Джеймс Джойс — Биография — актуальный и творческий путь. История жизни Биография джеймса джойса

Джеймс Августин Алоизиус Джойс - ирландский писатель и поэт, представитель модернизма.

Джеймс Джойс родился в Ратгаре, застроенном георгианскими домами районе на южной стороне Дублина, в большой семье Джона Станисласа Джойса и Мэри Джейн Марри. Неудачное ведение дел почти разорило его отца, который вынужден был несколько раз менять профессию. Семья несколько раз переезжала из одного района Дублина в другой. Джеймсу удалось получить неплохое образование, однако нищета и неустроенность его жизни в юности навсегда остались в его памяти, что отчасти нашло отражение в его произведениях. Сам Джойс часто проводил биографические аналогии с главным героем некоторых его работ и одним из главных персонажей его романов «Портрет художника в юности» и «Улисс» Стивеном Дедалом.

В возрасте 6 лет Джойс поступил в иезуитский колледж Клонгоуз Вудс в Клэйне, а затем, в 1893 - в дублинский колледж Бельведер, который закончил в 1897. Через год Джеймс поступил на учёбу в Университетский колледж, который закончил в 1902.

В 1900 в дублинской газете «Двухнедельное обозрение» вышла первая публикация Джеймса Джойса - эссе о пьесе Ибсена «Когда мы, мёртвые, пробуждаемся». В то же время Джойс начал писать лирические стихотворения. С 1916 издавался в литературном американском журнале «Литтл Ревю», основанном Джейн Хип и Маргарет Андерсон.

В возрасте 20 лет Джойс уехал в Париж. Это был его первый отъезд на континент, где, ввиду финансовых проблем, он, как когда-то его отец, часто менял профессии. Он работал журналистом, учителем и т. д. Через год после того, как он приехал во Францию, Джойс получил телеграмму о том, что его мать находится в тяжелом состоянии, и вернулся в Ирландию. После смерти матери в 1904 Джойс опять покинул родину (поселившись в Триесте), на этот раз вместе с горничной Норой Барнакль, на которой впоследствии (через 27 лет) женился.

Незадолго до начала Первой мировой войны Джойс с супругой перебрались в Цюрих, где он начал работать над романом «Портрет художника в юности», а позже и над первыми главами «Улисса». Перемещаясь по Европе, Джойс писал стихи, некоторые из которых публиковались в антологиях имажизма. Он также продолжал работать над «Улиссом», романом, который впервые увидел свет не на родине писателя (где был опубликован только в 1933), а во Франции. Это наиболее известное произведение Джойса, где автор на 600 страницах повествует об одном дне (16 июня 1904) дублинского еврея Леопольда Блума. Несмотря на то, что «Улисс» создавался за границей, по этой книге, как утверждал сам Джойс, «можно было бы восстановить Дублин в случае его разрушения».

В Париже Джеймс Джойс начал работу над своим последним масштабным произведением - романом «Поминки по Финнегану», опубликованном в 1939. Этот сложный экспериментальный роман, однако, не был достаточно хорошо принят публикой, и до сих пор остается книгой «для специалистов», в отличие от более ранней книги новелл Джойса «Дублинцы», считающейся теперь образцовой книгой этого жанра. Популярен ныне также его ранний роман «Портрет художника в юности».

После поражения Франции и оккупации части её территории немецкими войсками в начале Второй мировой войны Джойс вернулся в Цюрих. Он сильно страдал от последствий глаукомы. Здоровье его продолжало ухудшаться, и 13 января 1941 он умер .

Джеймс Джойс – знаменитый ирландский писатель и поэт, считающийся одним из самых влиятельных авторов XX века. Мастер литературы, внесший вклад в развитие модернизма, прославился благодаря романам «Улисс», «Портрет художника в юности» и «Поминки по Финнегану», а также рассказами сборника «Дублинцы».

Детство и юность

Джеймс Августин Алоизий Джойс был уроженцем Ирландии. Он родился 2 февраля 1882 года в южном районе Дублина у Джона Станислава Джойса и Мэри Джейн Марри и был старшим из 15 детей. Семья будущего писателя происходила от фермеров и владельцев предприятия по добыче соли и извести, возможно, состояла в родстве с Дэниелом О"Коннеллом Освободителем, прославленным политиком 1-й половины XX века.

Не имея деловой хватки и навыков ведения бизнеса, отец будущего писателя часто менял работу. В 1893 году, после нескольких увольнений, он вышел на пенсию, которой не хватало на содержание многочисленной семьи, ушел в запой и занялся финансовыми махинациями.

Некоторое время Джон оплачивал учебу Джеймса в иезуитской школе-интернате, а когда деньги закончились, мальчик перешел на домашнее воспитание. В 1893 году благодаря старым связям отца будущий писатель получил место в колледже Бельведера, где присоединился к школьному церковному братству и познакомился с философией , до конца жизни сильно на него влиявшей.


В 1898 году Джеймс стал студентом Дублинского университетского колледжа и начал изучать английский, французский и итальянский языки. Юноша посещал литературные и театральные кружки, писал пьесы, материалы для местной газеты. В 1900 году хвалебная рецензия на книгу «Когда мы, мертвые, пробуждаемся» стала 1-й публикацией в 2-недельном студенческом обзоре.

В 1901 году Джойс написал статью об ирландском литературном театре, которую университет отказался напечатать. Ее издали в городской газете "United Irishman", таким образом представив автора широкой публике.


По окончании колледжа Джойс отправился в Париж изучать медицину, которая оказалась слишком сложной для понимания и усвоения. Молодой человек пошел по стопам отца, часто менял профессии, пытаясь найти средства к существованию, много времени проводил в Национальной французской библиотеке, писал стихи. Вскоре он получил из дома известие о смертельной болезни матери и был вынужден вернуться в Дублин.

Книги

Творческая биография Джойса началась в 1904 году, когда он попытался опубликовать эссе под названием «Портрет художника». Материал не понравился издателям, и автор решил переработать его в роман «Герой Стивен», воспроизводивший события собственной юности, но вскоре забросил работу над произведением.


В 1907 году Джеймс вернулся к наброскам неоконченной книги и полностью их переработал, в результате чего в 1914 году на свет появился роман «Портрет художника в юности», повествующий о ранних годах жизни главного героя Стивена Дедала, очень похожего на самого писателя в молодости.

С 1906 года Джойс начал работу над сборником из 15 рассказов под названием «Дублинцы», в котором дал реалистичное изображение жизни среднего класса в столице и окрестностях в начале XX века. Эти зарисовки были сделаны, когда ирландский национализм пребывал на пике развития, они сосредоточены на идее Джойса о человеческом прозрении в поворотные моменты жизни и истории.


Композиция сборника разделена на 3 части: детство, юность и зрелость. Некоторые персонажи впоследствии перевоплотились во второстепенные образы романа «Улисс». Впервые Джойс попытался опубликовать «Дублинцев» в 1909 году на родине, но получил отказ. Борьба за выход в свет книги продолжалась до 1914 года, когда сборник, наконец, напечатали.

В 1907 году Джеймс сблизился с одним из своих учеников – Ароном Гектором Шмицем, евреем по национальности, писателем и драматургом, известным под псевдонимом Итало Свево, который стал прототипом героя нового романа «Улисс» Леопольда Блума. Работа над произведением началась в 1914 году и продолжалась 7 лет. Роман стал ключевым литературным трудом в истории англоязычного модернизма и библиографии писателя.


В «Улиссе» Джойс использовал поток сознания, пародию, шутки и другие приемы, чтобы представить персонажей. Действие новеллы ограничивалось одним днем, 16 июня 1904 года, и перекликалось с гомеровской «Одиссеей». Писатель перенес древнегреческих героев Улисса, Пенелопу и Телемаха в современный Дублин и воссоздал их в образах Леопольда Блума, его жены Молли Блум и Стивена Дедала, пародийно контрастировавших с оригинальными прототипами.

В книге исследовались различные сферы столичной жизни с упором на ее убогость и однообразие. Вместе с тем произведение является любовно детальным описанием города. Джойс утверждал, что, если Дублин будет разрушен в какой-то катастрофе, он может быть восстановлен, кирпич за кирпичом, по страницам романа.


Книга состоит из 18 глав, которые охватывают примерно один час дня. Каждый эпизод имел собственный литературный стиль и соотносился с определенным событием «Одиссеи». Основное действие происходило в умах персонажей и дополнялось сюжетами классической мифологии и порой навязчивыми внешними деталями.

Серийная публикация романа началась в марте 1918 года в нью-йоркском журнале «The Little Review», но через 2 года ее прекратили из-за обвинений в непристойности. В 1922 году книгу издали в Англии под патронажем редактора Харриет Шоу Уивер. Интересным является тот факт, что вскоре произведение запретили, и 500 экземпляров романа, отправленные в США, изъяли и сожгли на английской таможне.


Завершив работу над «Улиссом», Джойс был настолько истощен, что долгое время не писал ни строчки прозы. 10 марта 1923 года он вернулся к творчеству и начал работу над новым произведением. К 1926 году Джеймс закончил первые 2 части романа «Поминки по Финнегану», а в 1939-м книгу опубликовали полностью. Роман был написан на своеобразном и неясном английском языке, основанном, главным образом, на сложных многоуровневых каламбурах.

Реакция на произведение была неоднозначной. Многие критиковали книгу за нечитабельность и отсутствие единой нити повествования. Защитники романа, в числе которых был писатель Сэмюэл Беккет, говорили о значимости сюжета и целостности образов центральных героев. Сам Джойс сказал, что книга найдет идеального читателя, который будет страдать от бессонницы, и, завершив роман, обратится к первой странице и начнет снова.

Личная жизнь

В 1904 году Джойс встретил Нору Барнакл, женщину из Голуэя, работавшую горничной в гостинице. Молодые люди полюбили друг друга и вместе покинули Ирландию в поисках работы и счастья. Сначала пара обосновалась в Цюрихе, где Джеймс числился преподавателем в языковой школе. Затем Джойса отправили в Триест, бывший в то время частью Австро-Венгрии, и определили на должность учителя английского языка в классе, где готовили военно-морских офицеров.


В 1905 году Нора родила первого ребенка, мальчика, которого назвали Джоджио. В 1906-м, устав от монотонной жизни в Триесте, Джойс ненадолго переехал в Рим и устроился работать клерком в банк, однако и там ему не понравилось. Спустя полгода Джеймс вернулся к Норе в Австро-Венгрию и успел к рождению дочери Лючии в 1907-м.

Финансовое положение Джойса и Норы было тяжелым. Писатель не мог полностью посвятить себя творчеству, так как приходилось зарабатывать на жизнь. Он был представителем киноиндустрии, пытался импортировать в Триест ирландские ткани, делал переводы, давал частные уроки. Семья занимала одно из главных мест в личной жизни писателя, несмотря на все трудности, он до конца жизни оставался с Норой, которая стала его женой через 27 лет после знакомства.


В 1907 году у Джеймса начались проблемы со зрением, которые впоследствии потребовали более десятка хирургических операций. Были подозрения, что писатель и его дочь страдали шизофренией. Они обследовались у психиатра , который сделал заключение, что Джойс и Лючия - «два человека, направлявшиеся на дно реки, один нырял, а другая тонула».

В 1930-х годах денежные проблемы отступили на 2-й план благодаря знакомству Джойса с редактором журнала «Эгоист» Харриет Шоу Уивер. Она оказала финансовую поддержку семье писателя, а после его смерти оплатила похороны и стала распорядителем имущества.

Смерть

11 января 1941 года Джойс перенес операцию в Цюрихе по удалению язвы двенадцатиперстной кишки. На следующий день он впал в кому. 13 января 1941-го он проснулся в 2 часа ночи и попросил медсестру позвонить жене и сыну, прежде чем снова потерять сознание. Родственники находились в пути, когда писатель скончался, менее чем за месяц до собственного 59-летия. Причиной смерти стала прободная язва кишечника.


Джойса похоронили в Цюрихе на кладбище Флунтер. Первоначально тело было погребено в обычной могиле, но в 1966 году, после того как власти Дублина отказали родственникам в разрешении на перевоз останков на родину, на ее месте создали мемориал писателя. Через некоторое время рядом с гранитной доской, на которой высечены цитаты из произведений дублинского модерниста, поставили статую, поразительно похожую на автора «Улисса».

Цитаты

«Я всегда пишу о Дублине, потому что, если я могу постичь суть Дублина, я могу постичь суть всех городов на свете»
«Почувствовать красоту музыки - надо послушать ее дважды, а природы или женщины - с одного взгляда»
«Мысль, что не ты платишь за обед - лучший соус к обеду»
«Гений не делает ошибок. Его промахи – преднамеренные»

Библиография

  • 1904 - «Святая контора»
  • 1904-1914 – «Дублинцы»
  • 1912 – «Газ из горелки»
  • 1911-1914 - «Джакомо Джойс»
  • 1907-1914 – ««Портрет художника в юности»
  • 1914-1915 – «Изгнанники»
  • 1914-1921 - «Улисс»
  • 1922-1939 – «Поминки по Финнегану»

ДЖЕЙМС ДЖОЙС
(1882-1941)

Фамилия Джойс в переводе с французского — веселый; и потому писатель, который смотрел в корень хоть какого слова, считал своими однофамильцами французского барона де Жуайе, также австрийского доктора Фрейда. В Ирландии считают, что все Джойси страны готовы жарко отстаивать свое родство с старым и родовитым кланом Джойсов из западного графства Голуэй. Герб голуейських Джойсов красовался на стенке в рамке, и в романе отец героя — копия отца создателя — гордо обрисовывает его как «наш герб». Семейство было буржуазным, среднего достатка, и мужчины его занимались, в большей степени, виноторговлей. Разорившись на этом родовом поприще, Джон Станислаус Джойс улучшил дела на другом пути, получив хлебную и непыльную должность собирателя налогов. Тогда же — а это был 1880-й год — он женился на юной прелестной женщиной Мэй Мерри, их 2-ой отпрыск, который родился второго февраля 1882 года, вошел в историю мировой литературы, как Джеймс Августин Алоизий Джойс.

Большой энтузиазм для исследователей «черных сторон» любви составляет жизнь и творчество известного английского писателя ирландского происхождения Джеймса Джойса (1882-1941), создателя сверкающих и практически непонятных романов «Улисс», «Портрет художника в молодости», «Дублинцы». Робкий парень Джеймс Джойс никогда не позволял для себя никакой брани в присутствии дам, но в собственных произведениях доходил до глубин грубой брутальности и безудержных сексапильных фантазий. Его шедевр, роман «Улисс», в 1920 году был запрещен в США и Англии за пошлость и оставался под цензурной запретом прямо до середины 30-х годов.

Детство и молодость писателя пришлись на бурный период в истории его родины. В Ирландии шла борьба за независимость от Великобритании. Политические конфликты переплетались с религиозными конфликтами как в самой стране, так и в семье Джойсов.

Джеймса мама желала, что отпрыск станет правоверным католиком, его отдали в иезуитский институт Приобретенная в школьные годы гуманитарное образование посодействовала юноше вступить в Дублинского-университет, где он выбрал собственной специальностью языка и продолжал учить философию. Основной сферой юношеских интересов Джойса стал театр, который играл важную роль в жизни Ирландии. Театру и драматургии посвящена статья юного Джойса «Драма и жизнь». Увлечение театром подтолкнуло Джойса испытать свои силы в драматургии. Летом 1900 года он пишет пьесу «Блестящая карьера», рукопись не сохранилась, но пьеса была написана под воздействием Ибсена. Через год он переводит две драмы Гауптмана. Гауптман и Ибсен составили эру в его жизни. В то же время он также увлекался схоластичною философией Ницше, Шопегауером, французскими символистами (Верлен), театром Метерлинка, английским эстетизмом. В молодости Джойс нередко бродил «по Ночному городку». Так в Дублине именовался район, где были сосредоточены общественные дома. В «Ночном городке» Джойс и «стал мужиком» в четырнадцатилетнем возрасте. Когда ему исполнилось 20 лет, он положил для себя никогда больше не иметь сексапильных отношений с путанами, заявив, что с этого момента будет заниматься сексом только с той дамой, у которой есть душа». Обычная женщина Нора Барнакл, «дама с душой», что ее он избрал, оставалась с ним до конца жизни. Она стала конкретно той дамой судьбы, о встрече с которой Джойс написал: «То был 1-ый случай, когда я не заплатил средств за любовь»… Тот денек, когда они в первый раз были совместно», а конкретно 16 июня 1904 года, перевоплотился в нескончаемый и метафорически растянут на всю историю населения земли денек, описанию которого посвящен большой роман «Улисс». Сей день до сего времени отмечается в Ирландии праздничным карнавальным шествием по Дублину,» джойсовскими местами». И памятная дата у поклонников Джойса получила даже собственное имя: «Bloomsday», по именам 2-ух основных персонажей эпохального романа Леопольда Блюма и Молли Блюм. И все-же Нора оставалась верной Джойсу протяжении всей их долговременной совместной жизни, хотя время от времени и признавалась друзьям, что Джойс желал, чтоб она изменяла ему с другими мужиками, чтоб ему было о чем писать». Джойс вправду прожил тяжелую жизнь и никогда не был ханжой, но его словесное изображение секса, пожалуй, не затмил до сего времени ни один писатель XX века.

Джойс положил для себя предназначить жизнь искусству. В 1902 году он уехал в Париж, где круглый год знакомился с новыми произведениями европейской литературы. В связи со гибелью мамы через год он возвратился в Дублин, где и состоялось его знакомство с Норой Барнакл. Нет колебаний, что Джеймс Джойс, самый ослепительный лирический писатель из Дублина (родом из Дублина были также другие именитые английские писатели — Оскар Уайльд, Айрис Мердок и Джонатан Свифт,- но только для Джойса Дублин выступал неотклонимым литературным персонажем), мучился от невозможности варьировать свою жизнь, в том числе и сексапильное Он не имел, разумеется, никаких гомосексуальных наклонностей, но стремился к необыкновенному самоутверждения через секс. Будучи застенчивым, Джойс обязан был воспользоваться услугами продажных дам. А это, как понятно, просит больших средств. Когда началась 1-ая глобальная война, Джойс переехал в Цюрих, там он начал работу над «Улиссом». Он получил средства от Царского Литературного фонда. Это отдало возможность работать над романом. Но в 1921 году, очень страдая от бедности, Джойс продал рукопись собственного головного романа «Улисс» южноамериканскому миллионеру.
Выслеживается связь романа с «Одиссеей» Гомера. Любой из его 18 эпизодов связан с определенным эпизодом из «Одиссеи». Связь приметен в сюжетных, направленных на определенную тематику либо смысловых параллелях, также в том, что большая часть персонажей романа имеют макеты из поэм Гомера: Блюм — Одиссей, Стивен — Телемак, Молли Блюм — Пенелопа, Белла Коэн — Цирцея и т.д. Также приметным будет то, что в «Улиссе» выслеживается тесноватая, со многими подробностями, связь романа с местом его деяния. Джойс работал со справочником «Весь Дублин на 1904 год». Все, что происходит в романе, сопровождается подробной указанием места деяния, не только лишь улиц, но даже уличной архитектуры и других деталей. Создатель утверждал, что с каждым эпизодом каким-то образом связан определенный орган тела человека, также определенная наука либо искусство, некоторый знак либо цвет. Толкования, имеющие в собственной базе поток сознания, близкие к психоаналитических интерпретаций, что говорят, как будто в «Улиссе» Джойс идет прямо за Фрейдом и делает анализ подсознания, раскрывая ее фобии и комплексы по фрейдистскими рецептам. Как определенную вариацию в него находили прием «реализации подсознательного», т.е. изображение под видом действительности воплощенных, оживших фантазий подсознания. В двадцатые годы психоанализ достигнул пика собственной популярности, и возникновение схожих интерпретаций была неминуемой, невзирая даже на то, что создатель «Улисса» не раз отстранялся от этого способа и высмеивал его, называя Фрейда и Юнга «австрийским Шалтаем и швейцарским Бовтаєм». Вопреки всем, Джойса, в его прозе все-же выслеживаются бесспорные сближение с психоаналитическим направлением. Основной связь обычной: как Джойс, так и психотерапевты стремятся просочиться в работу подсознания еще поглубже, пристальнее, чем это до сего времени делала литература; но подход Джойса ранее задания — тут он совсем прав — не принадлежит Фрейду либо Юнгу, а является полностью самостоятельным. Безусловно также, что в романе употребляется и техника «реализации подсознательного», и создателю не раз приходилось признавать это. Дальше, проникая в подсознание, Джойс обнаруживает там сильно много такового, что находит и психоанализ (и не вожделеет знать прошлый, другими словами «здоровый» взор на внутренний мир человека): патологии обыденного сознания, ужасы, сексапильные извращения. Это общество психических открытий признал сам Юнг, который читал «Улисса» с усердием, «орал, бранился и восторгался», по его своим словам, и признал, а именно, монолог Молли «рядом искренних психических жемчужин». Что все-таки касается Фрейда, то довольно указать на основной момент: вроде бы не отличались подходы, но уже сама тема отцовства как неразрывного, да и болезненного связи, симпатии-антипатии отца и отпрыска,- принципиально сближение Джойса с отталкивающим «Шалтаем».
Напротив, родство с Гомером всегда признавалось с наслаждением. Из всех ранних однобоких либо, поточнее, истолкований романа создателю больше всего импонировало конкретно мифологическое, представленное в первый раз в выступлениях и статьях Ларбо, также в упомянутом эссе Элиота «»Улисс», порядок и миф». Сразу с возникновением скоропалительных истолкований романа, исподволь готовилась почва для последующего шага, когда его восприятие начало в конце концов приближаться к адекватному. Для этого было нужно сначала представить целостный образ романа, включая все стороны его плана — и композицию, и мифологические параллели, и технику, и идеи. Хоть какой новый читатель стремительно понимал, как много в «Улиссе» укрытого, что не лежит на поверхности, исходя из глубинных трактуваний. Роман изобиловал загадками всех видов и всех масштабов, от крохотных до наибольших, и без помощи создателя их разгадка перевоплотился бы в труд нескончаемую и безвыходную.

Из произнесенного отлично видно, что интеллектуальному Джойсу были всегда присущи некие глубинные черты, инвариантные характеристики, что, хотя и проявлялись по-разному на различных шагах, но, постоянно отталкивали его от всех интеллектуальных иллюзий, вымыслов и фантазий, от хоть какого алогизма и произвола в мышлении. И, напротив, приближать к серьезной дисциплины, логичности рассуждений, отказу от всего недодуманного и мерклых. Его поздние тексты, именитые странностями и туманностью, сверенные до последней точки. «Улисс» вызвал у него единственное колебание: «не сделал Ли я его очень периодическим?»; а о «Поминки по Финнегану» было сказано с выстраданной уверенностью: «Я могу оправдать любая строчка в этой книжке». За этими чертами художника вычеркнем, в свою очередь, определенное общий источник, общий знаменатель: то, что его друг-противник Гогарти-Маллиган именует в романе «иезуитской закваской». Весь стиль мышления Джойса — а с ним и манера письма «Улисса» — несут точный отпечаток выучки отцов-иезуитов: точная логика и виртуозная аргументация, определенный вкус к казуистики, к тому, чтоб запутать и затуманить оппонента (читателя), богатство маленьких деталей, в конце концов, скрытность, что не любит обнажать главные пружины и побуждения,- все это традиционные черты иезуитской школы мышления.

Действие романа начинается в 8 часов утра 16 июля 1904 года и заканчивается в 3 часа ночи. 1-й эпизод — 8 час утра. Башня Мартелло на окраине Дублина. Тут живут Стивен Дедалус, студент-медик Бак Маллиган, британец Гейнес. Время завтрака. Молочница-ирландка приносит молоко. 2-й эпизод — 10 час. Стивен дает урок в школе мистера Дизи. Стивен берется напечатать статью в газете. 3-й эпизод -11 час. Стивен едет побережьем моря, поток его сознания припоминает море. 4-й эпизод — 8 час утра. Дом Леопольда Блюма, который готовит завтрак собственной супруге. 5-й эпизод — 10 час. Блюм выходит из дома, идет к городской бани. 6-й эпизод 11 час. Блюм идет на кладбище, где хоронят его знакомого Пэдди Дигнема. 7-й эпизод — полдень. Блюм в редакции газеты, он мимоходом встречается со Стивеном. 8-й эпизод — 1-ая денька. Блюм в кабаке. 9-й эпизод — 2 часа полудня. Дублинская государственная библиотека. 10-й эпизод — С час. Городку в сопровождении свиты проезжает вице-король. 11-й эпизод — 4 час. Отель «Ормонд». Тут находится Стивен Дедалус, сюда же направляется и Блюм. 12-й эпизод — 5 час. Блюм в баре, где разговор завершается ссорой и насмешками над Блюмом. 13-й эпизод — 8 час вечера. Блюм на набережной, он задумывается о Мэрион. 14-й эпизод — 10 час. Родильный дом. Блюм посещает давнишнюю знакомую, вспоминает собственного погибшего отпрыска Руди. 15-й эпизод — север. В одном из кабаков Стивен Дедалус участвует в студенческом гульбище, тут же и Леопольд Блюм. Стивен идет за Блюмом, находит его в доме разврата. 16-й эпизод — ночь. Блюм и Стивен идут ночным Дублином. 17-й эпизод — ночь. Блюм приводит Дедалуса к для себя домой, они говорят. 18-й эпизод — ночь. Мэрион засыпает, она вспоминает прошедший денек, встают картины ее жизни, образы родных. Упомянутые эпизоды обозначают пространственно-временные ориентиры. Посреди образов Блюм и живописец Дедалус — два различных мира. Поток сознания Блюма житейский. Триумф жизни, земной сути человека утверждается во внутреннем монологе Мэрион. Это поток мемуаров, ассоциаций, мыслей, которые перебивают друг дружку. Но стиль мышления — только одна из многих и крепких связей меж миром Джойса, его романом и миром церковной религиозности. После разрыва художника с церковью у него появились сложные дела с этим миром, которые никак не сводятся к огульного отрицания. В церковной Европе издавна и отлично узнаваемый человечий тип, успешно называемый «резвым католиком»: тип человека, которая разорвала с церковью, но, несет ее отпечаток, что сохраняет интеллектуальное и чистосердечный мир, сформированный католичеством. И Джойс, и его герой Стивен составляют достаточно рассудительную разновидность этого типа. Правда, отказ от обрядности, неверие в таинствах, догматах и все в целом позарациональные элементы церковного учения у их решительные и бескомпромиссные. Джойс категорически отказался крестить собственных деток и после погибели был похоронен без священника. Роль церкви и духовенства в современном обществе, так же как и в ирландской истории последних веков, он оценил очень плохо. В конце концов, он не чурался и богохульства, иногда грубого и резкого, дерзкого, люциферського. Но это пожалуй всё.

Джеймс Джойс, биография и творчество которого будут рассмотрены в нашей статье, - знаменитый ирландский писатель и поэт. Яркий представитель модернистского направления. Самым знаменитым романом автора является «Улисс», одно из лучших и скандальнейших произведений ХХ века. После первой публикации во многих странах он был запрещен, что только подогрело интерес у публики к его автору.

Джеймс Джойс: биография. Детские годы

Родился будущий писатель 2 февраля 1882 года в южной части Дублина, район Ратгар. Семья Джойсов была очень большой - целых 15 детей. У Джона, главы семейства, был собственный бизнес - виноторговля. Но из-за того, что в дела он вести не умел, очень быстро разорился. Чтобы прокормить семью, ему пришлось пойти на работу в налоговую. Но и здесь не сложилось. Через несколько месяцев он потерял место и снова принялся за поиски работы. С этого времени он не раз менял места службы, нигде подолгу не задерживаясь. Из-за этого семье приходилось часто переезжать. Вся ответственность за воспитание и содержание детей легла на их мать, Мерри Мэй, которая получала небольшую пенсию. На эти гроши часто и жила вся семья. Отца такое положение дел ничуть не смущало.

В 1888 году Джеймс в возрасте 6 лет попал в школу для мальчиков «Клонгоуз Вуд», которой управлял орден иезуитов. В те годы это учебное заведение считалось лучшим среди католических школ Ирландии. Здесь маленький Джеймс проучился до 1891 года, когда его отец потерял очередную работу, семья больше не могла оплачивать обучение в школе. Мальчику приходится перейти в школу Христианских братьев, расположенную в Северном Ричмонде.

В этот же год маленький Джеймс пишет свое первое стихотворение - «Парнелл», которое было посвящено смерти лидера освободительного ирландского движения Ричарда С. Парнелла. К сожалению, текст не сохранился.

В 1893 году Джону Джойсу удается устроить своих сыновей в колледж Бельведер за казенный счет. Это учебное заведение Джеймс окончил в 1898 году.

Переезд в Париж и смерть матери

В 1989 году поступает в Королевский университет Джеймс Джойс (биография представлена в этой статье), который успешно оканчивает в 1902-м. Настало время выбрать для себя профессию, и юноша остановился на медицинской карьере. Он переезжает в Париж, чтобы реализовать свою задумку. Но в большом городе, полном соблазнов и развлечений, он быстро забывает о намеченной цели.

Но не только разгульная жизнь манит Джойса. Он очень много читает, посещает Национальную библиотеку и много размышляет. Из всего этого появился его первый стихотворный сборник, получивший название «Камерная музыка». Произведения писателя начинают печатать.

Но 1903 год омрачается для Джойса смертью матери. Несколько месяцев до смерти она тяжело болела, и Джеймс провел это время в Дублине у ее постели. Однако из-за своего отношения к религии - он ее отрицал, начал чувствовать вину перед покойной. Пытаясь заглушить это чувство, пристрастился к алкоголю.

Встреча с Норой

В молодые годы был большим любителем «Ночного города» Джеймс Джойс. Биография писателя полна довольно пикантных моментов, связанных с этой частью Дублина, где располагались дома терпимости и питейные заведения. Однако вскоре он разочаровался в подобной жизни и поклялся, что отныне будет ложиться в постель только с женщиной, которая его любит.

Такую девушку он вскоре встречает. Судьбоносная встреча состоялась 16 июня 1904 года. Именно этот день, растянутый до невероятных размеров, был описан в романе «Улисс». Женщину звали Норой, и она была простой горничной в отеле. Джойс и его возлюбленная практически не расставались всю оставшуюся жизнь.

1904-й становится для него счастливым не только в плане личных отношений, но и творчества. Джойс очень много работает, его произведения активно печатаются в прессе. А под конец года они с Норой решают перебраться в Европу.

В 1905-м они приезжают в Триест, здесь у пары рождается сын, которому было дано имя Джорджио. В 1907-м на свет появляется дочка Лючия, которая была рождена в больнице для бедных. Материальное положение семейства было ужасным, хотя Джойс много работал. Однако в этот период его произведения перестают публиковаться, все больше издательств отказываются от сотрудничества с автором. Такая судьба постигла сборник «Дублинцы», позднее получивший широкую известность и до сих пор пользующийся большой популярностью у читателей. Одно из издательств все-таки решилось напечатать книгу. Но первый, уже готовый тираж был сожжен, так как сборник назвали непатриотичным.

«Улисс» - запрещенное произведение

Начинается Первая мировая война. В связи с этим в 1915 году перебирается в Цюрих Джеймс Джойс, биография и творчество которого очень причудливы и переменчивы. В этом городе он вместе с семьей остается до 1919 года. Дела писателя налаживаются, его произведения вновь печатают. В эти годы он начинает работать над «Улиссом». С 1918 по 1920 гг. роман публикуется в журнале Little Review. Оканчивается это судебным процессом, инициатором которого стала общественность. Роман был запрещен из-за своей порочности. Опубликовать успели только 14 глав.

В 1920 году Джойс отправляется в Париж, вскоре в столицу Франции перебирается вся его семья. Здесь они останутся до начала Второй мировой, которая вынудит писателя вновь переселиться.

Издание «Улисса»

Тем не менее издает свое скандальное произведение Джеймс Джойс. Биография (фото автора можно найти в этой статье) писателя полна трудностей и препятствий, связанных с неприятием его творчества обществом. Он часто был осужден за свою откровенность, но на характер это не повлияло. Джойс всегда держался очень высокомерно, особенно в беседах с критиками и другими писателями. Что только ухудшило общее мнение о нем.

Итак, в 1922 году за издание «Улисса» берется Сильвия Бич, хозяйка парижского книжного магазина. Тираж вышел как раз в день рождения Джойса - 2 февраля. Цензурный запрет в Великобритании сохраняется до 1936 года.

В этом же году писатель начинает работать над новой вещью, в которой задумывает описать историю мира. Позднее это произведение получило название «Поминки по Финнегану». 13 марта 1927 года начинают публиковаться отдельные главы романа.

Судьба детей

В 1931 году решает все-таки узаконить свои отношения с Норой Джеймс Джойс. Биография, книги и переписка писателя свидетельствуют о том, что на протяжении всей своей жизни он был верен своей гражданской жене. Однако год их бракосочетания омрачился смертью отца Джойса, к которому сын испытывал очень неоднозначные чувства.

В 1932-м у писателя родился первый внук, ребенок его сына Джорджио, которому очень повезло в личной жизни. Зато дочь писателя ждала куда более страшная судьба. В этом же году Лучии поставили диагноз "шизофрения", после чего она попала в психиатрическую лечебницу, где провела остаток своих дней.

Решение суда

Биография Джеймса Джойса в 1933 году резко меняется - американский суд выносит решение о том, что «Улисс» не относится к порнографическим произведениям, поэтому может быть опубликован в США. И через год роман выход отдельным изданием. Для Джойса это значило очень много. Это не только увеличило его доходы, но еще и являлось знаком признания критиков и читателей. После публикации в США роман издается в различных странах Европы.

Последние годы и смерть

В 1940 году начинается Вторая мировая, спасая себя и семью, снова бежит из Франции в Цюрих Джеймс Джойс (подробная биография представлена в этой статье). Однако увидеть окончание войны писателю не было суждено. В 1941-м у Джойса начинаются желудочные колики, и его срочно госпитализируют в Schwesternhaus von Rotenkreuz Hospital. Через пару дней писателю ставят диагноз - "язва желудка". Хирург решает провести операцию, которая проходит успешно. Но уже через несколько часов писатель умирает. На тот момент Джойсу исполнилось только 58 лет.

Произведения писателя

Оставил богатое наследие после своей смерти Джеймс Джойс. Биография и творчество (кратко которое можно охарактеризовать как постоянную борьбу с предрассудками), представленные выше, являются лучшим тому доказательством. А сейчас перечислим самые значимые произведения писателя:

  • «Эпифании»;
  • «Портрет художника»;
  • «Камерная музыка»;
  • «Святая контора»;
  • сборник рассказов «Дублинцы»;
  • «Джакомо Джойс»;
  • «Газ из горелки»;
  • «Герой Стивен»;
  • «Изгнанники»;
  • «Портрет художника в юности»;
  • «Пенни за штуку» - самый знаменитый стихотворный сборник;
  • «Улисс»;
  • «Поминки по Финнегану» - второй по популярности роман писателя;
  • «Се, дитя».

Итоги

Огромное влияние на развитие мировой литературой оказал Джеймс Джойс. Биография, кратко характеризующая личность автора, убеждает нас в том, что он был весьма неординарным человеком. Однако критикой творчество Джойса всегда оценивалось неоднозначно, как при жизни, так и после смерти. Но с одним согласны как поклонники, так и противники автора: его творчество произвело революцию в литературе ХХ века. И, разумеется, главную роль в этом сыграл роман «Улисс». Самые именитые критики посвятили целые тома разбору этого произведения, но так окончательно и не пришли к единому мнению касательно его тематики и идейной наполненности. С уверенностью можно сказать одно: Джеймс Джойс до сих пор остается одной из загадочнейших фигур в мировой культуре.

В течение двух последующих лет умный, сообразительный и развитый мальчик занимался самообразованием. В 17 лет он поступил в Университетский колледж в Дублине, которым тоже руководил орден иезуитов. Джойс даже подумывал о том, чтобы стать священником, но затем отказался от этой мысли, поскольку это повлекло бы за собой принятие обета безбрачия. 16 июня 1904 года Джойс влюбился в Нору Барнакл, необразованную горничную из Дублина. Все события в его знаменитом романе "Уллис" происходят именно в этот день. Джойс отказался, чтобы их брак зарегистрировал "какой-нибудь клерк с пишущей ручкой за ухом или какой-нибудь священник в ночной рубашке". Джойс и Нора стали жить в гражданском браке и в октябре 1904 года уехали на континент. Они все же заключили официальный брак в 1931 году, поддавшись уговорам их дочери Люсии.

В Европе Джойс перебивался случайными заработками. Он преподавал разговорный английский язык и писал рецензии в Триесте, Цюрихе и Париже. Дублин он посещал довольно редко, поскольку считал атмосферу этого города слишком затхлой и провинциальной для таких художников, как он. После долгих лет упорного литературного труда и 25 болезненных и тяжелых операций по удалению воспаления радужной оболочки глаза, глаукомы и катаракт, из-за которых он временами бывал практически слепым, Джойс, наконец, начал получать стабильный доход от издания своих произведений. Постоянно носящий очки, долговязый и застенчивый, Джойс никогда не позволял себе ни одного бранного слова в присутствии женщин. Этот же самый человек, вместе с тем, прославился поистине необузданным языком своих литературных произведений, а его "Уллис" в декабре 1920 года был запрещен в США и Великобритании за то, что содержал "непристойные места".

В юности Джойс очень часто бывал в "Ночном городе". Так в Дублине назывался район, где размещалось множество публичных домов. В "Ночном городе" Джойс и стал мужчиной в 14-летнем возрасте. Когда ему исполнилось 20 лет, он решил никогда не иметь больше сексуальных отношений с проститутками, заявив, что для того, чтобы спать с женщиной, ему нужно, чтобы в ней "была душа". Нора Барнакл, "женщина с душой", которую он выбрал, была с ним до конца жизни. Он считал себя слабым ребенком, нуждавшемся в Норе как в матери, и однажды написал ей: "Я хотел бы, чтобы ты меня ударила или даже избила. Не в шутку, дорогая, а по-настоящему. Я хочу, чтобы ты была сильной-сильной, дорогая, и чтобы у тебя была большая грудь и большие толстые бедра. Как бы я хотел, чтобы ты отхлестала меня плетью, Нора, дорогая!"

Нора, похожая на мальчика, с небольшой грудью, хорошо приспособилась к роли повелительницы. Джойса она называла "глуповатым Джимом". В своих разговорах с друзьями и знакомыми она называла его "слабаком". Даже когда литературные произведения Джойса принесли ему всемирную славу, Нора и не пыталась скрывать, что просто презирает их. Автор "Уллиса" прославился знанием женской психологии и ее тонким раскрытием, а Нора утверждала, что Джойс "ничего не знает о женщинах". Нора все же оставалась верной Джойсу на протяжении всей их длительной совместной жизни, хотя она и признавалась друзьям, что Джойс хотел, чтобы она изменяла ему с другими мужчинами, чтобы ему "было о чем писать". В 1909 году, когда Джойс уехал по делам в Ирландию, он писал Норе страстные письма, в которых были, например, и такие слова: "Какие-то совсем незаметные вещи вызывают у меня эрекцию, например, еле заметное движение твоих губ, маленькое пятнышко на твоих белоснежных трусиках... Я так хочу почувствовать прикосновение твоих горячих губ на всем теле..." В следующем письме он, правда, тут же извинился: "Ты обиделась, дорогая, на то, что я сказал о твоих трусиках? Это чепуха, дорогая. Я знаю, что на них нет ни одного пятнышка, как и на твоем сердце". Женское белье вообще было для Джойса настоящим фетишем. У него в кармане, например, всегда были маленькие трусики, которые он снял как-то с детской куклы. Иногда, выпив где-нибудь в кафе, он надевал их себе на пальцы и изображал движение маленьких ножек, изумляя посетителей и официантов. В различных кафе Джойс проводил обычно много времени. Там он встречался и беседовал с другими писателями, художниками и музыкантами.

Когда Джойс преподавал английский язык в Париже, он влюбился в Амалию Поппер, одну из своих учениц, дочь богатого еврейского бизнесмена. Эта любовь без взаимности погасла, когда в дело вмешался отец ученицы, попросив Джойса не пользоваться своим положением и оставить его дочь в покое.

Еще в юности, во время своих вылазок в "Ночной город" в Дублине Джойс заразился сифилисом. Он попытался излечить болезнь самостоятельно. Это самолечение подавило все признаки сифилиса, но не саму болезнь. Считается, что из-за нее Джойс страдал потом всю жизнь от хронической болезни глаз. Умер Джойс, тем не менее, в Цюрихе после операции по удалению язвы двенадцатиперстной кишки.

Публикации по теме