Пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки в современном мире Проектная работа пословицы

«Русские и английские пословицы и поговорки» - В устной речи поговорки часто становятся пословицами, а пословицы – поговорками. Тише едешь - дальше будешь. Методы, использованные в работе. Поговорка-часть суждения, отмечающее какое-либо качество или явление. ОСНОВНОЙ: принятие решений; выполнение проекта. Процесс перевода пословиц и поговорок на русский язык.

«Хлеб да соль» - Взаимодействие солей с щелочами. Соли серной кислоты. Есть старинная словацкая народная сказка - Соль и золото. Хлорид калия используют в сельском хозяйстве как калийное удобрение. Из хлоридов больше всего используют хлорид натрия и хлорид калия. Взаимодействие солей с металлами. Взаимодействие солей между собой.

«История пословиц и поговорок» - Обычно пословицы состоят из двух частей, которые рифмуются между собой. Ознакомиться с историей появления пословиц. В средневековой Европе составлялись сборники пословиц; Первые пословицы появились очень давно. Задачи: Многие из пословиц были использованы в древних летописях и произведениях. В основе многих пословиц лежит какая-нибудь басня или сказка.

«Английские пословицы о животных» - В русских пословицах предпочтение отдается лесным животным. «Never buy a pig in a poke»- никогда не покупай свинью в мешке. Отличие русских и английских пословиц. У англичан: осел и птица. « Интернациональное» животное. «Купить кота в мешке». У русских: волк, ворона и мышь. Лошадь. Пословицы в русском и английском языках могут быть разделены на три группы.

«Пословицы о добре» - Доброе слово, что дождь в засуху. Доброе дело дороже богатства. Не захватить, а отдать. Рубашка износится, а доброе дело не забудется. Доброе слово и железные ворота открывает. Ласковое слово, что солнышко в ненастье. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Попробуй не наступить, а уступить. Добро ходит по свету тихо.

«Пословицы» - Писать - не языком чесать. Вражда не делает добра. Пока железо в работе, его и ржа не берет. Книги читать – скуки не знать. Своя земля и в горсти мила. Зачем и клад, коли в семье лад? В здоровом теле – здоровый дух. У нашего свата ни друга, ни брата. Каков мастер, такова и работа. Наукой люди кормятся.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 СЕЛО ТРОИЦКОЕ НАНАЙСКОГО РАЙОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Проект

Проект по теме «Устное народное творчество»

«Пословицы и поговорки»

Выполнили:

Поляков Георгий

Антоневич Полина

Тихонова Кристина

Слепцова Анастасия

2015 г.

с.Троицкое

Методический паспорт учебного проекта

Проект «Пословицы и поговорки».

Предмет : Литературное чтение.

Класс: 3

Тип проекта : творческий, коллективная работа.

Планируемый результат : учащиеся создают презентацию о пословицах и поговорках.

Цели и задачи проекта:

    Ввести понятие « исследовательская деятельность», познакомить с некоторыми методами, формами и способами научного исследования.

    Создание условий для самореализации учащегося через выполнение исследования.

    Формирование мотивации исследовательской деятельности.

    Формирование творческой активности.

Развитие самостоятельности.

Оборудование:ПК, книжки

Время : 5 дней

Работа над проектом

Основные этапы работы:

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

1. Знакомство с идеями проекта

2. Формирование групп, распределение обязанностей.

ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1. Работа в группах по сбору материала

Найти в учебниках,в дополнительной литературе, интернете с помощью учителя, родителей пословицы и поговорки

2. Практическая работа. Работа по объяснению смысла пословиц и поговорок.

Привести примеры. Чем отличается пословица от поговорки?

(консультация учителя)

3.Выбор формы представления результата

Оформление результатов работы.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Презентация и защита результатов работы.

Подведение итгов.

Продукт проекта - альбом

Способы работы : сбор информации из различных источников; работа по смыслу пословиц; оформление копилки в альбом; выступление на конфереции.

Содержание проекта: По своему содержанию проект «Пословицы и поговорки » имеет два аспекта: учебный и научно-исследовательский. С одной стороны, его участники обогатятся знаниями о том, что такое пословица, поговорка, как они появились, что является их основой. Расширят представления о мире, о труде, об учебе, о дружбе что очень важно для интеллектуального и творческого развития детей младшего школьного возраста. С другой стороны, участники проекта, в результате поисковой, познавательной, исследовательской работы убедятся, что учиться – это значит трудиться. Приобретут навыки самостоятельной деятельности. Научатся презентовать полученные знания и опыт.

« »


«

»


«
»


«


«
»

« »


«
»


«
»


«

»

Приложение.

Пословицы и поговорки

Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.

Красна речь с поговоркой.

Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.

На всякого Егорку есть поговорка

О Родине

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Своя земля и в горсти мила.

Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.

Без корня и полынь не растет.

Где сосна взросла, там и красна.

Глупа та птица, которой гнездо свое не свила

На чужой стороне и сокола зовут вороною.

На чужой стороне и весна не красна.

О семье

При солнышке тепло, при матери добро.

Нет такого дружка, как родная матушка.

На что и клад, коли в семье лад.

Братская любовь лучше каменных стен.

Птица рада весне, а младенец – матери.

Изба детьми весела.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Материнская ласка конца не знает.

Материнский гнев что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает.

У милого дитяти много имен.

Бабушке – один только дедушка не внук.

Хороша дочка Аннушка, коли хвалит мать да бабушка.

О труде.

Какова пряха, такова на ней и рубаха.

Не умеешь шить золотом, так бей молотом.

Встань рано, вразумись здраво, исполни прилежно.

Труд человека кормит, а лень портит.

Терпение и труд всё перетрут.

Ремесло пить–есть не просит, а само кормит.

Не топор тешет, а плотник.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Откладывай безделье, да не откладывай дела.

Об уме.

По платью встречают, по уму провожают.

И сила уму уступает.

Умного пошли – одно слово скажи; дурака пошли – три скажи, да сам за ним поди.

У умной головы сто рук.

Ум хорошо, а два лучше.

Каков разум, таковы и речи.

В умной беседе – ума набираться, в глупой – свой потерять.

Из окна всего света не оглянешь.

Повторение – мать учения.

О смелости

На печи не храбрись, а в поле не трусь.

Хорошо медведя в окно дразнить.

О дружбе

Старый друг лучше новых двух.

Друг спорит, а враг поддакивает.

Не узнавай друга в три дня, узнавай в три года.

Друг и брат – великое дело: не скоро добудешь.

Был я у друга, пил я воду – слаще меду.

Нет друга, так ищи, а найдешь, так береги.

Новых друзей наживай, а старых не утрачивай.

Для друга семь верст не околица.

Без друга – сирота; с другом – семьянин.

Семеро одного не ждут.

Конь познается при горе, а друг при беде.

Одна пчела не много меду натаскает.

Об учении

Ученье – свет, а неученье тьма.

Корень учения горек, да плод сладок.

Учёный водит, а неучёный следом ходит.

Книги читай, а дела не забывай.

Повторение – мать учения.

О правде

Добрая слава лежит, а худая бежит.

За правое дело стой смело.

В ком правды нет, в том и добра мало.

Дело знай, а правду помни.

Правда в воде не тонет, в огне не горит.


Русские пословицы и поговорки меткие выражения, созданные русским народом, а также переведенных из древних письменных источников и заимствованных из произведений литературы, в короткой форме выражающие мудрые мысли. Многие русские пословицы состоят из двух соразмерных, рифмующихся частей. Пословицы, как правило, имеют прямой и переносный смысл (мораль). Часто существует несколько вариантов пословиц с одной и той же моралью. Пословицы отличаются от поговорок более высоким обобщающим смыслом. Наиболее древние из дошедшие до нас произведений русской письменности, содержащие пословицы, датируются XII веком. Русские пословицы и поговорки меткие выражения, созданные русским народом, а также переведенных из древних письменных источников и заимствованных из произведений литературы, в короткой форме выражающие мудрые мысли. Многие русские пословицы состоят из двух соразмерных, рифмующихся частей. Пословицы, как правило, имеют прямой и переносный смысл (мораль). Часто существует несколько вариантов пословиц с одной и той же моралью. Пословицы отличаются от поговорок более высоким обобщающим смыслом. Наиболее древние из дошедшие до нас произведений русской письменности, содержащие пословицы, датируются XII веком.














Пословица - это краткое народное изречение с назидательным смыслом; народный афоризм. Пословица - это краткое народное изречение с назидательным смыслом; народный афоризм. Поговорка - выражение преимущественно образное, не составляющее в отличие от пословицы. законченного высказывания и не являющееся афоризмом. Поговорка - выражение преимущественно образное, не составляющее в отличие от пословицы. законченного высказывания и не являющееся афоризмом. Непревзойдённый автор словаря пословиц и поговорок В. И. Даль так определял этот жанр: «Пословица - краткое изречение, поученье, более в виде притчи, иносказанья, или в виде житейского приговора; пословица есть собь». Поговорку же он видел как «окольное выражение, простое иносказание, но без притчи, без суждения, заключения, применения» Непревзойдённый автор словаря пословиц и поговорок В. И. Даль так определял этот жанр: «Пословица - краткое изречение, поученье, более в виде притчи, иносказанья, или в виде житейского приговора; пословица есть собь». Поговорку же он видел как «окольное выражение, простое иносказание, но без притчи, без суждения, заключения, применения» Пословица любопытна, её интересует всё, что связано с человеком, его деятельностью, окружающей его природой. Она вездесуща, всё знает и обо всём имеет своё собственное, народное конечное суждение. Народная позиция в пословицах и поговорках всегда чёткая, иногда даже категоричная, часто с иронией: «Думай двояко, а делай одинако», «думал, думал – жить нельзя, пораздумал – можно», «Мешай дело с бездельем, проживёшь век с весельем». Пословица любопытна, её интересует всё, что связано с человеком, его деятельностью, окружающей его природой. Она вездесуща, всё знает и обо всём имеет своё собственное, народное конечное суждение. Народная позиция в пословицах и поговорках всегда чёткая, иногда даже категоричная, часто с иронией: «Думай двояко, а делай одинако», «думал, думал – жить нельзя, пораздумал – можно», «Мешай дело с бездельем, проживёшь век с весельем». Знакомство с пословицами и поговорками той или иной страны обогащает наше представление о народе, который их создал и на устах которого они, не увядая, живут веками. Знакомство с пословицами и поговорками той или иной страны обогащает наше представление о народе, который их создал и на устах которого они, не увядая, живут веками. Пословицы и поговорки использовались в процессе обучения иностранным языкам, например латинскому, еще в средневековой Европе. И сегодня ни один курс иностранного языка не обходится без их помощи. Пословицы и поговорки использовались в процессе обучения иностранным языкам, например латинскому, еще в средневековой Европе. И сегодня ни один курс иностранного языка не обходится без их помощи. Пословицы и поговорки, возникшие в давние времена, активно живут и создаются в наши дни. Это - вечные жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки, возникшие в давние времена, активно живут и создаются в наши дни. Это - вечные жанры устного народного творчества.

И обществознанию

учащихся 6 «А» и 11 «Л» классов

«Мы в зеркале пословиц»

Учитель русского языка и литературы,

МОУ лицей № 1 им. А. Блока

11 класс" href="/text/category/11_klass/" rel="bookmark">11 классов и их родители. Результаты этого опроса будут представлены сегодня участниками проекта.

Наш проект интерактивный, и поэтому все, кто пришёл на форум, смогут принять участие в исследовании. Итак, какова же программа форума? В первой части форума будет представлен портрет пословицы; мы узнаем, откуда берутся пословицы и как они живут в языке. Во второй части мы познакомимся с деятельностью и его трудом «Пословицы русского народа».В третьей, заключительной, части будут представлены результаты социологического опроса и словесные игры с пословицами. Кроме того, нас ждут интересные задания.

Итак, слово участникам исследования.

I. Часть «Загляните в зеркало»

1.Портрет пословицы (слово Амерхановой Э., ученицы 6 «А» класса)

Трудно сказать, с каких времён среди народа начали ходить пословицы - устные краткие изречения на самые разные темы. Неизвестно и время возникновения первых поговорок - эмоциональных кратких выражений. И те и другие сопровождают нас в повседневной жизни. Однако нередко эти понятия отождествляются, например, мы говорим: яркие пословицы и поговорки, издаются «Словари пословиц и поговорок русского языка»

Давайте разберёмся, чем отличается пословица от поговорки. Это интересно и важно, ведь наше исследование называется «Мы в зеркале пословиц». Для этого сопоставим пословицы и поговорки и составим портрет пословицы.

Вот что мы прочитали в словаре литературоведческих терминов:

Пословица – жанр устного народного творчества:

вошедшее в обиход законченное меткое образное выражение, применяемое к самым разным жизненным ситуациям и имеющее поучительный смысл.

Пословицы обычно ритмически организованы.

Ешь просто - доживешь до ста.

Век живи - век учись

Поговорка- жанр устного народного творчества:

вошедшее в речевой обиход образное выражение, заключающее в себе эмоциональную оценку того или иного явления.

В отличие от пословицы не является законченным выражением и не имеет поучительного смысла.

Может быть частью пословицы, самостоятельным словосочетанием

Не робкого десятка.

Глянет - рублём подарит.

А Владимир Иванович Даль так говорил: «поговорка - цветочек, а пословица- ягодка».

Итак, вот как выглядит портрет пословицы:

1. Краткость и законченность (легко запоминается и выражает законченную мысль)

2. Общеизвестность (это всем известное народное выражение, которое приходит на память к случаю)

3. Мудрость (общепризнанность выражаемой истины: пословицу признают все, с ней не спорят)

4. Образность (может употребляться в различных жизненных ситуациях, пословица - средство изобразительности и выразительности)

Теперь мы без труда отличим пословицу от поговорки.

Игра – задание №1 (проводит ученица 11 «Л» класса Белышева А.)

Найдите пословицы среди следующих образных выражений. Помните, что пословицы, употребляясь с поучающей целью, предполагают переосмысление хотя бы части входящих в них слов, а в поговорках каждое слово выступает в прямом значении.

Всяк сверчок знай свой шесток.

Всякой вещи время.

Снявши голову, по волосам не плачут.

После дождичка в четверг.

Семь пятниц на неделе.

Пустив козла в огород, страхом яблонь не огородишь.

Гром не грянет - мужик не перекрестится.

Вали кулём, потом разберём.

Нашла коса на камень.

Семь вёрст до небес и всё лесом.

2. Откуда берутся пословицы (слово ученика 6 «А» класса Зубкова В.)

А знаете ли вы, откуда берутся пословицы? Вопрос о происхождении пословиц напрямую связан с материальной и духовной культурой народа. Тайна происхождения пословиц скрыта в них самих. Они представляют собой результат обобщения различных жизненных ситуаций. А такие ситуации возникали

В ходе исторических событий: Незваный гость хуже татарина.

В повседневном быту: Не красна изба углами - красна пирогами.

С марта 1832 года служит ординатором в Петербургском военно-сухопутном госпитале и вскоре становится медицинскою знаменитостью Петербурга. Во время русско-турецкой войны Даль, леворукий хирург, делал сложные операции раненым солдатам. А во время событий польской кампании обнаружил в себе способности инженера.

Даля как литератора прославили «Русские сказки…». Ректор Дерптского университета решил пригласить своего бывшего студента, доктора медицины Даля, на кафедру русской словесности. При этом книга была принята в качестве диссертации с целью получения ученой степени доктора филологии, но потом она была отклонена самим министром просвещения как неблагонадежная. Это произошло из-за доноса на автора книги.

Тираж данной книги был изъят из продажи. Один из немногих оставшихся экземпляров Даль решил подарить. Жуковский давно обещал их познакомить, но Даль, не дожидаясь его, взял «Сказки…» и пошёл сам - без всяких рекомендаций - представляться Александру Пушкину. Так началось их знакомство. Именно Пушкин подал Далю идею созданию толкового словаря.

подарил Далю свою знаменитую «Сказку о рыбаке и рыбке» с подписью: «Твоя от твоих! Сказочнику Казаку Луганскому – сказочник Александр Пушкин».

Как друг и врач, Даль находился у постели смертельно раненого Пушкина. Перед смертью Пушкин подарил В. Далю свой старинный перстень с изумрудом.

В 1859 году В. Даль в Москве целиком отдаётся любимому делу. Еще в молодости он обратил внимание на разницу между речью образованных людей и простого народа и начал собирать народные слова и выражения, стараясь выяснить их происхождение.

Это любимое занятие – изучение языка русского народа. Даль был искателем и собирателем слов и именно этому делу он отдал всю свою жизнь. Итогом почти пятидесятилетнего труда стал сборник, уникальный и единственный в своем роде по объему и разнообразию материала: в него вошли пословицы и поговорки русского народа, скороговорки, приметы, загадки. Даль собрал 200 000 слов. Сам образ жизни Даля – постоянные переезды с места на место, встречи с разными людьми – помогал ему стать собирателем слов. Прекрасные душевные качества, общительность, разносторонность интересов Даля привлекали к нему людей. На творчестве Даля положительно отразилось хорошее знание им современной жизни - ведь никто из писателей XIX века не странствовал по Руси столько, сколько Владимир Даль. За свой великий труд удостоен Ломоносовской премии Академии наук и звания почётного академика

Память о хранят 2 дома: 1й – в котором он родился, находится в Луганске. 2й – в котором жил последние годы - находится в Москве на Большой Грузинской улице. В этих домах открыты мемориальные музеи.

2001 год в честь 200-летия со дня рождения Даля ЮНЕСКО объявил годом. Учреждена золотая медаль и орден. Эти награды вручаются известным общественным деятелям, филологам, историкам и писателям.

2. Даля «Пословицы русского народа» (слово ученицы 6 «А» класса Лазаревой С.)

C 1849 по 1859 год Даль служил управляющим удельной конторой в Нижнем Новгороде. Город этот много чем славился, но одним из самых ярких событий здесь была ежегодно проводимая ярмарка. Вот так описывали современники Даля эту ярмарку: «Месяц и 10 дней движется, гудит, переливается красками ярмарка. Идёт по ярмарке худой носатый человек, нижегородский чиновник Даль. Ничего не покупает. Слушает ярмарочный гул. Выдёргивает из гула слова, прибаутки, пословицы – точно золотых рыбок из омута…

Одновременно с работой над словарём работал и над сборником «Пословицы русского народа». Каждую пословицу он переписывал дважды на узких полосках бумаги; Даль называл такие полоски «ремешками». Один «ремешок» - в словарь, как пример для пояснения слов; дугой вклеивался в тетрадь, предназначенную для сбора пословиц. собрал 30130 пословиц. В сборнике Даля пословицы расположены по темам. Даля не только в том, что он собрал такое количество народных изречений (до него издавались сборники всего в 2000 пословиц), но и в том, что Даль впервые распределил пословицы по темам (до него пословицы в сборниках располагались в алфавитном порядке). Сто восемьдесят тетрадей, куда Даль вклеивал «ремешки», - это сто восемьдесят тем. Среди них: «Жизнь – смерть», «Радость – горе», «Ум – глупость», «Правда – кривда», «Воля – неволя», «Стихии», «Вселенная», «Народ – мир» и другие.

Однако, сами того не подозревая, мы пользуемся лишь обрывками пословиц и поговорок, которые в прошлом веке каждый русский человек знал в их полном, неусеченном виде.

Вот каковы некоторые пословицы «в неусеченном виде»:

· Гора с горой не сходится, а горшок с горшком столкнется.

· Чудеса в решете! Дыр много, а выскочить некуда.

· Собаку съел, а хвостом подавился.

· Утро вечера мудренее, трава соломы зеленее.

· Палка о двух концах: либо ты меня, либо я тебя.

· Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку.

· Губа не дура, язык не лопатка: знают, что горько, что сладко.

В заключение я бы хотела привести слова о правдивости и неподсудности пословицы: « Пословица – коротенькая притча… это суждение, приговор, поучение, под чеканом народности…Сборник же пословиц – свод народной, опытной премудрости… это радость и веселие, горе и утешение в лицах, это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый».

III. Часть «Пословица недаром молвится»

1. Результаты социологического опроса «Пословица в моей жизни»

1. 1.Результаты опроса 6-тиклассников и их родителей (результаты представляет Забулонова А.)

В рамках нашего проекта мы провели социологический опрос среди учеников нашего класса и их родителей.

Каждый из опрашиваемых назвал свою самую любимую пословицу. Интересно, что у каждого она действительно «своя»: ни одна из пословиц не повторялась. Мы составили рейтинг любимых мудрых изречений по темам. Вот что у нас получилось:

Родители

труд – 3

учение - 2

ум, глупость - 2

связь явлений - 2

семья - 1

дружба – 1

Ученики о труде:

Любишь кататься, люби и саночки возить.

При солнышке тепло, при матушке добро.

Жизненные цели – 4

Труд – 2

Семья - 1

Слово, речь - 1

Ум, глупость – 1

Родители о труде:

Сделал дело, гуляй смело.

В дружной семье и в холод тепло.

Второй вопрос для учащихся был такой: «Какую пословицу или поговорку, обращённую в ваш адрес, вы слышите чаще других?»

Для родителей этот вопрос звучал иначе: «Какие пословицы и поговорки вы употребляете, когда общаетесь с детьми?»

Чаще всего родители, воспитывая детей, используют пословицы о труде – 7.

Часто встречаются пословицы:

Делу время – потехе час.

Сделал дело – гуляй смело.

Кто рано встаёт, тому Бог подаёт.

Встречаются и такие наставления:

Кашу маслом не испортишь.

Не суди, да не судимым будешь.

От учителей шестиклассники чаще всего слышат:

Поспешишь – людей насмешишь.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

«Главное - старание!» - вот к чему призывают нас учителя. А ещё мы должны помнить: ученье – свет, а неученье - тьма.

Вот такими были ответы моих одноклассников и их родителей на первые 2 вопроса.

1.2.Результаты опроса 11-тиклассников и их родителей (результаты представляет ученица 11 «Л» класса Петрова Ирина).

Мы провели социологический опрос на тему «Пословицы и поговорки в моей жизни» среди 11-ых классов и среди их родителей.

Проводя опрос, мы хотели узнать, какие пословицы и поговорки ученики и их родители употребляют чаще всего в жизни при общении друг с другом.

В нашем опросе участвовало 11 учеников и 10 родителей. Мы выяснили, что у учеников любимые пословицы и поговорки оказались разными. Нет ни одного совпадения. По тематике чаще других встречались пословицы о труде, например: Без труда не вытащишь и рыбки из пруда

Были и такие пословицы: Дурная голова ногам покоя не дает

На втором и третьем месте были пословицы о дружбе, о силе характера.

Среди родителей учеников любимыми пословицами и поговорками были снова о труде. Наиболее популярными были такие:

Делу – время, потехе – час

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда и другие.

Пословицы о труде преобладали. Это и понятно, так как труд составляет основу человеческой жизни Кроме пословиц о труде, были пословицы о жизни, о дружбе и другие.

Ученики отвечали на второй вопрос: «Какую пословицу или поговорку, обращенную в ваш адрес, вы слышите чаще всего?». От родителей ученики чаще всего слышат пословицы о труде:

Делу – время, потехе – час

Сделал дело, гуляй смело

На втором месте были пословицы о личностных качествах. На третьем о жизни. И от учителей ученики чаще всего слышат пословицы об учении, труде:

Век живи, век учись

Повторенье – мать ученья

Были и другие пословицы

1.3.Результаты социологического опроса среди учителей школы (представляет ученица 11 «Л» класса Дмитриева Е.)

В ходе исследования нами был проведен социологический опрос среди учителей нашей школы.

Цель опроса: узнать, пословицы какой тематики чаще всего используют учителя в жизни и какие пословицы помогают им при общении с учениками.

Всего было опрошено 26 учителей. Читая их самые любимые пословицы, мы выяснили, что это пословицы о труде:

Глаза боятся, руки делают

Делу – время, потехе - час.

Сделал дело – гуляй смело.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Но встречались пословицы о дружбе, чести, силе характера:

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты.

Береги одежду снову, а честь смолоду

Читая пословицы, мы выяснили, что любимыми являются те, которые характеризуют нравственные ценности человека.

Отвечая на второй вопрос: «Какие пословицы и поговорки вы употребляете в школе при общении с учениками?», учителя в основном называли пословицы, которые можно объединить общей темой – труд, ученье. Вот часто встречающиеся:

Что посеешь, то и пожнешь.

Век живи, век учись.

Повторенье – мать ученья.

Где ум, там и толк.

Кому работа в тягость, тому неведома радость.

Но были и такие: о силе слова, личностных качествах:

Не говори – не умею, а говори – научусь

Глупо говорить – людей смешить

Плохо тому, кто добра не творит никому

Интересно, а можете ли вы узнать учителя по пословице?

Всему свое место, всему свое время ().

В огороде бузина, а Киеве дядька (Кочанова Г. Н).

Глаза боятся, а руки делают ()

Stop talking keep on working (Безгодова С . В .)

Сделал дело – гуляй смело ()

Повторенье – мать ученья ()

Смех без причины – признак чего-то нехорошего ()

Итак, как видим, пословица не даром молвится. Подведем итог.

Во-первых, пословицы помогают человеку емко и образно выразить свою точку зрения, и во-вторых сам выбор той или иной пословицы говорит об авторе, его ментальности, характере.

2. Словесные игры с пословицами (слово ученицы 6 «А» класса Титовой В.)

Любишь кататься

должен стараться

люби и за проезд платить

Слово не воробей –

за хвост не поймаешь

Тише едешь –

меньше бед

Семь раз отмерь

и оторви как попало

а то буде велико

Ученье - свет

а без аттестата жизни нет

а неученье – ведро и тряпки

Любишь кататься

ну и катайся

купи санки

люби парковаться

Слово не воробей –

клюнет больно

вылетит – неси ответственность

Тише едешь –

богаче будешь

целей будешь

Семь раз отмерь

и подумай, надо ли резать

а на восьмой раз можешь резать

Конечно, современная жизнь и её стремительный ритм влияют на наше мировосприятие. Именно это и отразили авторские трактовки пословицы. Но все – таки, вечные истины остаются незыблемыми, неоспоримыми.

3.2. Результаты задания «Придумайте своё продолжение пословицы» (Ответы 11-тиклассников представляет Петрова И.)

Третье задание было творческим, нужно было придумать свое продолжение пословицы, и поэтому вызвало особый интерес и у учеников и у их родителей. Здесь и шутка, и словесная игра, и та же мудрость, присущая пословице. Мы выбрали наиболее интересное, на наш взгляд, продолжение пословицы

У учеников: Ученье свет, а за свет надо платить

Любишь кататься, люби и парковаться

Слово не воробей, а набор звуков

Тише едешь, парик не сдует

Семь раз отмерь, успокойся и пойми, что этого тебе мало

У родителей: Учение свет, а неучение тьма, но чем ярче, тем дороже

Любишь кататься, люби и платить

Слово не воробей, в клетку не посадишь

Тише едешь – целее будешь

Семь раз отмерь, семь раз отрежь

3.3. Результаты задания «Придумайте своё продолжение пословицы» (Ответы учителей представляет Дмитриева Е.)

Задание «Придумай свое продолжение известной пословицы», вызвало особый интерес у респондентов. Вот где проявляется характер, творческая индивидуальность человека. Мы выбрали три наиболее ярких продолжения:

Учение свет, а учитель – лампочка!

Учение свет, а неученых тьма!

Учение – свет, работа – тьма, но без них никуда!

Любишь кататься, катайся, но с умом!

Любишь кататься, люби и заправляться!

Слово – не воробей, сказал, так не робей

Слово – не воробей, а курица не птица!

Слово - не воробей, а рогатка стреляй с умом!

Тише едешь, значит в пробке!

Тише едешь, живее будешь!

Тише едешь, всего достигнешь!

Семь раз отмерь, один раз сделай вывод!

Семь раз отмерь дорогу, по которой идешь!

Семь раз отмерь, все равно сделаешь по-своему!

Игра-задание №3 «Собери пословицу» (проводит ученица 11 класса «Л» Белышева А.)

Формируются группы из участников форума. Каждая группа получает конверт с пословицами, у которых «отрезана» вторая часть. Задача игроков – собрать пословицу быстро и верно. Когда все участники справятся с заданием, представитель группы читает получившиеся пословицы, определяет их тему.

Заключительное слово учителя обществознания

Подлинную историю народа нельзя знать, не зная устного народного творчества. В пословицах и поговорках отражён внутренний мир русского человека, его жизнь, быт, традиции. «Что не болит, то не плачет», - говорит пословица. То есть в пословицах отражено всё, что волновало ум и сердце народное.

Внутренний мир и человека и народа в целом – это жизненные ценности и стереотипы поведения в различных ситуациях.

Посмотрим, каков он, русский человек, в пословицах?

Мы увидим в пословицах о труде, что ценилось прежде всего трудолюбие, нестяжательство, мастерство: «Ленивому всегда праздник», «Бедность – не порок», «Встречают по одёжке, а провожают по уму». Наши предки всегда уважительно относились к образованным людям: «За учёного трёх неучёных дают», «Почитай учителя как родителя».

Есть пословицы, отразившие важные события нашей истории, которые непосредственно повлияли на жизнь народа. Какие события и исторические явления вы узнаете в следующих пословицах: «Неждан гость хуже татарина», «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день» ? Пословицы такого рода станут темой нашего будущего исследования.

Кто знает, не станете ли вы продолжателями традиций замечательных собирателей и исследователей народной мудрости прошлого.

    Этапы работы над проектом

    Этап 1. Разработка проектного задания

    Задачи этапа - определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.

    Класс получает задания:

Этап 2. Разработка проекта

Задачи этапа - сбор и уточнение информации.

Этап 3. Оценка результатов

Задачи этапа - анализ выполнения проектных заданий.

Задача этапа - коллективная защита проекта.

Ход презентации.

I. Вступление.

Учиться - всегда пригодится »!

(слайд 1)

сломится».

В.И. Даль писал, что пословицы - это «цвет народного ума». Пословицы красят речь, делают ее образной. Работа по собиранию пословиц начинается с ХVII века - это были рукописные сборники, их составители неизвестны. В ХVIII веке пословицы собирали Ломоносов, Татищев, Богданов. Наиболее крупными были сборники Кнежевича и Снегирева. В 1862 году вышел

История его жизни очень интересна. Сын обрусевшего датчанина и немки, только в 70 лет принявший православие, моряк, врач и чиновник. Но какая же нужда заставила этого человека взять на себя колоссальный труд - составление русского словаря, собирание русских пословиц и поговорок? Ведь Даль не был ни ученым, ни даже русским по национальности. Хотя он писал: «Ни прозвание, ни вероисповедание, ни самая кровь предков не делают человека принадлежностью к той или иной народности. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски».

Словарь Даля - исторический словарь

II

III

  • Эта японская пословица
  • Монгольская пословица
  • арабы говорят
  • Русские говорят : «Не рой другому яму - сам в нее попадешь». А осетины говорят
  • Французы советуют
  • Русские
  • латинской пословицей : «Утешение для несчастного - иметь товарищей по несчастью».
  • «Слово - серебро, а молчание - золото», - скажет русский, а бенгалец

IV . путешествие . (слайд 2)

. (слайд 3)

Крибле, крабле, крубле …».Откройте глаза (слайд 4)

- загадочный лес.

Задание:

(по рядам)

Язык до Киева доведет.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Слезами горю не поможешь.
Утро вечера мудренее.

Тот не заблудится, кто не спрашивает.
Восток ли, Запад ли, а дома лучше.
Один утренний час лучше двух вечерних.
Бесполезно плакать над пролитым молоком.

Через Загадочный лес поле пословиц! (слайд 5)

Умей взять,

умей и дать.

Старый друг

лучше новых двух.

Едешь на день,

бери хлеба на неделю.

Красна птица пером,

а человек умом.

Не рой другому яму,

сам в неё упадёшь.

Друга ищи,

а найдёшь - береги.

Были бы кошки,

а мышки будут.

Десять раз примерь,

один раз отрежь.

ФИЗМИНУТКА (слайд6)

Вставь рисунок в пословицу.

  • Дареному. в зубы не смотрят. (Коню. )
  • Когда. на горе свистнет. (Рак. )
  • . рубят - щепки летят. (Лес. )
  • Не., так и не мычи. (Корова. )
  • Не плюй в. - пригодится воды напиться. (Колодец. )
  • Большому. - большое плавание. (Кораблю. )

Путаница. .

(слайд 7) .

.(читает учитель )

  • Первый клин комом.
  • Сашу маслом не испортишь.
  • Мы сами с ушами.
  • Крутится как булка в колесе.
  • Не делай из муки слова.
  • Голода не бойся, по пояс мойся.

. (Плакат)

По горизонтали: Дело мастера боится .

1. Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя - глаза..
2. Скучен день до вечера, коли делать..
3. Кончил дело - гуляй..
4. Не откладывай на завтра то, что можешь сделать..
5. Поспешишь - людей..
6. Хочешь много знать, надо мало..
7. Умелые руки не знают..
8. Кто любит трудиться, тому без дела не..
9. Хочешь есть калачи - не сиди на..
10. Семь раз примерь - один раз..
11. Без труда не вынешь рыбку из..
12. На чужую работу глядя, сыт не..
13. Что посеешь, то и..
14. У работящего в руках дело огнем..
15. Труд человека кормит, а лень..
16. Делу время - потехе..
17. Куй железо, пока..

Ответы. 1. Продирает. 2. Нечего. 3. Смело. 4. Сегодня.

5. Насмешишь. 6. Спать. 7. Скуки. 8. Сидится. 9. Печи. 10. Отрежь. 11. Пруда. 12. Будешь. 13. Пожнешь. 14. Горит. 15. Портит. 16. Час. 17. Горячо

(слайд 8,9)

О-ч-л д-л- г-л-й -м-л-! (Кончил дело - гуляй смело!)

V .Подведение итогов.

-

Просмотр содержимого документа
«Творческий проект «Пословицы и поговорки»»

Творческий проект «Пословицы и поговорки»

2 класс

Эпиграф проекта : «Пословица недаром молвится»

Тема. «Пословицы и поговорки».

Цели. Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками,

    уточнить значения некоторых из них;

    развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело;

    учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее;

    анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.

Этапы работы над проектом Этап 1. Разработка проектного задания

Задачи этапа – определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.

Класс получает задания:

    подобрать по 5 пословиц разной тематики, оформить их в книжку-малышку;

    придумать рассказы, поясняющие смысл пословиц;

    проиллюстрировать несколько пословиц;

    выписать пословицы, в которых встречаются числа.

Этап 2. Разработка проекта

Задачи этапа – сбор и уточнение информации.

Ученики самостоятельно работают с информацией индивидуально, в группах и парах, анализируют и синтезируют идеи.

Учитель наблюдает и консультирует.

Этап 3. Оценка результатов

Задачи этапа – анализ выполнения проектных заданий.

Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уроке-презентации.

Этап 4. Защита проекта. Урок-презентация

Задача этапа – коллективная защита проекта.

Ученики выступают перед одноклассниками и жюри.


Ход презентации. I. Вступление.

Здравствуйте, ребята! Говорят, « Пословица недаром молвится» или «Пословица в век не сломится» . Я пришла к вам с миром и новыми знаниями. А «Учиться – всегда пригодится »!

(слайд 1)

С каким настроением вы пришли на урок?

Трудно сказать, с каких пор в народе начали ходить пословицы и поговорки. Бесспорно, они возникли в древности и сопровождали жизнь народа на всем протяжении его истории. Отношение к ним выразилось во многих изречениях: «Пословица недаром молвится» или «Пословица в век не сломится». Пословицами интересовались многие русские писатели: А. Пушкин, И. Крылов. В письмах Пушкина упоминается 120 пословиц.

В.И. Даль писал, что пословицы – это «цвет народного ума». Пословицы красят речь, делают ее образной. Работа по собиранию пословиц начинается с ХVII века – это были рукописные сборники, их составители неизвестны. В ХVIII веке пословицы собирали Ломоносов, Татищев, Богданов. Наиболее крупными были сборники Кнежевича и Снегирева. В 1862 году вышел сборник Даля, куда вошло свыше 30 000 пословиц.

В.И. Даль родился 10 ноября 1801 года в городе Луганске. История его жизни очень интересна. Сын обрусевшего датчанина и немки, только в 70 лет принявший православие, моряк, врач и чиновник. Но какая же нужда заставила этого человека взять на себя колоссальный труд – составление русского словаря, собирание русских пословиц и поговорок? Ведь Даль не был ни ученым, ни даже русским по национальности. Хотя он писал: «Ни прозвание, ни вероисповедание, ни самая кровь предков не делают человека принадлежностью к той или иной народности. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски».

Даль был первооткрывателем. До него еще никто не составлял словарей. Словарь Даля – исторический словарь . Его можно читать подряд, составляя точное представление о жизни людей. Владимир Иванович не просто собрал огромное количество слов и выражений, но и сопроводил их множеством пословиц и поговорок. В этом проявилась народность и словаря, и составителя.

II . Выступление учащихся. Презентация своих работ.

История создания книжек-малышек, чтение рассказов к пословицам.

III . Рассказ учителя о пословицах народов мира.

Я вам расскажу о пословицах народов мира

    «Оглядывайся на себя по три раза в день». Эта японская пословица учит следить за своим поведением.

    Монгольская пословица «И путешествие в десять тысяч стран начинается с первого шага» говорит о том, что любое большое дело начинается с малого.

    Когда пострадает невинный человек, арабы говорят : «Море поссорилось с ветром, а пострадала лодка».

    «Пересол вызывает жажду». Это значит, что во всем нужна мера.

    Русские говорят : «Не рой другому яму – сам в нее попадешь». А осетины говорят : «Не бросай камнями из стеклянного дома».

    Французы советуют не отчаиваться и говорят: «Потерпев поражение, начинай сначала».

    Когда индийцы не берегут дружбу, им говорят : «Не прерывай грубо нить дружбы, ибо если придется ее связать, то останется узел». Русские скажут: «Разбитую чашку не склеишь».

    Если за контрольную работу «двойку» получишь не только ты, но и большинство одноклассников, то уместно будет воспользоваться латинской пословицей : «Утешение для несчастного – иметь товарищей по несчастью».

    «Слово – серебро, а молчание – золото», – скажет русский, а бенгалец : «Кто много говорит, начинает врать».

IV . Сегодня нам предстоит отправиться в необычное, воображаемое путешествие . Нас ждет чудесный край, где живут наши старые добрые пословицы. (слайд 2)

А не потеряться, не заблудиться в пути нам поможет эта замечательная карта. (слайд 3)

Итак, ребята, начинаем наше путешествие.

Чтобы очутиться в чудесном краю, как и в любой другой волшебной стране, необходимо для начала закрыть глаза и произнести волшебные слова. Например, эти: «Крибле, крабле, крубле …» .Откройте глаза (слайд 4)

Посмотрите, где это мы оказались!

На опушке веселого лесочка… Это необычный – загадочный лес. Молоденькие елочки задорно, хитровато улыбаются нам. Здесь живут наши старые знакомые. Чтобы они указали нам дорогу дальше, придется задержаться здесь немного и выполнить задание.

Задание: соотнести русскую пословицу с иностранной пословицей.

(по рядам)

Через Загадочный лес тропинка привела нас на поле. Посмотрите, какие красивые снопы! Здесь по зернышку собран богатый урожай. Это поле пословиц! (слайд 5) На ваших столах тоже есть небольшие снопики. Давайте же развяжем их и посмотрим, что они нам приготовили.

Рассыпались наши снопики! Придется из этих половинок собирать целые пословицы.

Соедините разрезанные части так, чтобы получились пословицы.

Собери части пословицы.(работа в группах)

Умей взять,

умей и дать.

Старый друг

лучше новых двух.

Едешь на день,

бери хлеба на неделю.

Красна птица пером,

а человек умом.

Не рой другому яму,

сам в неё упадёшь.

Друга ищи,

а найдёшь – береги.

Были бы кошки,

а мышки будут.

Десять раз примерь,

один раз отрежь.

ФИЗМИНУТКА (слайд6)

Вставь рисунок в пословицу.

    Дареному... в зубы не смотрят. (Коню. )

    Когда... на горе свистнет. (Рак. )

    Рубят – щепки летят. (Лес. )

    Не..., так и не мычи. (Корова. )

    Не плюй в... – пригодится воды напиться. (Колодец. )

    Большому... – большое плавание. (Кораблю. )

Мы перебрались на другой берег и оказались на околице деревеньки. Только что это за переполох?! Прислушайтесь! В этой деревеньке творятся самые невероятные вещи, и называется она Путаница. Рассказать о том, что происходит на улицах деревушки, нам помогут пословицы, которые решили пошутить.Давайте найдём ошибки и назовём правильно пословицы.

(слайд 7) .

Пословицы шутят. Найдите ошибку в пословице .(читает учитель )

    Первый клин комом.

    Сашу маслом не испортишь.

    Мы сами с ушами.

    Крутится как булка в колесе.

    Не делай из муки слова.

    Голода не бойся, по пояс мойся.

Подходит к концу наше воображаемое путешествие в чудесный край. Но сказочный лес не хочет с нами прощаться, он приглашает нас выполнить ещё одно задание. Нам нужно разгадать кроссворд с пословицами и поговорками. (Плакат)

В выделенном горизонтальном ряду вы прочитаете еще одну пословицу о труде.

По горизонтали: Дело мастера боится .

1. Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя – глаза... .
2. Скучен день до вечера, коли делать... .
3. Кончил дело – гуляй... .
4. Не откладывай на завтра то, что можешь сделать... .
5. Поспешишь – людей... .
6. Хочешь много знать, надо мало... .
7. Умелые руки не знают... .
8. Кто любит трудиться, тому без дела не... .
9. Хочешь есть калачи – не сиди на... .
10. Семь раз примерь – один раз... .
11. Без труда не вынешь рыбку из... .
12. На чужую работу глядя, сыт не... .
13. Что посеешь, то и... .
14. У работящего в руках дело огнем... .
15. Труд человека кормит, а лень... .
16. Делу время – потехе... .
17. Куй железо, пока... .

Ответы. 1. Продирает. 2. Нечего. 3. Смело. 4. Сегодня.

5. Насмешишь. 6. Спать. 7. Скуки. 8. Сидится. 9. Печи. 10. Отрежь. 11. Пруда. 12. Будешь. 13. Пожнешь. 14. Горит. 15. Портит. 16. Час. 17. Горячо

Вот и подошёл к концу наш урок-презентация .

Попробуйте угадать ещё одну пословицу, у которой открыта только часть букв. (слайд 8,9)

О-ч-л д-л- г-л-й -м-л-! (Кончил дело – гуляй смело!)

V .Подведение итогов.

- Что дало вам изучение пословиц, чем понравилась эта работа?

В ходе работы над проектом ребята пришли к выводу , что пословицы нужны и сегодня. Они украшают нашу речь, помогают выразить позицию говорящего, короче, пословицы это живость языка, ум, начитанность говорящего.

Доказали, что пословицы необходимы в нашем общении.

Правильное использование пословиц в речи отражает уровень воспитанности и культуры человека.

Публикации по теме