Время проведения камеральной налоговой проверки. Причины и сроки приостановления или продления проверки. Как подать документы по требованию проверяющих при камеральной налоговой проверке

Российский бухгалтер, N 3, 2016 год
Рубрика: Особая тема
Ольга Семенова,
эксперт журнала

Статьей 88 Налогового кодекса РФ установлен порядок проведения камеральной налоговой проверки. Рассмотрим все этапы и сроки ее проведения.

Основание и сроки проведения камеральной проверки

Основанием для начала камеральной проверки является сдача декларации.

В соответствии с камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Иными словами, камеральную налоговую проверку проводит та налоговая инспекция, в которую была предоставлена декларация (расчет). В соответствии с п.3 ст.80 Налогового кодекса , налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). При этом, налогоплательщики вправе представить документы, которые должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме. В соответствии со ст.83 Налогового кодекса РФ , организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Кроме того, если в состав организации входит недвижимое имущество и транспортные средства, подлежащие налогообложению, налоговые декларации (расчеты) должны сдаваться по их месту учета. Таким образом, камеральная проверка может проводиться одновременно несколькими налоговыми инспекциями.

Камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (п.2 ст.88 Налогового кодекса РФ). При этом, для проведения камеральной проверки не требуется специального решения налогового органа. Проводит ее уполномоченное должностное лицо в соответствии со служебными обязанностями. Соответственно, налоговые органы не обязаны уведомлять налогоплательщика о начале камеральной проверки.

В том случае, если налоговая декларация (расчет) не представлена налогоплательщиком в налоговый орган в установленный срок, камеральную налоговую проверку налоговые органы вправе провести на основе имеющихся у них документов (информации) о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в течение трех месяцев со дня истечения срока представления такой налоговой декларации (расчета), установленного законодательством о налогах и сборах. Но если налогоплательщик предоставил документы до окончании камеральной проверки, проверка прекращается и начинается новая на основании новых представленных документов.При этом документы (информация), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

Не может являться основанием для проведения камеральной налоговой проверки представленная в соответствии с Федеральным законом от 8 июня 2015 года N 140-ФЗ "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" специальная декларация и (или) прилагаемые к ней документы и (или) сведения, а также сведения, содержащиеся в указанной специальной декларации и (или) документах (п.1 ст.88 Налогового кодекса РФ).

Итак, камеральная налоговая проверка может осуществляться в отношении деклараций и расчетов по следующим налогам:

Налог на прибыль;

Налог на имущество;

Транспортный налог и прочие.

Итак, камеральной налоговой проверке подвергаются декларации (расчеты), предоставленные налогоплательщиком. Соответственно, камеральная проверка проводится только в отношении того налога, по которому предоставлен отчет. Проверяемый период также ограничивается тем периодом, за который был предоставлена декларация (расчет). Так, если организация сдала в налоговую инспекцию декларацию по налогу на имущество за I квартал 2016 года, то проверяться должны только этот налог, и этот период. Таким образом, доначислить налог в результате камеральной проверки можно только на основании проверяемой отчетности, в нашем случае - по налогу на имущество за I квартал 2016 года.

Кроме того, камеральной налоговой проверке подвергаются предоставленные уточненные налоговые декларации (расчеты). При этом, если в отношении первичных деклараций (расчетов) камеральная налоговая проверка еще не прекращена, она завершается, и начинается новая, по корректировочным данным.

Положения Налогового кодекса РФ могут предусматривать уплаты не налога, а сбора. Согласно ст.80 Налогового кодекса РФ , расчет сбора представляет собой письменное заявление или заявление плательщика сбора, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах обложения, облагаемой базе, используемых льготах, исчисленной сумме сбора и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты сбора. Таким образом, проведения проведение камеральной проверки, предусмотренные ст.88 Налогового кодекса РФ , распространяются также на плательщиков сборов, налоговых агентов, иных лиц, на которых возложена обязанность по представлению налоговой декларации (расчета).

Налогоплательщики, как известно, могут выступать налоговыми агентами. В связи с этим возникает вопрос, подвергаются ли налоговые агенты камеральной проверки. Речь в частности идет о НДФЛ, который организация исчисляет, удерживает и перечисляет в бюджет за физическое лицо. Согласно ст.80 Налогового кодекса РФ , расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, представляет собой документ, содержащий обобщенную налоговым агентом информацию в целом по всем физическим лицам, получившим доходы от налогового агента (обособленного подразделения налогового агента), о суммах начисленных и выплаченных им доходов, предоставленных налоговых вычетах, об исчисленных и удержанных суммах налога, а также других данных, служащих основанием для исчисления налога. Таким образом, камеральная налоговая проверка деклараций (расчетов), представленных налоговыми агентами, проводится в общем порядке.

Кроме НДФЛ, организация может выступать налоговыми агентами по НДС и налогу на прибыль, декларации по которым также подвергаются камеральной проверке.

Первичная камеральная проверка

В любом случае, камеральная проверка декларации (расчета) начинается с проверки контрольных соотношений. Представленные данные загружаются в автоматизированную информационную систему, где и происходит первая их обработка. На этом этапе происходит сверка, например представленных данных с данными предыдущего периода. Может происходить сверка данных по одному налогу с представленными данными по другим декларациям (расчетам).

Камеральной налоговой проверке подвергается также единая (упрощенная) декларация, которая подается в случае отсутствия движения денежных средств, а также отсутствие объекта налогообложения.

Со стороны налоговых органов в первую очередь производится анализ, представлены ли декларации (расчеты) и сделано ли это в установленный срок. Напомним, что в соответствии с требованиями пп.1 п.3 ст.76 Налогового кодекса РФ , в случае, если налогоплательщик не предоставит декларацию (расчет) в течение 10 дней после установленного срока, налоговые органы вправе принять решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств.

Во вторую очередь налоговыми органами осуществляется проверка соответствия всех показателей, выявление ошибок и противоречий. Именно на этом этапе определяется, будет ли проводиться камеральная проверка более углубленно, или же она будет прекращена. Рассмотрим, какие действия должны произвести как налоговые органы, так и налогоплательщики по результатам камеральной проверки.

В статье представлены разъяснения официальных органов по порядку проведения камеральной проверки, даны советы и рекомендации налогоплательщикам, позволяющие быстро сориентироваться и принять взвешенное решение по результатам проведения камеральной проверки.

Введение

Камеральная проверка является формой текущего контроля. В процессе проверки налоговики определяют, как соблюдается налоговое законодательство, правильно ли применяются льготы по налогам и сборам.

Камеральная проверка начинается сразу после того, как в налоговую инспекцию представлена декларация или расчет (отчетность). Чтобы начать проверку, не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа (п. 2 ст. 88 Налогового кодекса РФ; далее — НК РФ). Следовательно, налоговики могут провести камеральную проверку на основании любой представленной налоговой декларации (расчета). Так, на первоначальном этапе налоговые инспекторы проверяют, насколько правильно заполнена декларация (расчет), как взаимоувязаны показатели представленной отчетности с показателями:

Налоговых деклараций и расчетов по проверяемому налогу за предыдущие налоговые (отчетные) периоды;

Налоговых деклараций и расчетов по другим налогам;

Бухгалтерской отчетности;

Иных документов, которые есть в распоряжении налогового органа.

Однако так называемой углубленной проверке с запросом пояснений, истребованием дополнительных документов подвергаются далеко не все декларации. Зачастую на практике налоговики ограничиваются проверкой контрольных соотношений по данным декларации (расчета) и других имеющихся у них документов (пп. 1, 3 ст. 88 НК РФ). Контрольные соотношения — это по существу формулы, в которые должны укладываться показатели представленной декларации (расчета) относительно других показателей отчетности (проверяются автоматически с помощью компьютерной программы).

Порядок проведения камеральной проверки

Порядок проведения камеральной налоговой проверки регламентирован ст. 88 НК РФ. Она проводится по месту нахождения ИФНС на основе представленной налогоплательщиком декларации и иных документов о его деятельности, имеющихся в распоряжении налоговиков. Свои рекомендации по порядку проведения камеральной проверки эксперты ФНС России привели в письме от 16.07.2013 № АС-4-2/12705.

Так, декларации и расчеты налогоплательщик представляет в налоговую инспекцию по месту своего учета. Состоять на налоговом учете налогоплательщик может как по месту нахождения организации и обособленных подразделений (для ИП — по месту жительства), так и по месту нахождения принадлежащих налогоплательщику недвижимого имущества и транспортных средств (п. 1 ст. 83 НК РФ). Например, плательщики налога на имущество организаций представляют декларации по месту нахождения недвижимости, даже если она находится вне места нахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс (ст. 385, п. 1 ст. 386 НК РФ). Камеральная проверка в таком случае будет проводиться по месту нахождения недвижимости.

Поскольку камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа, в который налогоплательщик представил декларацию или расчет (отчетность), то налоговые инспекторы при камеральной проверке не выезжают на территорию налогоплательщика (п. 1 ст. 88 НК РФ). Вместе с тем это не означает, что они не вправе (если это потребуется) обследовать помещения и территории налогоплательщика для получения необходимых им доказательств.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

С 01.01.2015 установлено право налоговых органов производить осмотр территорий, помещений проверяемого лица, а также документов и предметов в рамках камеральной проверки декларации по НДС, если данная декларация представлена с заявленной суммой налога к возмещению (п. 10 ст. 10 Федерального закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям»).

Рассмотрим алгоритм проведения камеральной проверки.

Этап 1 . Принятие и ввод в автоматизированную информационную систему налоговых органов данных всех представленных налоговых деклараций (расчетов). Другими словами, камеральная проверка любой декларации (расчета) начинается с того, что данные отчетности заносятся в автоматизированную информационную систему налоговых органов (АИС «Налог»).

Для того чтобы бухгалтеры могли самостоятельно увидеть и исправить ошибки в налоговых декларациях, ФНС России на своем официальном сайте опубликовала контрольные соотношения показателей налоговой отчетности. Именно с помощью контрольных соотношений контролеры проводят проверку того, насколько правильно и достоверно заполнены декларации налогоплательщиками и налоговыми агентами.

К СВЕДЕНИЮ

Математические и логические формулы по основным налоговым декларациям доступны для налогоплательщиков на сайте ФНС России (www.nalog.ru) в разделе «Налоговая отчетность» рубрики «Контрольные соотношения по налоговым декларациям».

Указанные формулы и расчеты могут быть внедрены в существующие бухгалтерские программы (как разрабатываемые налогоплательщиками самостоятельно, так и создаваемые для них специализированными IT-компаниями). Налогоплательщики, заполняя налоговые декларации в применяемых ими программах, смогут определить ошибки и исправить их до предоставления отчетности в налоговые органы.

Этап 2. Камеральный контроль с использованием внутридокументных и междокументных контрольных соотношений на основе имеющейся в налоговом органе информации (в автоматическом режиме).

Этап 3 . Если контрольные соотношения не удовлетворяют автоматической проверке с помощью компьютерной программы, проводится углубленная камеральная проверка с запросом дополнительных документов налогоплательщика. Можно сказать, что третий этап — это дальнейшая углубленная проверка с проведением мероприятий налогового контроля, осуществляемая отделом камеральных проверок.

На данном этапе (углубленная проверка) должностное лицо налогового органа проверяет :

  • сопоставимость показателей налоговой декларации (расчета) с показателями налоговой декларации (расчета) предыдущего отчетного (налогового) периода;
  • взаимоувязку показателей проверяемой налоговой декларации (расчета) с показателями налоговых деклараций (расчетов) по другим видам налогов и бухгалтерской отчетностью;
  • достоверность показателей налоговой декларации (расчета) на основе анализа всей имеющейся в налоговом органе информации.

Налоговый инспектор также сопоставляет показатели деклараций (расчетов) и бухгалтерской отчетности с показателями по аналогичным налогоплательщикам и со среднеотраслевыми показателями. Кроме того, он проверяет правильность отражения в карточке «Расчеты с бюджетом» налогоплательщика начислений по представленным налоговым декларациям (расчетам) (письмо ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705).

Сроки и форма проведения камеральной проверки представлены в табл. 1.

В отличие от выездной проверки, закон не предусматривает ни продления, ни приостановления срока проведения камеральной проверки (письмо Минфина России от 18.02.2009 № 03-02-07/1-75, Постановления ФАС Московского округа от 23.05.2012 по делу № А40-85281/11-20-359, ФАС Северо-Западного округа от 04.03.2010 по делу № А52-4313/2009).

Это означает, что совершать любые действия, связанные с проверкой отчетности (например, запрашивать пояснения или документы), налоговики могут только в пределах данного срока.

После получения декларации, расчета (отчетности) налоговики проведут проверку контрольных соотношений. Итогом проверки контрольных соотношений будет являться наличие или отсутствие оснований для углубленной проверки.

Если в представленных декларациях (расчетах, отчетности) ошибок и несоответствий не выявлено, то, как правило, налоговики не информируют об этом налогоплательщиков, ведь никаких документов по результатам проверки не составляется. Другое дело, когда в декларациях и (или) расчетах находят ошибки или искажения. Инспекция может сопоставить показатели текущей и предыдущей отчетности, а также цифры по разным налогам за отчетный период. Если данные не будут сходиться, то, возможно, инспекция решит провести углубленную проверку.

Также налоговики могут принять решение об углубленной камеральной проверке, если налогоплательщик применяет налоговые льготы, заявит НДС к возмещению, или когда в уточненной декларации заявлен налог к уменьшению (пп. 6, 8 ст. 88 НК РФ).

В ходе проведения углубленной проверки события могут развиваться по-разному:

  • ситуация 1 : налогоплательщику сообщают о выявленных ошибках (противоречиях в отчетности) с требованием представить пояснения или внести исправления в отчетность. Срок — не позднее пяти рабочих дней;
  • ситуация 2 : налоговая инспекция проводит определенные мероприятия налогового контроля:

Истребование дополнительных документов у налогоплательщика;

Проведение встречной проверки контрагентов;

Истребование документов у третьих лиц;

Назначение экспертизы;

Осмотр помещений и территорий;

Другие мероприятия.

Затребовать какие-либо документы, относящиеся к проверке, налоговики могут только в пределах трехмесячного срока, отведенного для проведения камеральной проверки. На это обращено внимание и в официальных разъяснениях (письмо Минфина России от 18.02.2009 № 03-02-07/1-75), и в постановлениях судов (Постановления ФАС Московского округа от 26.11.2010 № КА-А40/14322-10 по делу № А40-160453/09-4-1253, 05.07.2010 № КА-А40/6657-10 по делу № А40-131877/09-111-956). Поэтому непредставление документов по требованию, выставленному спустя три месяца, не может являться основанием для вывода о начислении штрафных санкций в связи с неуплатой налога.

Более того, затребовать дополнительные документы налоговики могут только в ситуации, когда они выявили ошибки или противоречия в отчетности. Если этого не произошло, действия проверяющих можно считать незаконными (письмо ФНС России от 13.09.2012 № АС-4-2/15309@, Постановления Президиума ВАС РФ от 11.11.2008 № 7307/08, ФАС Поволжского округа от 10.09.2013 по делу № А65-406/2013).

Руководитель (заместитель руководителя) налоговой инспекции может принять решение о проведении дополнительных контрольных мероприятий (абз. 1 п. 6 ст. 101 НК РФ). Тогда налоговики в течение еще одного месяца на законных основаниях смогут истребовать интересующие их документы и информацию, проводить экспертизы и (или) допрашивать свидетелей (абз. 3 п. 6 ст. 101 НК РФ, письмо Минфина России от 18.02.2009 № 03-02-07/1-75).

К СВЕДЕНИЮ

В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля должны быть изложены обстоятельства, вызвавшие необходимость их проведения, а также указаны срок и конкретная форма мероприятий (абз. 2 п. 6 ст. 101 НК РФ).

Налогоплательщику, который не представит затребованные документы или иные сведения, грозит ответственность по ст. 126 НК РФ. Штраф составит 200 руб. за каждый непредставленный документ.

Нередко налоговая инспекция вместо представления документов решает вызвать налогоплательщика для личного общения (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, п. 2 письма ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837). Для этого используется специальное уведомление , форма которого утверждена Приказом ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@ «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах»). За неявку должностное лицо организации (или ИП) может быть оштрафовано на 2000-4000 руб. по ч. 1 ст. 19.4 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Типичные ситуации, когда налоговики вправе потребовать дополнительные документы для проведения камеральной проверки, представлены в табл. 2.

Таблица 2. Дополнительные документы, которые необходимо представить налоговой инспекции для проведения камеральной проверки

Ситуация, подлежащая камеральной проверке

Документы, которые необходимо представить налоговикам

Правовое основание

В представленной декларации обнаружены ошибки или выявлено, что сведения, содержащиеся в декларации, противоречат сведениям из других источников

Необходимо представить пояснения или подать исправленную (уточненную) декларацию

Пункт 3 ст. 88 НК РФ

Выявлено, что сведения, содержащиеся в декларации, не соответствуют сведениям из документов, имеющихся в налоговой инспекции

Необходимо подать документы, подтверждающие достоверность сведений в декларации

Пункт 4 ст. 88 НК РФ, Постановление Президиума ВАС РФ от 15.03.2012 № 14951/11

Представлена убыточная декларация

Необходимо представить пояснения, обосновывающие размер убытка

Пункт 3 ст. 88 НК РФ

Представлена уточненная декларация, в которой сумма налога к уплате меньше, чем в ранее представленной декларации за тот же период

Необходимо представить пояснения, обосновывающие уменьшение суммы налога

Пункт 3 ст. 88 НК РФ

Для ситуаций по налогу на добавленную стоимость

К декларации по НДС не приложены обязательные сопутствующие документы

При подтверждении нулевой ставки по НДС должны прилагаться документы, указанные в ст. 165 НК РФ

Пункт 7 ст. 88 НК РФ

В декларации по НДС заявлена сумма налога к возмещению (заполнена стр. 050 разд. 1 декларации)

Документы, подтверждающие правомерность вычетов по НДС (счета-фактуры поставщиков, первичные документы на приобретение товаров, работ, услуг)

Пункт 8 ст. 88 НК РФ

Оформление результатов камеральной проверки

Если по результатам рассмотрения материалов проверки инспекция установит факт налогового правонарушения, она составит акт камеральной налоговой проверки по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@ (в ред. от 23.07.2012) «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению акта налоговой проверки».

Акт камеральной проверки составляется не позднее 10 рабочих дней после окончания проверки. Данный документ должен быть вручен налогоплательщику в течение пяти рабочих дней с даты составления акта (п. 5 ст. 100 НК РФ). После этого начинает течь срок, отведенный на то, чтобы подать возражения на акт проверки. Этот срок составляет один месяц со дня получения акта налоговой проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Акт является основным документом, в котором представлены результаты камеральной проверки. Он должен состоять из следующих частей :

  • вводная часть (общие положения);
  • описательная часть (установленные факты);
  • итоговая часть:

Выводы налоговых органов;

Предложения по устранению выявленных нарушений;

Полагаем, что приложения к акту камеральной проверки, оформляемые налоговым органом, также следует рассматривать в качестве его составной части.

На основании акта камеральной проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа принимает решение о привлечении к ответственности либо об отказе в привлечении к ответственности по итогам рассмотрения материалов камеральной проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ).

К СВЕДЕНИЮ

При рассмотрении материалов руководитель (заместитель руководителя) инспекции должен не только установить все обстоятельства нарушения, но и выявить обстоятельства, смягчающие ответственность или вовсе исключающие вину налогоплательщика (п. 5 ст. 101 НК РФ). Если он этого не сделает, то итоговое решение может быть оспорено в вышестоящем налоговом органе, а затем и в суде (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 06.02.2013 по делу № А21-4566/2012 , 13.08.2012 по делу № А21-8338/2011, ФАС Московского округа от 03.10.2012 по делу № А40-107621/11-99-463).

Добавим, что несоставление акта камеральной проверки является одним из оснований для отмены решения, вынесенного налоговым органом по результатам рассмотрения материалов камеральной проверки. К такому мнению приходят арбитражные суды (Постановления ФАС Московского округа от 23.09.2009 № КА-А40/8182-09-2, ФАС Северо-Кавказского округа от 12.11.2009 № А53-5911/2009).

Поэтому, если инспектор утверждает, что провел камеральную проверку представленной налогоплательщиком декларации и нашел нарушения, он обязан составить акт проверки. Если он не сделает этого, решение, которое будет вынесено по итогам рассмотрения материалов проверки, может быть признано недействительным (п. 14 ст. 101 НК РФ).

Должны ли налоговые инспекторы составить акт камеральной проверки, если были выявлены нарушения, которые не повлекли занижение суммы налога к уплате?

Согласно п. 5 ст. 88 НК РФ проверяющие должны составлять акт в каждом случае, когда в результате проведения проверки выявлены нарушения налогового законодательства, независимо от того, выявлена ли при этом недоимка по проверяемому налогу.

Предположим, налогоплательщик несвоевременно представил налоговую декларацию, но налог уплатил вовремя. В данном случае инспектор все равно составит акт камеральной проверки. При этом в акте он укажет на совершение налогоплательщиком правонарушения, которое предусмотрено ст. 119 НК РФ (несвоевременное представление в налоговый орган декларации).

Возражения на акт камеральной проверки — один из важнейших инструментов, который закон предоставляет налогоплательщику, чтобы он имел возможность влиять на принятие решения по итогам проверки.

Итак, после получения акта налогоплательщик вправе подать в налоговый орган свои письменные возражения на акт проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ). Сделать это можно в следующих случаях:

  • налогоплательщик не согласен с выводами и предложениями налогового инспектора по существу;
  • следует указать руководителю инспекции (его заместителю) на нарушения прав налогоплательщика в ходе проверки, на ошибки и неточности в составленном акте.

Представление возражений — право , а не обязанность налогоплательщика. Поэтому возражения можно и не подавать. Но, как правило, возражения на акт камеральной проверки представлять необходимо. Особенно если организация или индивидуальный предприниматель (ИП) намерены отстаивать свою позицию как перед руководителем налогового органа (его заместителем), который будет рассматривать материалы проверки, так и впоследствии в вышестоящем органе или суде.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Важность возражений значительно возрастает, если у организации (ИП) есть аргументы по существу предъявленных обвинений и они достаточно убедительны. Возражения и возможность судебной отмены решения по итогам проверки — весомый аргумент для налоговиков. Поэтому решение по результатам проверки будет принято с учетом возражений, представленных налогоплательщиком.

Особо подчеркнем, что в возражениях не стоит указывать на формальные нарушения порядка проведения камеральной проверки (например, срока проверки, процедуры допроса и т. п.) или оформления акта проверки. Целесообразно ограничиться доводами, подтвержденными правильно оформленными документами, которые смогут убедить налоговиков в ошибочности их выводов.

Возражения подаются в письменном виде (п. 6 ст. 100 НК РФ). Поскольку НК РФ не содержит требований к оформлению и содержанию возражений на акт камеральной проверки, налогоплательщик вправе составить возражения в произвольной форме.

При оформлении вводной части возражений следует указать:

  • наименование организации или фамилию, имя и отчество (для физического лица, ИП);
  • адрес места нахождения согласно учредительным документам организации или адрес места жительства (для физического лица, ИП);
  • ИНН и КПП;
  • дату представления возражений;
  • точное наименование налогового органа, в который представляются возражения;
  • фамилию, инициалы и должность инспектора, который проводил камеральную проверку;
  • по какой декларации (расчету) проводилась проверка (налог, период).

Кроме того, можно упомянуть даты начала и окончания проверки.

При этом нужно сразу указать всю спорную сумму, со взысканием которой организация (ИП) не согласна, а также привести обоснованные аргументы.

  • формулируйте свои аргументы кратко и четко, со ссылками на статьи НК РФ. Не забудьте, что ссылаться нужно на нормы в редакции, которая действовала в спорный период, а не в тот период, когда составляются возражения;
  • постарайтесь подобрать судебные решения, подтверждающие вашу правоту. Желательно, чтобы это были решения по вашему судебному округу или решения ВАС РФ;
  • если есть возможность, сошлитесь на разъяснения Минфина России, ФНС России или регионального Управления ФНС России. Если вам по спорному эпизоду давала письменные разъяснения ваша инспекция, обязательно сошлитесь и на них;
  • не стоит надеяться на формальные доказательства вашей правоты, чрезмерно увлекаться толкованием норм права и ссылками на практику. Лучший аргумент — наличие подтверждающих вашу правоту документов (регистров бухгалтерского учета, первичных и иных документов).

К СВЕДЕНИЮ

Порядок представления возражений на акт камеральной проверки установлен в п. 6 ст. 100 НК РФ.

В соответствии с п. 6 ст. 100 НК РФ для составления и подачи возражений налогоплательщику отводится один месяц со дня получения экземпляра акта камеральной проверки. Срок представления возражений истекает в соответствующее число месяца, следующего за месяцем получения акта камеральной проверки (п. 5 ст. 6.1 НК РФ).

ПРИМЕР 1

Организация получила акт камеральной проверки 20.01.2015. Возражения нужно представить не позднее 20.02.2015.

Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то последний день, когда можно представить возражения, истекает в последний день этого месяца (абз. 2 п. 5 ст. 6.1 НК РФ).

ПРИМЕР 2

Организация получила акт камеральной проверки 30.01.2015. Возражения нужно представить не позднее 28.02.2015.

Представить возражения организация (ИП) вправе в любой день установленного срока, в том числе и в последний.

Нюансы камеральной проверки по НДС

Камеральная проверка по налогу на добавленную стоимость является, по мнению многих практиков, наиболее сложной и непредсказуемой. Так, поводом для ее проведения могут быть не ошибки и несоответствия в отчетности, а поданная в ИФНС декларация с заявленной суммой налога к возмещению из бюджета. При этом размер заявленной суммы не имеет значения.

Напомним, что возмещению подлежит полученная разница между суммой налоговых вычетов и суммой НДС, исчисленного по облагаемым операциям по итогам налогового периода.

Камеральная проверка по налогу на добавленную стоимость всегда сопровождается истребованием от налогоплательщика дополнительных документов, подтверждающих правомерность применения вычетов. При этом счет-фактура служит основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг, имущественных прав) сумм НДС к вычету (ст. 169 НК РФ).

С 01.01.2015 расширяется перечень случаев, когда при проведении камеральной проверки налоговики вправе истребовать дополнительные документы. Так, при камеральной проверке декларации по НДС могут быть истребованы счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям, сведения о которых содержатся в представленной декларации и не соответствуют сведениям об этих же операциях, указанным (п. 8.1 ст. 88 НК РФ):

  • в декларациях по НДС, представленных другими лицами;
  • в журналах учета счетов-фактур, представленных посредниками — неплательщиками НДС.

ПРИМЕР 3

Инспекция по итогам камеральной проверки откажет плательщику в возмещении НДС, если им необоснованно заявлены вычеты по НДС по счетам-фактурам, которые относятся к более ранним периодам.

Как правило, в такой ситуации организация подтверждает фактический период получения счетов-фактур в журнале входящей корреспонденции, книге покупок и журнале регистрации полученных счетов-фактур. Однако этого недостаточно.

Проверяющие укажут на то, что суммы НДС, предъявленные плательщику при приобретении товаров (работ, услуг), подлежат вычету в том налоговом периоде, в котором у него возникло на это право, то есть этот момент не может быть произвольно перенесен на другой период. Данная позиция поддержана судебной практикой (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19.09.2013 по делу № А81-3853/2012).

При возникновении спора по такому вопросу налогоплательщику следует обратить внимание, в каком периоде товары (работы, услуги) были приняты на учет, поскольку по общему правилу именно дата счета-фактуры определяет дату его принятия и вручения контрагенту по договору.

К СВЕДЕНИЮ

Журналы входящей корреспонденции и журналы регистрации счетов-фактур являются односторонними документами самого налогоплательщика, поэтому не являются достаточным доказательством позднего получения счетов-фактур.

Налогоплательщику важно учитывать следующие моменты:

  • факт получения счетов-фактур существенно позже указанных в них дат (по причине изготовления их с нарушениями и возвращения контрагентам для доработки, плохой работы почты и территориальной удаленности контрагентов) должен быть документально подтвержден;
  • наиболее распространенным способом документального подтверждения факта получения счетов-фактур позже указанных в них дат является использование почтовых конвертов с соответствующими датами оттиска штемпеля.

Налоговые органы в таких случаях могут проявить интерес к весу почтовой корреспонденции. Если проверяющие объективно докажут невозможность получения в каком-либо конверте счетов-фактур (например, в количестве 100 штук счетов-фактур по описи вложения в конверте весом 20 г), то в заявленной сумме вычетов НДС могут отказать. В таких случаях судебная практика на стороне проверяющих (Постановление ФАС Московского округа от 06.12.2012 по делу № А41-31731/11, Десятого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2012 по делу № А41-31731/11).

Отметим, что в счета-фактуры, составленные с даты вступления в силу Постановления Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 (в ред. от 29.11.2014) «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» (далее — Постановление № 117), исправления вносятся продавцом путем составления их новых экземпляров.

При этом не допускается изменение даты счета-фактуры, указанной до внесения в него исправлений (п. 7 Приложения № 1 к Постановлению № 1137).

По мнению Минфина России, выраженному в письме от 12.03.2013 № 03-07-10/7374, налогоплательщик может применять вычет НДС в течение трех лет при подаче уточненной декларации по этому налогу за период, в котором возникло право на его применение.

ПРИМЕР 4

Одним из оснований для доначисления НДС может быть довод инспекции о взаимозависимости сторон сделки и установлении в связи с этим нерыночной цены товаров (работ, услуг). В связи с этим распространенной причиной отказа в получении возмещения (применения вычетов) по НДС является вывод проверяющих о получении плательщиком необоснованной налоговой выгоды.

Налогоплательщику в этой ситуации важно знать: налоговая выгода не может быть признана обоснованной, только если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением им реальной предпринимательской или другой экономической деятельности. В Постановлении Президиума ВАС РФ от 06.04.2010 № 17036/09 указано, что в каждом конкретном случае необходимо доказать, каким образом взаимозависимость повлекла необоснованную налоговую выгоду и за счет чего конкретно она образовалась.

Также в ходе камеральной проверки по НДС налоговики часто ставят вопрос о добросовестности контрагентов . В связи с этим обращаем внимание на то, что деятельность организаций не может ставиться в зависимость от наличия или отсутствия достаточного количества имущества и (или) сотрудников.

Но если ИФНС в ходе проверки усмотрит выполнение договорных обязательств не по существу, то в таких случаях возможна их переквалификация и доначисление налога.

Например, основанием для переквалификации спорного агентского договора может послужить вывод налогового органа о том, что фактически деятельность по приобретению и реализации товара осуществлялась организацией не в интересах принципала, а в собственных. Поэтому цель оформления агентских договоров может быть истолкована как получение организацией необоснованной налоговой выгоды, поскольку НДС исчислялся с агентского вознаграждения, а не с реализации товаров.

Резюме

На процесс и результат камеральной налоговой проверки влияет много факторов:

  • качество и достаточность документов, подтверждающих заявленные организацией (индивидуальным предпринимателем) налоговые льготы;
  • компетентность проверяющих;
  • технические возможности телекоммуникационных каналов связи;
  • сложности толкования норм налогового и гражданского законодательства.

В связи с этим организациям и предпринимателям не стоит недооценивать значение камеральной проверки. Наоборот, нужно основательно взвешивать возможные риски при ее проведении, а в случае необходимости представлять обоснованные и аргументированные возражения по существу предъявленных налоговиками требований с целью получения по итогам камеральной проверки наиболее безболезненного результата.

Практикующий бухгалтер

Причины и сроки приостановления
или продления проверки

Чтобы собрать больше доказательств нарушений, инспекторы вправе приостановить проверку или продлить ее срок. Практика показывает, что продление и приостановка проверки вызывают у компаний вопросы. Например, вправе ли налоговики приостановить «камералку»? Можно ли в это время допрашивать свидетелей? Нужно ли выполнять требование о представлении документов, если проверка приостановлена?

Чтобы избежать дальнейших разногласий по данному вопросу, ФНС России в своем письме от 13.09.2012 № АС-4-2/15309 (Минфин России высказал аналогичное мнение в письме от 19.06.2012 № 03-02-08/52) уточнила дату начала камеральной проверки – это день подачи декларации или расчета, так как декларацию налоговики могут получить и по почте, а срок окончания не может превышать 3 месяцев с даты подачи и не зависит от способа получения налоговиками данной декларации.

ПОЗИЦИЯ СУДА

Инспекторы могут продлить выездную проверку, если для ее проведения нужно исследовать большое число документов.

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13.08.2013 № 03АП-3698/13 .

Налоговики вправе приостановить уже продленную проверку

Продлить двухмесячный срок проверки проверяющие могут на основании п. 6 ст. 89 НК РФ. На данный момент выездные проверки проводятся налоговыми органами нечасто из-за возросшего количества налогоплательщиков, и поэтому проводятся по определенным показателям (например, когда налоговики уверены, что они смогут взыскать в бюджет достаточно денежных средств, чтобы «окупить» проведение проверки). В выборе налогоплательщиков для проведения выездной проверки налоговики руководствуются приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ . В разделе 4 данной концепции приведены аналитические данные, на основании которых организация или ИП на УСН может предположить, что ей следует готовиться к выездной проверке.

Итак, сначала руководство налоговой инспекции принимает решение о проведении выездной налоговой проверки, потом имеет право продлить срок этой проверки с 2 месяцев до 4 или даже 6. При этом и в 2-месячный срок, и после ее продления руководство налоговой инспекции на основании п. 9 ст. 89 НК РФ имеет право приостановить выездную проверку на основании:

  • необходимости получения дополнительных документов или информации, перечисленных в ст. 93.1 НК РФ по конкретной сделке (данное основание действует только один раз на одного контрагента, у которого необходимо получить документы);
  • необходимости получения информации от госорганов иностранных держав по международным договорам РФ;
  • необходимости проведения экспертизы;
  • необходимости перевода на русский язык документов, которые налогоплательщик представил на иностранном языке.

Приостанавливать проверку налоговики имеют право несколько раз, оформляя это соответствующим решением, но общий срок таких приостановок не может быть больше шести месяцев, кроме подпункта с иностранными госорганами. По данному основанию срок приостановления налоговики могут продлить еще на три месяца.

Когда проверка приостанавливается, то, согласно п. 9 ст. 89 НК РФ, и требование проверяющих по представлению им документов налогоплательщика приостанавливается, при этом налоговики обязаны покинуть территорию проверяемой организации и вернуть все документы – подлинники, которые были ранее представлены по их требованию налогоплательщиком (за исключением документов, которые налоговики сами изъяли в процессе проверки).

В случае же простого продления срока проверки сама проверка не останавливается, а просто удлиняется.

ПОЗИЦИЯ СУДА

Сам по себе тот факт, что инспекторы вынесли решение по результатам проверки с опозданием, не означает, что они нарушили права налогоплательщика.

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 25.12.2008 № Ф08-7602/2008 .

Из-за самовольного продления проверки отменить решение по ней не удастся

Основания для продления проверки приведены в приложении № 4 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ . Итак, продлить срок проверки налоговики могут, если:

  • они проверяют налогоплательщика из категории крупнейших;
  • выездная проверка уже идет, но получена дополнительная информация от полиции или из других госорганов о налоговом нарушении, совершенном данным налогоплательщиком;
  • форс-мажорные обстоятельства (территория налогоплательщика подверглась затоплению, пожару или другому бедствию);
  • наличие у проверяемой организации обособленных подразделений, причем если этих подразделений от 4 до 10, то срок проверки увеличивается до 4 месяцев, если же их 10 и более – до 6 месяцев. Если же их менее 4, но они настолько крупны, что их доля налогов в налоговой нагрузке в целом по налогоплательщику составляет не менее 50%, а их имущество составляет также не менее 50% от общего имущества организации, то проверку также продлят до 4 месяцев;
  • налогоплательщик не представил документы на проверку в требуемый по п. 3 ст. 93 НК РФ 10-дневный срок;
  • иные обстоятельства – данный пункт показывает, что перечень не закрытый, и проверку могут продлить, например, из-за большого документооборота фирмы, большого количества проверяемых налогов (сплошная проверка), если фирма осуществляет несколько видов деятельности, использует сложные технологические процессы или имеет слишком большую организационную структуру и т. д.

Так что найти основание для продления проверки налоговикам не составит труда, а значит, и отменить решение по данной проверке будет нельзя, что и подтверждают практически все суды. Например:

Судебная практика Решение суда
ФАС Западно-Сибирского округа в своем постановлении от 17.03.2010
№ А75-9464/2009

признал законным продление проверки по ряду обстоятельств

ФАС Северо-Западного округа
в постановлении
от 03.11.2010 № А42-10898/2009

продлил проверку из-за большого объема представленных документов

ФАС Поволжского округа в постановлении
от 23.12.2010 № А57-6890/2010

обосновал продление проверки сложным технологическим процессом производства аккумуляторов


от 03.08.2010 № Ф09-5923/10-СЗ

признал продление проверки законным из-за большой сети контрагентов

ФАС Уральского округа в постановлении
от 25.10.2011 № Ф09-6768/11
решил, что раз проведение выездной проверки не мешало хозяйственной деятельности предприятия, то и не так важно,
в какой срок ее провели

Правда, есть исключения, например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 19.10.2009 № А32-4454/2009-3/50 , который не признал законным продление проверки до 4 месяцев налогоплательщика на УСН с объектом налогообложения «доходы». Данный налогоплательщик представил на проверку документы о своих доходах, но отказался представить налоговикам документы, подтверждающие его расходы. Суд признал его правоту, так как у «упрощенца» с этим объектом налогообложения нет обязанности вести учет своих расходов, а представление документов по доходам обеспечивало проверяющих полной картиной для проведения проверки.

ПОЗИЦИЯ СУДА

Представление запрошенных документов в день возобновления выездной проверки исключает налоговое правонарушение компании и ответственность за несвоевременное исполнение требования.

Постановление ФАС Поволжского округа от 24.07.2013 № А12-31579/2012 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 18.11.2013 № ВАС-15809/13).

Решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки

Проверка приостанавливается с указанной в решении налоговых органов о приостановлении проверки даты, а продолжается с даты, назначенной в решении о продолжении проверки. Решение о приостановлении принимает руководитель (его заместитель) налоговой инспекции по месту регистрации проверяемой организации или по месту жительства ИП. Форма этого решения приведена в приложении № 5 к приказу № ММВ-7-2/189@.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Необоснованное затягивание сроков приостановления выездной проверки может привести к отмене решения налогового органа, вынесенного по результатам такой проверки.

Допрос свидетеля во время приостановления проверки не поможет оспорить решение

На основании п. 1 ст. 90 НК РФ налоговики имеют право по интересующим проверяющих обстоятельствам под протокол допросить любого человека в качестве свидетеля как в стенах налоговой инспекции, так и по месту его нахождения в соответствии с п. 4 ст. 90 НК РФ и на основании решения налогового органа. Форма этого протокола приведена в приложении № 11 к приказу № ММВ-7-2/189@ . Исключением согласно п. 2 ст. 90 НК РФ являются малолетние дети и представители профессий, которые обязаны сохранять тайну по информации, полученной ими в ходе выполнения их профессиональных обязанностей (аудитор, адвокат).

Проведение допроса свидетелей осуществляется в ходе проведения выездной проверки, но бывают случаи, когда свидетеля вызывают на допрос еще в момент проведения проверки, а к моменту, когда свидетель является на допрос, уже вступает в силу решение о приостановке проведения проверки. Будет ли такой допрос законным?

Позиция Минфина России (письмо от 18.01.2013 № 03-02-07/1-11) и позиция ФНС России (письмо от 13.09.2012 № АС-4-2/15309) совпадает по этому вопросу. Они считают, что согласно п. 9 ст. 89 НК РФ при приостановке проверки налоговики не имеют права осуществлять свои действия на территории проверяемого налогоплательщика. Но допрос свидетеля можно провести и в стенах налоговой инспекции, и у него дома (нужно только взять на это письменное согласие как у свидетеля, так и у лиц, с ним проживающих).

Чаще всего суды согласны с этой позицией. Решения судов приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Наименование суда Дата и номер постановления Примечание
1 ФАС Дальневосточного округа 20.03.2009 № Ф03-711/2009 Свою позицию Минфин России в письме от 18.01.2013 № 03-02-07/1-11 подкрепляет именно этими решениями
2 12.01.2010 № АЗЗ-16826/2008
3 ФАС Волго-Вятского округа 12.10.2011 № А29-8923/2010
4 ФАС Волго-Вятского округа 05.03.2012 № А29-1341/2011
5 ФАС Восточно-Сибирского округа 05.05.2012 № А19-8142/2011 Суд признал законным допросы свидетелей, полученных в результате проверки других организаций
6 ФАС Северо-Западного округа 20.06.2012 № А05-9429/2011 Суд не нашел в ст. 90 НК РФ информации, что допрос свидетеля может быть осуществлен только в период проведения проверки
7 ФАС Уральского округа 16.10.2012 № Ф09-9504/12 Поддержал налоговиков

Но есть и другая точка зрения, которая приведена в таблице 2.

Таблица 2.

Наименование суда Дата и номер постановления Примечание
1 ФАС Поволжского округа 29.07.2010
№ А65-23705/2009
Определением ВАС РФ от 14.02.2011 № ВАС-15622/10 в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра отказано
2 ФАС Восточно-Сибирского округа 24.08.2010
№ А78-8715/2009
Данные суды считают, что на период приостановки проверки налоговики могут только осуществлять действия в соответствии с п. 9 ст. 89 НК РФ – требовать документы и ждать их, а допрос свидетелей в этот пункт не входит
3 ФАС Московского округа 06.07.2011
№ А40-98225/2010

Итак, как мы видим, у судов нет однозначной позиции по данному вопросу, но рассчитывать, что допрос свидетеля во время приостановки проверки может дать налогоплательщику право на обжалование штрафных санкций налоговиков, не стоит.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Во время приостановления проверки допрашивать свидетелей могут только инспекторы, включенные в рабочую группу.

Компания представила в инспекцию истребованные документы в день возобновления проверки

В соответствии со ст. 93 НК РФ налоговики имеют право требовать документы, которые с точки зрения налоговиков им необходимы для проверки.

Для этого проверяющие направляют требование о представлении документов налогоплательщику лично, почтой или по каналам телекоммуникационной связи. Требуемые документы в соответствии с п. 2 ст. 93 НК РФ в виде заверенных (не обязательно нотариально) копий должны быть представлены лично (либо через представителя, заказным письмом или в электронной форме) в течение 10 дней с даты получения требования. Если истребованные документы не могут быть представлены в установленный п. 3 ст. 93 НК РФ срок, налогоплательщик должен в течение следующего дня после получения требования уведомить налоговиков о причинах, по которым невозможно уложиться в данный срок. В ответ на это руководитель налоговой инспекции в двухдневный срок с момента получения письма налогоплательщика принимает решение: продлить или отказать.

Если налогоплательщик не представит налоговикам документы (откажется или представит позже указанного срока), то согласно п. 4 ст. 93 НК РФ за это налоговое нарушение проверяющие имеют право изъять требуемые документы (выемка – ст. 94 НК РФ) или оштрафовать налогоплательщика по п. 1 ст. 126 НК РФ из расчета 200 руб. за каждый непредставленный документ.

Пример 2.

Налоговики во время осуществления выездной проверки ООО «Традиции качества» предъявили требование о передаче им документов 16.09.2011.

20.09.2011 руководство налоговой инспекции по просьбе налогоплательщика продлило срок для передачи документов до 07.10.2011.

23.09.2011 налоговики приостановили проверку и возобновили ее 02.11.2011.

02.11.2011 ООО «Традиции качества» передало налоговикам требуемые документы в полном объеме.

Налоговики решили оштрафовать фирму в соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ за нарушение сроков представления документов.

ФАС Московского округа в своем постановлении от 29.11.2012 № А40-54948/2012 пришел к выводу, что налоговая ответственность в виде штрафа по п. 1 ст. 126 НК РФ к данной организации применяться не может, т. к. то, что документы не были переданы в период, когда проверка не велась, не является правонарушением, а вот требование данных документов в этот период как раз нарушает п. 9 ст. 89 НК РФ и права налогоплательщика.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Факты нарушения сроков приостановления выездной проверки хотя и устанавливаются судами, но, как правило, не рассматриваются в качестве достаточных оснований для признания недействительным решения налогового органа, вынесенного по результатам проверки.

Инспекторы одновременно вручили организации требование о представлении документов и решение о приостановлении выездной проверки

Бывают случаи, когда налоговики одновременно вручают требование о представлении документов и решение о приостановке выездной проверки.

Пример 3.

В ООО «Фэлтон» налоговики осуществляют выездную налоговую проверку. Руководитель налоговой службы 14.09.2015 подписал требование о представлении документов в ходе проверки, а 15.09.2015 – решение о приостановлении налоговой проверки с 15.09.2015. Оба решения проверяющий инспектор вручил лично директору ООО «Фэлтон» 16.09.2015.

Так как согласно п. 9 ст. 89 НК РФ во время приостановления выездной налоговой проверки все действия налоговиков должны быть приостановлены, то вручение налоговиками требования о предъявлении документов в этот момент является незаконным и, соответственно, данное требование можно не исполнять.

Но есть нюанс – это даты, так как решение о приостановке начинает действовать с указанной в решении даты, а требование о представлении документов согласно п. 1 ст. 93 НК РФ – с даты получения этого требования. В нашем случае, хотя решения руководством были подписаны в разные дни, но сначала начало действовать решение о приостановке проверки, и получается, что требование о представлении документов стало действовать тогда, когда налоговики уже не имели права истребовать документы.

Аналогичные ситуации были рассмотрены судами, которые также решили, что требование о документах стало действовать уже после решения о приостановке, и поэтому были приняты решения в пользу налогоплательщиков. Однако не стоит забывать, что суды могут решить и по-другому (см., например, постановление ФАС Московского округа от 29.11.2012 № А40-54948/2012 , постановление ФАС Московского округа от 14.02.2013 . Кроме того, на это обратил внимание Пленум ВАС РФ в п. 26 своего постановления от 30.07.2013 № 57 .

Как видите, на этих примерах мы в очередной раз смогли убедиться, что не стоит бояться обращаться в суд, когда ваши права как налогоплательщика ущемляют правоохранительные органы.

Для того, чтобы определить насколько правомерно решение налоговых органов по камеральной проверке в отношении проверяемой организации, в первую очередь нужно определить какие законодательством установлены сроки проведения камеральной налоговой проверки.

Сроки проведения камеральной налоговой проверки

Сроки проведения камеральной налоговой проверки ограничены тремя месяцами. При этом началом проверки считается день, который следует за датой представления отчета в ИФНС. Определить срок проверки можно так: если отчет в налоговую сдан 20 апреля 2017 года, то камеральная проверка может проводиться с 21 апреля по 20 июля 2017 года. Причем, если последний день проверки приходится на выходной или праздничный день, то крайний срок переносится на следующий рабочий день. Таким образом, если крайний срок пришелся, например, на 1 мая, то переносится он на ближайший рабочий день, то есть 5 мая.

Если в третьем месяце срока проверки соответствующее число определить нельзя, то закончится проверка в последний день третьего месяца.

Например, ИФНС получила декларацию от организации 31 августа 2017 года, то крайний срок должен приходиться на то же число, но через три месяца, то есть на 31 ноября 2017 года. Такой даты нет, а значить срок проведения камеральной проверки заканчивается 30 ноября 2017 года.

Исключения из определения срока проведения проверки не предусмотрены и тогда, когда организация сдала отчет или декларацию досрочно. Отчет срока налоговой проверки начинается со дня, следующего за датой поступления отчета в налоговую, независимо от того, какой срок подачи является крайним.

Камеральная проверка при подаче «уточненки»

Рассмотрим как определить срок камеральной проверки если организация в ходе проверки декларации подала по ней же уточненную декларацию. Правило трехмесячной проверки действует как для первичной, так и для уточненной отчетности. При подачи уточненной декларации, налоговая останавливает камеральную проверку по первичной и приступает к проверке «уточненки».

Соответственно, с подачей уточненной декларации срок проверки первичной заканчивается в этот же день. А следующий день является датой начала новой проверки.

Конечно, данное правило не работает, если к тому времени, как организация подала уточненную декларацию, налоговая уже проверила первичную и составила соответствующий акт. В этом случае сначала буде вынесено решение по первой отчетности, а затем по «уточненке».

Продление срока проверки

Нарушение срока камеральной проверки

Даже если налоговая инспекция нарушила срок проверки, но решение по ее итогам организации предоставила, отменить его уже нельзя. Для отмены решения ИФНС должна нарушить более значимые условия проведения проверки. Например, если налоговая не дает возможность организации принимать участие в рассмотрении материалов, а также представлять пояснения по ним. Решение также может быть отменено, если, например, нарушения налоговиков привели к неверному решению в отношении проверяющей организации. Но превышение срока проверки к нарушению отнести нельзя и отмена решения из-за этого невозможна.

Важно! Налоговая инспекция может по итогу камеральной проверки вынести решение в более поздний срок, чем установлен НК РФ. Такое решение отмене не подлежит.

Но это правило не касается запросу документов, необходимых для проверки. Если налоговая после трехмесячного срока потребует предоставить какие либо подтверждающие документы, то решение налоговиков по итогам проверки можно признать незаконным.

Как определить день представления декларации

Для того, чтобы точно определиться с датой начала и окончания камеральной налоговой проверки, нужно точно знать день подачи декларации.

Определяют день подачи декларации исходя из способа, которым она была подана. Различают три способа:

  1. Лично в налоговую инспекцию. В этом случае дата представления считается дата фактической подачи декларации.

Важно! Подавая декларацию лично в налоговую инспекцию, проследите за тем, чтобы принимающий инспектор поставил отметку о принятии на вашем экземпляре. Такая отметка будет содержать дату получения инспекций отчета.

  1. Через ТКС в виде электронной отчетности. При оправке отчетов по каналам телекоммуникационной связи дата будет указана в квитанции о приеме, которую зафиксирует оператор.
  2. Почтой России. Несмотря на то, что последний день отправки отчета таким способом совпадает с крайним сроком представления декларации, инспекторы получат ее только через несколько дней. С даты получения письма налоговой и будет отсчитываться срок проверки в 3 месяца.

Для того, чтобы при отправлении отчета Почтой РФ организация точно могла определить дату получения декларации налоговым органом, письмо следует оформить должным образом. То есть отправлять отчет нужно ценным письмом, с описью вложенных документов и уведомлением о вручении. Тогда организация будет точно знать дату получения налоговой декларации.

Акт проведения камеральной проверки

В настоящее время каждый отчет и декларация, подаваемые в налоговую подлежат камеральной налоговой проверке. Если организация не получила никаких уведомлений о результате проверки, это не означает, что проверка не была проведена.

От того ка прошла камеральная проверка налоговыми органами зависит ее результат. Если при проведении проверки ИФНС нарушений не выявила, то оформлять каким то образом свое решение налоговики не будут. То есть, налоговые органы не обязаны уведомлять организацию о том, что проверка прошла успешно. Соответственно, если по прошествии установленного законодательством срока компания не получила акт камеральной проверки, это означает только одно, что нарушения в ходе проверки выявлены не были. Но исключения из такого правила все же есть. При подаче декларации по НДС на возмещение налога, налоговики обязаны сообщать о любом результате камералки. Для этого в семидневный срок ИФНС направляет в организацию уведомление о результате проверки.

Если организация с вынесенным налоговыми органами решением не согласна, она вправе написать в инспекцию возражение, либо обжаловать решение налоговой в УФНС или суде.

Законодательная база

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос: По итогам камеральной проверки налоговая прислала в адрес нашей организации акт о нарушении, по которому мы занизили сумму налога. В акте указан срок проведения проверки, значительно превышающий 3 месяца. Может ли наша организация обжаловать такое решение налоговой?

Ответ: Если Ваша организация действительно занизила налог к уплате, обжаловать решение налоговой, основываясь только на превышении срока проверки не получится. Если Вы не согласны с решением, озвученном в акте проверки, Вы можете написать возражение в налоговую.

Налог на доход физических лиц — один из обязательных отчётных документов для налоговых органов, посредством которых последние получают возможность сопоставлять фактическое положение материальных дел с указанными данными. В случае обнаружения ошибок или недочётов налогоплательщик призывается к даче пояснений. А сам процесс поиска нарушений входит в комплекс мер под названием «камеральная проверка ».

О том, каков регламент, последовательность и процедуры используются в данном случае, разберём далее в статье.

Сразу скажем, что порядок проведения подобных мероприятий, ответственность и права сторон прописаны в статье 88 Налогового кодекса Российской Федерации. Именно отсюда черпаются основания, методы взаимодействия и противодействия нарушениям.

Камеральная проверка налоговой декларации : кто должен сдавать документ?

Несмотря на то, что данному виду налогообложения подлежит абсолютное большинство физических лиц, независимо от статуса, далеко не все подают декларацию в территориальный налоговый орган. Соответственно, возникает резонный вопрос — почему? Всё элементарно — за большую часть физических лиц в нашей стране эту работу выполняют налоговые агенты:

  • работодатели;
  • наниматели;
  • заказчики и многие другие.

То есть люди или субъекты финансово-хозяйственной деятельности, которые проводят фактические взаиморасчёты за выполненный объём работы, предоставленные услуги на постоянной основе и прочее.

Однако есть и такая группа лиц, вынужденная самостоятельно заниматься данным вопросом. Это частные юристы и нотариусы, оценщики, медиумы и спиритуалисты. Кроме того, подать декларацию придётся лицам, получившим в дар движимое или недвижимое имущество, ведущим деятельность за пределами страны с переводом сюда денежных средств и некоторым другим. Так что знания, извлечённые из данного материала, помогут всем вышеперечисленным налогоплательщикам.

Особенности проведения камеральной проверки 3-НДФЛ в 2018 году: начало процесса

Слово «камеральная» в данном определении означает, что все проверочные мероприятия будут осуществляться должностными лицами, не покидая помещения территориального отделения ФНС. При этом для инспекторов с целью защиты прав налогоплательщиков действует ряд строгих ограничений, включая:

  • Камеральную проверку инспектор может проводить лишь за тот период, за который сдана декларация (законом установлен 1 календарный год).
  • Инициировать повторные мероприятия или проводить проверку дополнительных документов должностное лицо не имеет права.
  • В процессе проведения мероприятия инспектор также не имеет права запрашивать у налогоплательщика дополнительных материалов, кроме указанных в обязательном перечне при подаче декларации.

Любое нарушение вышеуказанных требований ставит под вопрос компетентность специалиста и является основанием для аннулирования выведенных результатов.

Важно: для камеральной проверки должностному лицу не требуется указанием или разрешение вышестоящих органов. Процесс начинается без уведомления лица, сдавшего декларацию.

Завершается ревизия также без каких-либо уведомлений, но лишь в том случае, если в документах и расчётах не было обнаружено ошибок. Если же неточности зафиксированы, налоговый инспектор оповещает об этом плательщика и требует от него, либо прокомментировать, либор исправить ошибки.

Каков срок проверки налоговой декларации по форме 3-НДФЛ?

О том, сколько идёт камеральная проверка , можно узнать из официальных документов. В частности, из статьи 88 НК РФ в пункте 2. Существует чёткий регламент, отводящий ровно 3 месяца на проведение данного мероприятия ответственному должностному лицу. Никаких исключений в этом аспекте быть не может. Однако существуют некоторые обстоятельства, влияющие на данный параметр.

Они частично зависят от налогоплательщика (допущенные ошибки) и проверяющего (законные требования о разъяснениях).

Также на фактический срок камеральной проверки декларации влияет ряд внешних обстоятельств, способных существенно затянуть процесс без воли сторон данных отношений. О подобных случаях поговорим ниже.

Полномочия налоговой инспекции по продлению срока проверки 3-НДФЛ и внешние факторы воздействия

Итак, единственным законным методом для должностных лиц фактически продлить срок проведения камеральной проверки заключается в обнаружении ошибок и требовании разъяснений от налогоплательщика. Тот, в свою очередь, при самостоятельной фиксации недочётов может, не дожидаясь официального запроса, направить уточнённую декларацию с пояснениями и сносками, а также приложенными документами, подтверждающими правильность расчётов.

При наступлении такого случая срок проверки обнуляется и начинается заново, что даёт инспектору ещё 3 месяца.

Второй интересный момент связан с ситуациями, когда справка по форме доставляется почтовым отправлением в соответствующий орган.

Срок проведения проверочных мероприятий в данном случае начинается не с дня отправки, а с момента получения декларации инспектором, так как ранее он физически не может начать работу. Учитывая нестабильность почтовых российских служб, разница от максимально установленного промежутка может составлять до нескольких десятков дней.

Таким образом, сроки проверки налоговой декларации, при юридически чёткой постановке, могут значительно изменяться фактически. И привлечь к ответственности за это никого не удастся. Однако принципиальная важность данного аспекта актуальна лишь в случае, если сам налогоплательщик заинтересован в скорейшем проведении мероприятия. Бывает это не так часто.

Влияние срока на вычет НДФЛ: материальная заинтересованность в скорости проверки

Как оказалось, проведение камеральной проверки с соблюдением установленных сроков может быть выгодно не только инспектору, который рискует получить дисциплинарное взыскание за несоблюдение установленных требований, а и самому налогоплательщику. Это касается людей, рассчитывающих на получение средств в форме налогового вычета по расходам. Затягивание процесса для них весьма нежелательно, поэтому они лучше других разбираются в юридическом аспекте ситуации.

В частности, минимально установленный срок получения вычетов из 3-НДФЛ составляет 4 месяца, а не 3, как сама проверка. Объясняется добавление его очень просто — по закону на начисление средств налогового вычета соответствующим фондам даётся месяц. На практике же ждать 120 дней приходится редко, хотя и такие случаи бывают.

Простой пример получения вычета по НДФЛ

Для тех, кто пока не понимает, как работает данный механизм, рассмотрим простейшую ситуацию. Но, для начала, скажем, что каждый гражданин имеет право вернуть до 13% от подоходного налога в виде последующего вычета.

Налогоплательщик оплатил собственное обучение в высшем учебном заведении на сумму 80 тысяч рублей и имеет на руках соответствующий подтверждающий документ. Его месячная зарплата за подотчётный период составила 50 тысяч рублей.

Учитывая 13% подоходного налога, за год НДФЛ составил 72 тысячи. Указав в декларации вычет, он имеет право получить сумму, не превышающую 13% от налога, что составило 10 тысяч 400 рублей. Учитывая размер оплаты НДФЛ выше этого значения, налогоплательщик может рассчитывать на полное возмещение.

Можно ли проверить камеральную проверку?

С развитием цифровых технологий и массовым распространением сети Интернет, стали доступны различные опции для налогоплательщиков. В частности, каждый автор декларации может узнать о статусе проверки его документа, воспользовавшись личным кабинетом на официальном сайте ФНС России. Для этого необходимо пройти предварительную регистрацию с указанием личных данных налогоплательщика. Процедура занимает не более 5 минут, после чего доступ к различным процедурам и операциям посредством Сети предоставляется на круглосуточной основе.

Просмотр статуса проверки: принципы расчётов

Интерфейс личного кабинета довольно прост. Главным показателем в нём является счётчик процентов. Каждый день он будет увеличиваться на равное значение. Однако это совершенно не означает, что инспектор ежедневно проверяет равное количество информации.

Формула здесь значительно проще и примитивнее, что даёт лишь приблизительное представление о статусе. Трёхмесячный срок здесь берётся за величину 100%, а затем разделяется по дням. Таким образом, 1% приблизительно равен 1 суткам и нескольким часам с учётом выходных, праздников и т.д. Ведь за основу берутся календарные 3 месяца, а не рабочие.

Попытки выяснить текущее положение в телефонном режиме вряд ли увенчаются успехом, так как инспектора не обязаны отвечать на подобные вопросы. Исходя из всего вышесказанного, делаем выводы, оформленные в качестве тезисов:

  1. Чётко установленным, регламентируемым Налоговым кодексом РФ сроком камеральной проверки является 3 месяца с момента получения инспектором соответствующего пакета документов в электронном или бумажном виде.
  2. Изменение данного параметра допускается в случае обнаружения ошибок и недочётов, предоставления уточнённой декларации или пояснений (не позднее 5 дней с момента получения оповещения).
  3. Налоговые вычеты, указанные налогоплательщиком, не влияют на общий временной ценз проведения мероприятия, но дата может сдвинуться на месяц для проведения начислений из фонда.
  4. Оспаривать действия и решения должностных лиц территориального налогового органа можно в законном порядке, обращаясь в вышестоящие и судебные инстанции.

Ежегодно налоговые органы проверяют миллионы деклараций физических лиц. Данный процесс, за редким исключением, довольно быстр, однако высокий уровень загруженности не позволяет инспекторам молниеносно справляться со всеми справками. При необходимости можно контролировать протекание проверки через электронный кабинет и просить ответственное лицо осуществить мероприятие как можно быстрее. Но здесь всё зависит от человеческого фактора.

Публикации по теме