Слова с удвоенной согласной в корне. Двойные согласные. Правила русской орфографии и пунктуации онлайн. Полный академический справочник Лопатина. Удвоенные согласные в программе начальной школы

Правописание согласных является одной из ключевых тем школьной программы. Дети начинают осваивать ее с первого класса и продолжают заниматься ею до окончания курса обучения в школе. Орфограмму "двойные согласные в корне слова" педагоги не относят к сложным, но трудности в написании все же встречаются, причем как у младших школьников, так и учащихся старших классов.

Что такое удвоенная согласная, ее место в слове

Путем наблюдения за произношением и написанием ученики замечают, что имеется группа слов, где звучит долгий согласный звук, а на письме он обозначается с помощью одинаковых букв, стоящих рядом. Так как таких букв обычно бывает две, то такое сочетание согласных стали называть удвоенным.

Следующей задачей является развитие умения определять место удвоенной согласной в слове. Позднее дети узнают, что она может находиться не только в корне, но и в других его частях.

В словах группа, аккорд, аллея, жжет, тонна присутствует орфограмма "двойные согласные в корне слова". Примеры подобных слов можно продолжить. Стоит заметить, что удвоенная -жж- встречается в корнях слов русского происхождения - дрожжи, вожжи, можжевельник, жужжать - и всех формах, от них образованных.

Согласная на границе приставки и корня

Например, в словах беззаконие, рассмотреть, рассердиться, подделка, рассказ, введение удвоенная согласная пишется на границе приставки и корня. Разобрав их по составу, ученик без труда заметит эту особенность.

Чтобы избежать ошибок в написании слов подобной структуры, ребенок должен очень хорошо уметь производить разбор по составу, правильно определять приставку и корень. Кроме того, необходимо помнить об особенностях написания приставок, оканчивающихся на согласный, в том случае, когда корень тоже начинается с него.

Сложные слова и их написание

Двойные согласные в корне слова пишутся в том случае, когда они входят в состав сложных. В них отсутствует соединительная гласная, например, главврач . Первая часть его заканчивается согласной, а вторая начинается с такой же буквы. Скажем, такие слова как роддом, "Моссельмаш" имеют похожий способ образования.
Грамотное их написание снова зависит от умения школьника видеть корни и понимать их лексическое значение.

Двойные согласные в корне слова на стыке корня и суффикса

Удвоенные согласные -нн- и -сс- наиболее часто встречаются в тех случаях, когда первая буква при разборе слова по составу принадлежит корню, а вторая - суффиксу. Обычно это наблюдается там, где имеются в составе суффиксы -ств-, -н-, -ск- , например: лимонный, лунный, чугунный, русский.

Двойные согласные в корне слова на стыке корня и суффикса пишутся в глаголах прошедшего времени с возвратной частицей -ся- , например: пасся, несся .

Удвоенные согласные в суффиксе

Ошибки в правописании удвоенных согласных в суффиксе могут быть вызваны тем, что существуют многие варианты их написания, например -енн-, -ен-, -анн-, -ан- и так далее. Ребенку необходимо не только заучить правило, которое регулирует процесс грамотного письма, но и четко осознавать все действия, которые нужно ему выполнять.
Прилагательные, образованные от существительных, пишутся с удвоенной -нн- (клюквенный, обеденный, болезненный, безветренный, но ветреный ). Оловянный, деревянный, стеклянный - это слова-исключения, и они тоже пишутся с удвоенной согласной.

Общие правила

Двойные согласные в корне слова, приставке и суффиксе подчиняются общим правилам их написания. Например, никогда не пишется рядом три или более одинаковых букв, хотя общепринятое правило и требует этого. Речь идет о таких словах, как рассориться, трехтонный, одесский и другие.

Слова, содержащие двойные согласные, сохраняют их и в процессе словообразования. Например: группа - группка - групповой, класс - классный . Но существует исключение из правила: Анка, колонка, сгущенка .

Удвоенные согласные в программе начальной школы

После того как дети ознакомятся с темой "Двойные согласные в корне слова" (примеры их приведены ниже), учеников начальных классов необходимо научить пользоваться орфографическим словарем. Справочник является образцом правильного написания слов с различными орфограммами, в том числе и с удвоенными согласными.

Школьникам могут предлагаться упражнения, где необходимо к заданным словам, например таким, как ссора, перрон, грамм , подобрать из словаря родственные, записав их в одну группу.

В русском языке -сс-, -дд-, -лл-, -рр-, -жж-, -пп-, -мм-, -бб- употребляются наиболее часто как двойные согласные в корне слова. 3 класс изучает перечень слов для запоминания, где все перечисленные буквы представлены в качестве удвоенных. В списке находится не один десяток таких примеров.

Большое количество слов с удвоенными согласными появилось в русском языке благодаря процессу заимствования. Иногда полезно сравнить, как выглядит их начертание в русском и иностранном вариантах. Но к этому методу надо относиться очень осторожно, так как иностранные слова, попав в русский язык, могут претерпевать определенные изменения. Например, classe - "класс", profession - "профессия" , но adresse - "адрес" . Этот прием лишь в отдельных случаях помогает лучше запомнить, как пишутся двойные согласные в корне слова.

Правило переноса слов с двойными согласными имеет свои особенности, и оно тоже входит в программный материал начальной школы по изучению правил русского языка. Результатом работы над всей темой становится сформированность у младших школьников следующих умений:

  • выбирать правильное написание;
  • переносить слова с буквами удвоенных согласных;
  • обосновывать свой выбор, используя изученные правила и орфографический словарь.

Для проверки уровня сформированности навыка предлагаются задания, где необходимо вставить в слова пропущенные буквы. Подбор материала таков, что не во всех случаях требуется писать удвоенную согласную. Дети должны заметить это и выполнить задание правильно.

При проверке умения переносить слова с удвоенной согласной необходимо предлагать разную их структуру по наличию частей, количеству слогов. Это могут быть такие слова, как жжет, касса, аллея, расскажу и другие.

Расширение темы о правописании удвоенных согласных

По мере продвижения ребенка в освоении законов русского правописания увеличивается количество орфограмм, где употребляются двойные согласные в корне слова. Морфологический состав тоже становится разнообразным. Кроме того, усложняется лексический материал, на примере которого изучаются двойные согласные в корне слова. 5 класс школьной программы может послужить тому доказательством.

Кроме прилагательных, существительных, глаголов, ученикам для наблюдения за правописанием удвоенных согласных предлагаются наречия, причастия, деепричастия. Материалом для анализа правописания слов становятся отрывки из классической литературы, устного народного творчества. С этими произведениями дети знакомятся на уроках.

Кроме того, школьники должны свободно определять место удвоенной согласной в составе слова. Для формирования этого умения им регулярно предлагаются для выполнения упражнения, где необходимо слова распределить на группы в зависимости от местонахождения удвоенной согласной.

Дети должны уметь обосновать свой выбор, чему помогают устные ответы школьников с формулировкой правил, приведением собственных примеров.

Правило

Удвоение в русских словах

Двойные согласные пишутся при сочетании приставки и корня , если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной, например: поддержать, преддверие, ввести, оттереть, ссыпать, восстановить, беззаконный, контрреволюция.

Двойные согласные пишутся при сочетании составных частей сложносокращённых слов , если одна часть кончается, а другая начинается одной и той же согласной, например: Моссовет, главврач.

Двойное ж пишется в словах вожжи, дрожжи, можжевельник, жужжать и в производных от них, а также в некоторых образованиях от глагола жечь, например: жжёшь, жжёт, жжёный, жжение, жжёнка.

Удвоение в заимствованных словах

Слова иноязычного происхождения в своих языках пишутся по тому же принципу, удвоение согласных чаще всего сохраняется и при переходе слова в русский язык, но мы не можем объяснить удвоенную согласную, не зная морфем языка, из которого пришло слово. Правописание таких слов остаётся заучивать, что и рекомендует нам грамматика 1956 года:

"§ 68. Написание двойных согласных в иноязычных словах определяется в словарном порядке, например: ирригация, коррозия, кассация, эксцесс, эссенция, но: афиша, литера, официальный, офорт, рапорт."

Для того, чтобы выучить иностранные слова с удвоенными согласными, нужно как минимум составить их список. В коллекции нашего сайта сейчас более 300 таких слов. Список слов с удвоенными согласными и упражнения, которые помогут быстро выучить эти слова содержатся в курсе .

Примеры

алл игатор

терр аса - слово греческого происхождения: terr a - земля.

атт ракцион

окк упант

бесс онн ица - удвоение на стыках приставки, корня сон и суффикса.

расс ыпать

сс ора

На что обратить внимание

  • Не пишется больше двух одинаковых согласных подряд, хотя бы это и требовалось составом слова, например: рассориться (рас + ссориться), одесский (одесс + ский), прусский (прусс + ский), пятитонный (пятитонн + ный).
  • В словах, образованных от основ, оканчивающихся на две одинаковые согласные, двойные согласные перед суффиксами сохраняются, например: группа - группка, группочка; программа - программка, программный; киловатт - киловаттный; Калькутта - калькуттский; класс - классный; гунн - гуннский; балл (единица меры, оценки) - пятибалльный, галл - галльский; либретто - либреттист. Но пишется: кристальный (хотя кристалл), финка, финский (хотя финн), колонка (хотя колонна), пятитонка (хотя тонна), оперетка (хотя оперетта).
  • О выборе Н и НН читайте отдельный материал. Н и НН во всех частях речи .
  • Иногда иностранные слова, обрусев, утрачивают второй согласный. Так слово офис, вошедшее в русский язык вместе с бизнесом в 90 годы 20 века сначала писалось с удвоенной ФФ (как в английском слове), но достаточно быстро люди стали употреблять его с одним Ф. Слово траффик сейчас пишут то с одной, то с двумя ф.
  • Нет удвоенных согласных в словах:

    гримаса, дилер, галерея, коридор, алюминий, пьеса, драма, драматический, галера, фурор, раса, масоны, оперетка, грамотей, директриса, дрожать, количество, карикатура, кристальный, колонка, кавалерия, цимбалы, эмиграция, росомаха, проблема, продюсер, актриса, трос, амуниция, дилижанс, соната, стела, скалодром, комический, такелаж.

Двойные согласные в корне чаще всего встречаются в заимствованных словах, их наличие определяется по орфографическому словарю:

А бб атство, абб ревиатура, абисс инцы, агресс ия, акк лиматизировать, акк омодация, акк омпанемент, акк орд, акк ордеон, акк редитив, акк умулятор, акк уратный, алл ах, алл егория, алл егро, алл ергия, алл ея, алл игатор, алл илуйя, алл опат, алл юр, амм иак, амм онал, амм оний, анн алы, анн ексия, анн ибалова (клятва), анн отация, анн улировать, апп арат, апелл ировать, апп ендицит, апп ликация, артилл ерия, асс амблея, асесс ор, асс енизатор, асс игнация, асс имилировать, асс истент, асс онанс, асс орти, асс оциация, атолл , атт аше, атт естат, атт ракцион, афф ект.

Б акк ара, балл , балл ада, балл аст, балл истика, балл он, балл отировать, барокк о, барр ажировать, барр икада, басс ейн, белл адонна, белл етристика, билл ион, бисс ектриса, брутт о, будд изм, буфф онада, бюлл етень.

В анн а, васс ал.

Г алл ицизм, галл ы, галл юцинация, гамм а, гипп опотам, грамм , грамм атика, грипп , гросс , гросс мейстер, групп а.

Д илемм а, дистилл ировать, дифф амация, дифф еренциал, дифф узия, дресс ировать.

И дилл ия, илл юзия, илл юминатор, илл юстрация, индифф ерентный, интелл ект, интелл игент, интермецц о, ипп одром, ирр игация.

К алл играфия, касс ация, касс ета, касс ировать, кесс он, клемм а, колл аборационист, колл егия, колл ектив, колл ектор, колл екция, колл оид, колл оквиум, колонн а, колонн ада, колосс , комм ерция, комм ивояжер, комм уникабельный, комм утатор, комм юнике, компресс ор, конгресс , концесс ия, коралл , корр ектив, корр ектный, корр елят, корр ида, корр озия, корр упция, коэфф ициент, кристалл .

М асс ировать, месс а, мисс ия, мусс ировать, мусс он.

Н арцисс , нетт о, нипп ель, новелл а, нулл ифицировать.

О кк упация, опп озиция, опп онировать, опп ортунизм, отт оманка.

П аралл елепипед, пасс аж, пасс ив, перр он, песс имизм, пресс .

Р есс ора, ролл .

С ателл ит, сетт ер, силл абический, силл огизм, симм етрия, сс ора, сс уда, стрептококк , стелл аж, сумм а, сурр огат.

Т енн ис, терр аса, терр икон, терр ор, терр итория, тролл ейбус, трипп ер.

Х лорофилл .

Ц елл юлоза.

Э ксцесс , элл ипс, эсс енция.

С одной согласной пишутся слова:

Акустика, алогизм, алюминий, амуниция, апатит, апатия, априори, балюстрада, баркарола, блюминг, вето, варьете, галерея, галантерея, гипертония, гуманизм, десант, децибел, имитация, импресарио, кавалерия, калория, карикатура, клиника, Колизей, коридор, лилипут, марокен, масон, мулат, нивелировать, панорама, пилигрим, политес, привилегия, продюсер, раса (расовый, расист, расистский), рококо, росомаха, русизм, фолиант, элита.

Не рекомендуется определять двойную согласную в заимствованном слове путем сопоставления его со словом языка-оригинала , так как при ассимиляции иноязычной лексики вторая согласная в русском языке может утрачиваться:

Аг регат (лат. agg regatus), адрес (фp. adress e), ап артаменты (фр. app artement), ап робация (лат. app robatio), ат ака (лат. att aque), ат рибут (лат. att ributum), аф ера (фр. aff aire), аф иша (фр. aff iche), бизнес (англ. business ) - поэтому бизнес мен, но: конгресс мен, кросс мен; буф ер (англ. buff er), вернис аж (фр. vemiss age), виньет ка (фр. vignett e), вол ейбол (англ. voll eyball ), галет а (фр. galett e), дес ерт (фр.dess ert), кан онада (фр. cann onade), оф ицер (нем.Off izier), пуд инг (англ. pudd ing), рес урсы (фp. ress ourees), трот уар (фр. trott oir).

Все слова русского языка состоят из морфем – значимых частей слов. К ним относятся приставки и суффиксы. Корни – это особые морфемы, которые заключают в себе семантику слова. Окончания – это формообразующая часть слова. С помощью нее создаются такие парадигмы, как склонение (у существительных) и спряжения (у глаголов).

Кроме того, именно благодаря флексии в русском языке существуют такие категории, как род и число.

Иногда так бывает, что на стыке морфем образуются двойные согласные. Например, когда корневая морфема оканчивается тем же звуком, с которого начинается следующий за ней суффикс или приставка заканчивается той же буквой, которая начинает корень. На письме это отражается написанием двойных букв, например:

  • Под-держать, камен-ный, домен-ная, рас-сказать, вос-стание, в-вод и др.

Двойные согласные пишутся и в сложносокращенных словах, если первое сокращение заканчивается той же буквой, с которой начинается второе:

  • Главврач, Моссовет и др.

Примечание. В первой части сложносокращенных слов, представляющей собой основу, которая оканчивается двойной согласной, пишется только одна согласная, например: грам пластинка, груп орг, кон армеец.

В словах, образованных от основ, оканчивающихся на две одинаковые согласные, двойные согласные перед суффиксом сохраняются, например: балл - пятибалл ьный, галл - галл ьский, гунн - гунн ский, компромисс - компромисс ный, групп а - групп ка, диаграмм а - диаграмм ка, программ а - программ ка, телеграмм а - телеграмм ка. То же - в собственных именах, например: Канберр ский университет, Канн ский кинофестиваль, Лозанн ская конференция, бонн ское правительство, таллинн ские памятники старины и т. п.

Исключения. В некоторых словах в рассматриваемом случае пишется одна согласная, например: кристалл - кристал ьный, финн - фин ский, колонн а - колон ка, тонн а - пятитон ка, финн - фин ка (обычно двойное н стягивается в одно н перед суффиксом - к-а ), оперетт а - оперет ка; в названиях лиц с суффиксом - к , например: Алл а - Ал ка, Анн а - Ан ка, Кирилл - Кирил ка, Римм а - Рим ка, Савв а - Сав ка, Филипп - Филип ка, Эмм а - Эм ка.

Примечание. Следует различать написание слов типа под ержать (приставка по- ) и подд ержать (приставка под- ). Ср.: Под ержать за руку - Подд ержать в трудную минуту.

Примечание 2. В суффиксе - есс-а пишется два с (поэтесс а, стюардесс а, клоунесс а ), в суффиксе - ис-а пишется одно с (аббатис а, актрис а, директрис а ).

В суффиксе - етта пишется два т , например: ариетт а, оперетт а, симфониетт а.
В слове генералисс имус пишется два с .

Частные случаи использования данной орфограммы:

а) Сочетания НН и СС.

Двойные «н» и «с» пишутся тогда, когда корень оканчивается на «н» («с»), а суффикс начинается на эту же букву:

  • С суффиксом -н-: камен-ный (камеНь), длин-ный (длиНа), закон – ный (закоН), ден-но (деНь) и т.д.;
  • С суффиксом -ск — : рус-ский (РуСь), арзамас-ский (АрзамаС);
  • С суффиксом -ств-: искус-ство (но «искусный»).

б) Сочетание СС.

Пишется в глаголах прошедшего времени, основа которых оканчивается на «с». При образовании возвратных глаголов:

  • Спас-ся, нес-ся, пас-ся.

в) Сочетание НН.

Пишется в суффиксах -енн- (-онн-) имен прилагательных, которые образованы от существительных:

  • Соломенный, клюквенный, станционный, информационный, операционный, обеденный и др.

Примечание 1. Исключения: деревянный, оловянный, стеклянный.

Примечание 2. Слово «ветреный» пишется с одной «н», это тоже исключение. Однако в однокоренных словах, образованных при помощи приставок, уже согласно правилу пишется двойная «н»: «безветренный», «подветренный» и т.д.

Двойное «н» также пишется в страдательный причастиях прошедшего времени, имеющих при себе зависимые слова:

  • Озвученный на семинаре доклад.
  • Выученное наизусть стихотворение.

Двойное «н» пишется во всех прилагательных, которые были образованы от страдательных причастий прошедшего времени, если они имеют приставки или оканчиваются на — ованный (-еванный):

  • избранные рассказы, переделанные упражнения, невысказанные обиды.
  • зареванный ребенок, балованный ребенок.

Примечание. Исключения: кованый, жеваный.

Двойное «н» пишется в словарных словах «священный», «желанный», «нечаянный», «нежданный», «неслыханный», «невиданный» и др.

Двойное «н» пишется в существительных с суффиксами -ик, -иц, -ость, а также в наречиях на –о в тех случаях, если эти части речи образованы от прилагательных, пишущихся с «нн». Например:

  • нечаянно (нечаянный), взволнованность (взволнованный), воспитанница (воспитанный), коренник (коренной) и т.д.

Ж

1. Двойное ж пишется в корнях слов вожж и, дрожж и, жж ение, жужж ать, можж евельник и однокоренных с ними. Ср.: возж ечь (воз + жечь) - возжж ешь (воз + жжешь), также возжж енный.

Примечание 1. При наличии звукового чередования зг -зж , зд - зж пишется не двойное ж , а зж , например: визж ать (визг), приезж ать (приезд). Ср.: брезж ить, брюзж ать, дребезж ать, мозж ечок и т. п.

Примечание 2. В словах брыж ейка, брыж и пишется только одно ж .

1. Двойное ж пишется в корнях слов вожжи, дрожжи, жжение, жужжать, можжевельник и однокоренных с ними. Ср.: возжечь (воз + жечь) - возжжешь (воз + жжешь), также возжженный.

Примечание 1. При наличии звукового чередования зг-зж , зд-зж пишется не двойное ж , а зж , например: визжать (визг), приезжать (приезд). Ср.: брезжить, брюзжать, дребезжать, мозжечок и т.п.

Примечание 2. В словах брыжейка, брыжи пишется только одно ж .

2. Двойное с в корне пишется в словах ссора, ссуда и однокоренных с ними.

3. Двойные согласные пишутся в сложносокращенных словах, если одна часть кончается, а другая начинается одной и той же согласной, например: главврач, госсектор, поссовет, роддом.

Примечание. В первой части сложносокращенных слов, представляющей собой основу, которая оканчивается двойной согласной, пишется только одна согласная, например: грампластинка, групорг, конармеец.

4. В словах, образованных от основ, оканчивающихся на две одинаковые согласные, двойные согласные перед суффиксом сохраняются, например: балл - пятибалльный, галл - галльский, гунн - гуннский, компромисс - компромиссный, группа - группка, диаграмма - диаграммка, программа - программка, телеграмма - телеграммка. То же - в собственных именах, например: Канберрский университет, Каннский кинофестиваль, Лозаннская конференция, боннское правительство, таллиннские памятники старины и т.п.

Исключения. В некоторых словах в рассматриваемом случае пишется одна согласная, например: кристалл - кристальный, финн - финский, колонна - колонка, тонна - пятитонка, финн - финка (обычно двойное н стягивается в одно н перед суффиксом -к-а ), оперетта - оперетка; в названиях лиц с суффиксом , например: Алла - Алка, Анна - Анка, Кирилл - Кирилка, Римма - Римка, Савва - Савка, Филипп - Филипка, Эмма - Эмка.

5. Двойные согласные пишутся на стыке приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной, например: беззаветный - бессердечие, воззвание - восстание, подделать, раззадорить - рассказ, чересседельник; то же самое касается и приставок иноязычного происхождения, например: диссимиляция, контрреволюционный, транссибирский.

Примечание. Следует различать написание слов типа податься (приставка по- ) и поддаться (приставка под- ). Ср.: Дверь подалась под ударами (перестала оставаться в первоначальном положении). - Дверь поддалась ударам лома (не сдержала напора, нажима).

6. Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения определяется по орфографическому словарю, например: аббревиатура, абсцисса, акклиматизация, аккомодация, аккредитив, аксессуар, аллергия, аллитерация, аммиак, аммонит, апелляция, аппендицит, аппликация, аппретура, аппроксимация, асессор, ассемблер, атолл, аттентат, аттик, аттракцион, баббит, балласт, баллон, баллотироваться, баррель, беллетристика, биссектриса, босс, буффон, вендетта, гиббон, гиппопотам, гуммиарабик, гуттаперча, депрессант, джоббер, дилемма, дистиллировать, дифференциал, идиллия, иллюминация, индифферентный, иррациональный, ирригация, каллиграфия, кассация, клемма, коллежский, колосс, коралл, коррозия, коррупция, коэффициент, кристалл, мантисса, муссон, оппозиция, параллелепипед, параллелограмм, пассат, перрон, пессимизм, рессора, саммит, сеттер, сеттльмент, силлабический, симметрия, спагетти, стеллаж, стрептококк, теннис, терраса, террикон, территория, троллейбус, хиппи, хлорофилл, хобби, целлюлоза, цирроз, чеддер, шасси, шиншилла, эксцесс, эллипс, эссенция.

Примечание 1. С одной согласной пишутся слова: агрегат, алюминий, атрибут, бакалавр, балюстрада, баркарола, брокер, вернисаж, волейбол, галерея, десант, десерт, децибел, дилер, дилетант, импресарио, карикатура, катар, коридор, лилипут, нивелир, офис, пилигрим, политес, привилегия, продюсер, пудинг, ресурс, росомаха, русизм, тротуар, унисон и др.

Примечание 2. В суффиксе -есс-а пишется два с (поэтесса, стюардесса, клоунесса), в суффиксе -ис-а пишется одно с (аббатиса, актриса, директриса).

В суффиксе -етта пишется два т , например: ариетта, оперетта, симфониетта.

В слове генералиссимус пишется два с .

Публикации по теме