Приватизация зем участка под жилым домом. Как происходит бесплатная приватизация земельного участка, находящегося под частным домом? Пошаговая инструкция для оформления земли в собственность

Приватизация земли под многоквартирным домом проводится жильцами при необходимости и согласно нормам Жилищного кодекса. Для этого нужно решение собрания собственников квартир и оформление пакета документов.

Несмотря на то, что сама процедура бесплатная, все же придется понести расходы на оформление ряда документов, уплату госпошлины и затем регистрацию права собственности.

У решения о приватизации земли бывают разные причины: кто-то стремится увеличить стоимость квартиры, кто-то – облагородить землю и устроить на ней различные объекты для жильцов, раз уж этого не делает муниципалитет, или же защитить себя от возведения на ней построек. В любом случае такая возможность существует, но потребуется сначала подготовить участок, а затем обращаться в муниципалитет или Росимущество и прочие инстанции. И на всё это требуются деньги и время.

Как указано в статье 36 Жилищного кодекса, территория рядом с МКД относится к его имуществу. В нормативную площадь дома входит земля под ним, благоустроенные зоны поблизости, стоянки автомобилей, отведённые под сушку белья места и тому подобные территории. А значит, у жильцов есть право на приватизацию этого участка, после которой они станут её долевыми собственниками и получат право распоряжения.

Однако, чтобы провести приватизацию, границы территории следует чётко определить, она должна быть полностью оформлена и иметь кадастровый план с изложением всех подробностей относительно её границ, назначения, особенностей и остальных параметров.

Цель приватизации участка – получить его в собственность. С этой точки зрения, гражданам понятно, зачем приватизировать землю вокруг частного дома, но неясно, для чего делать это для земли под МКД. Дело здесь в нескольких факторах: так, после приватизации муниципальные власти уже не смогут свободно строить рядом с домом новые здания, и потребуется согласие жильцов. Это фактор очень важный, ведь часто приходится терпеть неудобства из-за открывшегося совсем рядом развлекательного центра только потому, что никто не озаботился своевременной приватизацией.

Перевести землю в частную собственность можно и в одиночку, но это довольно непростой процесс, и гораздо легче выполнить его совместно с другими жильцами, приватизировав сразу всю землю под МКД – коллективные ходатайства рассматриваются куда охотнее.

Не всегда проведение процедуры будет будет возможно – в некоторых случаях может последовать отказ. Чаще всего это происходит из-за документов, требующихся на каком-то из этапов приватизации – если чего-то не хватает, или оформлено неправильно.

Относительно простой обычно бывает приватизация, если дом начали эксплуатировать с 2005 года или позже, поскольку для таких зданий и земли уже подготовлены кадастровые документы и технический план, а вот для более старых домов их придётся готовить.

Плюсы и минусы для жильцов

Приватизация имеет ряд преимуществ для жильцов, но также у неё есть и недостатки – перед проведением процедуры стоит взвесить те и другие, и определиться, что важнее. А для этого нужно в деталях знать как все плюсы, так и минусы.

Начнём с первых:

  • Сама приватизация бесплатна, то есть землю не придётся выкупать – хотя оформление и будет стоить определённых денег.
  • Приватизировав территорию, жильцы становятся её собственниками, а значит, приобретут право на распоряжение ею, в том числе и для извлечения материальной выгоды. Например, допускается сдавать эту землю. Кроме того, стоимость квартиры при продаже будет выше, когда территория при МКД приватизирована, чем если эта процедура ещё не пройдена.
  • Не менее важно, что правом распоряжения приватизированной землёй будут обладать лишь её владельцы – муниципалитет не сможет использовать эту землю, чтобы построить на ней что-то, проложить дорогу, и для других подобных целей, поскольку как для стройки, так и для снова имеющегося строения потребуется получать разрешение от владельца. Это крайне полезно для охраны покоя жителей.
  • Жильцы смогут свободно заниматься коллективным облагораживанием участка, например, организовывать на нём газон, клумбы, устраивать парковку, устанавливать спортивные и детские сооружения – всё это будет уже их собственностью. Обычно такая работа гораздо эффективнее, чем усилия муниципалитета, и если жильцы хотят видеть вокруг себя облагороженную территорию, и готовы этим заниматься, то первым шагом должна стать именно её приватизация.
  • Приватизация гарантирует более внушительные компенсации, если дом потребуется снести, поскольку понадобится сначала принудительно изъять землю у жильцов.

Плюсы достаточно весомы, но в итоге их ценность зависит от ситуации и приоритетов гражданина. Иногда перевесить могут минусы, ведь они тоже имеются:

  • Придётся выплачивать налог – его сумма зависит от субъекта расположения, и привязана к кадастровой стоимости. Если земля будет сдаваться, то нужно платить и налоги с прибыли.
  • Собственникам придётся самим содержать участок, осуществлять его благоустройство и уборку. Причём, если всё это выполняется не на должном уровне, например, мусор не вывозится вовремя, снег перед домом не чистится, то может быть сделано взыскание. Обычно эти заботы перекладываются на управляющую компанию – то потребуется оговорить их отдельно и заплатить за них тоже отдельно, в то время как если земля не приватизирована, то это забота муниципалитета.
  • За свой счёт собственникам придётся проводить и ремонт объектов, стоящих на этой земле, к примеру, тех же элементов детской площадки.
  • Использовать приватизированную землю разрешается лишь по её предназначению, что сильно сужает возможности для коммерческого использования, и даже для самостоятельного обустройства. Фактически возможности обычно ограничиваются устройством площадок для детей либо зон отдыха.

В целом после перехода участка в их руки, жильцы получают более широкие возможности по распоряжению им, но вместе с тем возрастают и требования к ним самим. Потому такой вариант подходит для домов с инициативными жильцами, готовыми брать на себя расходы и обязанности, которые лягут на них из-за приватизации. Если наблюдается недостаток таких, стоит ещё раз задуматься, стоит ли её вообще выполнять. Подчеркнём, что первую очередь расходы оформление и последующее содержание будут ощутимы, если дом небольшой, а вот для жильцов крупных МКД они малозаметны.

Законодательные основы

Вопрос приватизации земли под МКД имеет основательную законодательную базу, регламентирующую все важные детали, касающиеся процедуры. Это:

  • Указ Президента № 2284, описывающий программу целиком.
  • Жилищный кодекс, статья 36 – в ней закрепляется право собственников помещений МКД на его общее имущество – а участок также следует относить именно к нему.
  • Гражданский кодекс, статья 273, подчёркивающая, что приобретающий жилую площадь получает вместе с ней также и права собственности на земельный участок, занятый жильём и требующийся, чтобы использовать его.
  • Федеральный закон № 122 – в нём регламентируются вопросы, связанные с государственной регистрацией.
  • Федеральный закон № 189, статья 16 – указывает, что земельный участок при МКД должен перейти в общую долевую собственность после его формирования.

Помимо перечисленных, законодательное регулирование осуществляется также и посредством иных официальных документов – их немало, и все перечислять мы не будем.

Созыв общего собрания

Чтобы принять решение о начале процесса, возникает необходимость созыва общего собрания квартировладельцев, причём требуется собрать кворум – то есть присутствовать должна хотя бы половина обладающих правом голоса или их представителей. Поскольку их одновременный сбор не всегда возможен, помимо очного, в жилищном законодательстве указывается, что допустима также заочная форма, при которой голосование проводится при помощи раздачи бланков. Созвать собрание может любой из собственников жилья в доме, но и все организационные хлопоты лягут на него.

Повестка дня

Вопрос о приватизации выносится на повестку дня – круг вопросов, попадающих в неё, определяет инициатор собрания. Он же должен определить и форму проведения, его место, наконец, способ донесения информации о нём до каждого, у кого есть право участвовать. Граждан следует уведомить о грядущем собрании как минимум за десять дней до того, как оно состоится.

Принятие решения

Осуществляется при помощи голосования всех собравшихся собственников при очной форме проведения. Простого большинства «за» достаточно для того, чтобы решение считалось принятым. Результат следует зафиксировать в протоколе собрания. Если же оно проводится заочно, используются специальные бланки для голосования, передаваемые в определённое организатором место сбора, при очном могут также использоваться бланки либо голосование проводится при помощи поднятия рук.

После принятия решения потребуется определить представителя. Он и будет непосредственно контролировать процесс. Обычно это происходит сразу же на собрании.

Обращение в муниципалитет

Если вынесено положительное решение по вопросу приватизации, нужно будет сделать следующий шаг и подготовить заявление и документы для муниципалитета. В него нужно обращаться, если земля в муниципальной собственности, если же она состоит во владении региональных или федеральных властей, то и обращаться следует в отделение Росимущества. Определить это можно с помощью выписки из ЕГРП.

Подготовка заявления

Единой формы для заявления нет, и стоит заранее осведомиться в муниципалитете, какой бланк использовать. Примерный образец прилагаем к статье.

Обязательные сведения:

  • ФИО и контакты заявителя;
  • адрес, по которому располагается участок;
  • к какой категории относится земля, как может использоваться;
  • есть ли обременения;
  • какой вид права пользования с указанием номера дающего его документа;
  • список строений на участке;
  • реквизиты прав собственности на все эти сооружения.

Также в документе должна выражаться, собственно, цель его подачи – то есть передача земли в руки жильцов, прилагается к нему и перечень документов. Оно подписывается участниками собрания, принявшего решение о приватизации, таким образом они выражают свою волю. Если какой-то из жильцов отказывается от приватизации, это следует оформить письменно, пошагово соблюдая порядок заполнения. Заявление рассматривается не более чем за месяц после подачи, за чем последует решение.

Пакет документов

К заявлению следует приложить правоустанавливающие документы, свидетельство о праве собственности и выписку из реестра о собственнике.

Список надо заранее уточнить там, куда будет подаваться заявление, поскольку он может отличаться от приведённого. Если поданы не все документы, или же в них самих обнаружатся неточности, в приватизации будет отказано. Тогда потребуется исправить выявленные проблемы, а затем подать пакет вновь.

Формирование земельного участка

Как правило, при неприватизированной земле и формирование участка тоже ещё не проведено, и тогда для продолжения приватизации требуется провести межевание, а затем и постановку на кадастровый учёт. Если будет получен отказ на одном из этих этапов, и не по причине проблем с документами, которые можно сразу же исправить, а по иным, обращаться для разрешения споров надлежит в Арбитражный суд.

Межевание

Для проведения межевания обращаются в комитет по управлению муниципальным имуществом – хотя иногда в муниципалитетах за это отвечают иные органы. На этом этапе проводится определение границ надела и его площади – выполняются геодезические измерения, для чего нужно обратиться в землеустроительную организацию. Здесь важно верно определить границы участка, которые будут соответствовать регламенту градостроительства, и не нарушать права соседей.

После формируется схема расположения границ участка. Представляются два варианта: участок минимальной площади, и наоборот, максимально допустимой, то есть включающий, помимо территории, занятой самим МКД и выходами, также и иную прилежащую.

После устанавливается площадь, из которой можно вывести, какими будут налоговые выплаты после приватизации, затем иногда проводится дополнительное обсуждение среди жильцов относительно того, следует ли продолжать процесс приватизации.

Постановка на кадастровый учет

Когда проведено межевание, останется сформировать участок и поставить его на кадастровый учёт, для чего необходимы будут технический паспорт и план дома, межевой план, а также решение собрания. Эти документы подаются в Кадастровую палату. Когда участок окажется на кадастровом учёте, он будет передан собственникам МКД.

Государственная регистрация

После прохождения предыдущих этапов останется лишь завершить процесс приватизации – права официально перейдут к жильцам лишь после того, как состоится государственная регистрация. Чтобы осуществить её, нужно обратиться в Росреестр напрямую или в многофункциональный центр с заявлением, а также копиями паспортов участников, разрешением на приватизацию и квитанцией об оплате пошлины.

Материальные расходы

Сама приватизация бесплатна, но на регистрацию придётся понести определённые расходы: на кадастровый план и паспорт, технический паспорт, государственные пошлины. Суммарно счёт может пойти не на один десяток тысяч – это будет зависеть от сложности оформления и характера участка.

Уже после оформления расходы собственника вырастут за счёт налога, устанавливаемого по кадастровой стоимости: для этого она умножается на размер доли, а затем на налоговую ставку, действующую в вашем регионе. К примеру, если кадастровая стоимость участка составляет 300 000 рублей, доля, которой вы владеете – 5%, а ставка – 1,5%, то заплатить за год придётся: 300 000 x 0,05 x 0,015 = 225 рублей. Отметим, что некоторые категории граждан могут претендовать на льготы, например, для инвалидов и ветеранов ВОВ предусмотрено двукратное снижение налога.

Вам это будет интересно

ЗДравствуйте!

В соответствии со ст.36 ЗК РФ Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом . Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.

Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении:

1) земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

2) земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

3) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.

Цена земельных участков не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.

В существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством .

В соответствии с п.1 ст.36 -38 ЖК РФ Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме.

Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

При приобретении в собственность помещения в многоквартирном доме к приобретателю переходит доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

То есть, если земельный участок, на котором расположен дом был оформлен в соответствии с законодательством, то при приобретении жилья в данном доме, Вы стали собственником доли земельного участка пропорционально размеру площади Вашего помещения.

ЕСли при приобретении жилого помещения, Вы не приобрели долю земельного участка, на котором расположено данное строение, то действуют следующие положения.

В случае, если здание (п омещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.

В случае, если в здании, находящемся на неделимом земельном участке, помещения принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления или всем лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами.

При этом договор аренды земельного участка заключается с условием согласия сторон на вступление в этот договор иных правообладателей помещений в этом здании.

Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" .Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

В соответствии с п.3 ст.28 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» собственники жилого дома, расположенного на земельном участке, относящемся к государственной или муниципальной собственности, имеют право и обязаны либо взять в аренду, либо приобрести в собственность указанный земельный участок.

Собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки.

По желанию собственника объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, относящемся к государственной или муниципальной собственности, соответствующий земельный участок может быть предоставлен ему в аренду на срок не более чем сорок девять лет, а если объект недвижимости расположен на земельном участке в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, - на срок, не превышающий срока резервирования земель, если иное не установлено соглашением сторон.

Договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка. Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Размер доли в праве собственности на земельный участок определяется пропорционально отношению площади соответствующей части здания, строения или сооружения к общей площади здания, строения или сооружения.

Выкуп или приобретение в аренду земельного участка, относящегося к общему имуществу собственников квартир в многоквартирном доме, осуществляется на основании совместного обращения всех собственников квартир многоквартирного дома в орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением к заявлению предусмотренных п.5 ст.36 ЗК РФ документов.

Приобретение земельного участка (части земельного участка), на котором расположен двухквартирный жилой дом, отдельно в собственность одного из собственников помещений в двухквартирном доме без участия других собственников помещений в данном доме невозможно.

То есть, если вторая квартира находится в собственности администрации (государства), то Вы не имеете возможности приватизировать данный земельный участок. Однако, если у соседнего жилья имеется собственник (физ. лицо), то Вам следует подавать совместное заявление о приобретении земельного участка в общею долевую собственность.

Таким образом, Вам следует установить, кто является собственником данного жилья и соответсвенно определить возможности приватизации жилья.

С уважением Ф. Тамара

Здраствуйте! Можете принять к сведению следующий вариант развития событий.

В некоторых случаях имеет место возможность изменить статус жилого помещения. Согласно ч.1 ст. 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются помещения, в силу ч1 ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относится часть жилого дома. ст. 11 ЖК РФ устанавливает, что защита жилищных прав осуществляется, в частности, путем прекращения или изменения жилищного правоотношения.

То есть, возможно, ваша квартира фактически является частью жилого дома (такой факт может подтвердиться на основе данных, которые содержатся в техническом паспорте вашего жилого дома, где распологаются две квартиры). В этом случае вы можете в судебном порядке признать свою квартиру частью индивидуального жилого дома. Это в дальнейшем позволит вам приобрести в собственность земельный участок и произвести межевание (проще говоря: поделить напополам земельный участок на котором расположен ваш дом, где одну половину вы приобретете в собственность).

Проблема возможна. Например, исходя из определения квартиры, содержащееся в ст.16 ЖК РФ, делается вывод, что помимо двух квартир в вашем доме, существуют и другие помещения общего пользования (желательно, для изменения статуса жилого помещения,чтобы их не было). Могут, естественно, быть и другие проблемы (вдруг, на ваш дом нет разрешения на строительство, бывают такие случаи, тогда иск дополняется требованиями о признании права собственности на самовольные посторойки, и здесь уже все намного тяжелее).

Так как дом двухквартирный (мало квартир), возможен такой способ приобрести в собственность земельный участок, на котором распологается измененный объект технического учета. И этот земельный участок уже будет ваш.

Публикации по теме