле. Каждое утро, в 5 часов, Клод Моне пишет здесь свои самые знаменитые картины, кувшинки на пруду, зелень вокруг и даже японский мостик. Он бережно передаёт освещение, а его мазки ярко и натурально передают цвета. С уходом за садом ему очень помогает его падчерица Бланш, которая в дальнейшем учится у отчима манере живописи в стиле импрессионизма. Проходят годы...С возрастом зрение у великого мастера ухудшается, у него появляется катаракта. После 2-х перенесённых операций он начинает видеть чуть лучше, но больше в ультрафиолетовом цвете, и его любимые кувшинки (нимфеи) обретают голубоватые и лиловые оттенки.

Клод Моне прожил длинную и яркую жизнь. Он любил и был любим, имел огромную семью, занимался интересным и любимым делом, посвятив живописи всего себя. Годы, проведённые в Живерни (1883-1926), были самыми счастливыми. Умер Клод Моне в возрасте 86 лет, пережив и свою вторую жену, Алису Ошеде, и сына Жана. Похоронен Клод Моне в фамильном склепе, на кладбище в Живерни, около церквушки Сент-Радегонд, в которой когда-то венчался с Алисой. После его смерти, сын великого художника, Мишель, передал усадьбу в дар парижской Академии изящных искусств. Любители импрессионизма и творчества Клода Моне, приезжают сюда со всего света, чтобы посмотреть на его сад, который стал настоящим шедевром, благодаря которому великий мастер и черпал вдохновение. Но не ищите здесь подлинники работ великого художника. Сейчас они стоят баснословные деньги, т.е. бесценны и находятся в разных музеях мира. Большинство работ Клода Моне находятся в музее Д"Орсэ, в Париже, а его знаменитые кувшинки во всех вариантах - в музее "Оранжери" и в Лондонской национальной галерее.


Добраться до дома-музея Клода Моне очень легко и просто. Конечно, можно самостоятельно приехать на автомобиле, ведь Живерни находится всего в 80 км от Парижа. А можно приехать на поезде с парижского железнодорожного вокзала Сен-Лазар до станции "Вернон" (кстати, она НЕ конечная у поездов). Стоимость билета - 15 евро. От станции до самой усадьбы Вас доставят автобусы с логотипом "Giverny" (билет в одну сторону - 4 евро, но лучше покупать туда - обратно сразу). Усадьба работает с апреля по ноябрь с 9.30 до 18.00. Входной билет для взрослых стоит - 10 евро, если взять комби с музеем импрессионизма - 15 евро, детский билет - 5,5 евро).


Сама усадьба произвела на меня неизгладимое впечатление, я получила огромное удовольствие, погуляв в волшебном саду великого Клода Моне!!! И так незаметно пролетели у меня здесь 4 часа!!! Если будете в Париже, обязательно приезжайте в это чудное место, это стоит увидеть своими глазами!!!

Публикации по теме