Рождественский антониев монастырь. Собор рождества богородицы антониева монастыря. Собор Рождества Богородицы

Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца X - начала XII в. Византийское наследие и становление самостоятельной традиции.

Новое движение начинается в Новгороде с построением Богородице-Рождественского собора Антониева монастыря . Его облик настолько гипнотизировал исследователей принципиальной схожестью с остальными постройками, что уже много десятилетий держится гипотеза о создании его тем же мастером Петром (Каргер М. К. Указ. соч .) Лишь в последнее время начали отдавать себе отчет в том, как много нового в этом памятнике (Гладенко Г. В., Красноречъев Л. Е., Штендер Г. М., Шульяк Л. М. Архитектура Новгорода в свете последних исследований. - В кн.: Новгород К 1100-летию города. М., 1964, с. 189-191 .), причем того нового, которому принадлежит будущее.

История возведения здания сама по себе не совсем обычна. Это монастырский собор, и заложен он игуменом; по существу он является первой некняжеской постройкой Новгорода (правда, мы все же ничего не знаем точного о церкви Федора 1115 г.).

Новгородским епископом Антоний признан был игуменом своего монастыря лишь в 1131 г., и этим епископом был Нифонт, Очевидно, Антония не признавал игуменом Иоанн, бывший епископом с 1108 по 1130 г. Построить каменный собор в Новгороде при неприязни епископа можно было бы только с помощью князя.

В самом деле, общая композиция настолько сближает собор с княжескими памятниками, что участие в его создании тех же зодчих становится весьма вероятным. Если же дать себе отчет в том, что иных строительных артелей, кроме княжеской, в Новгороде в начале XII в. просто не было, то предположение превращается почти в уверенность. Правда, техника кладки стен и сводов здесь грубее и примитивнее, плинфа - менее регулярных размеров, встречаются ее утолщенные половинки, напоминающие брусковые кирпичи, больше применяется булыжный камень. Характер изменений таков, что вряд ли можно говорить о работе тех же каменщиков и о равных прежним материальных ресурсах. Скорее всего, лишь часть мастеров княжеской артели подвизалась на строительстве монастырского собора, остальные рабочие, очевидно, более низкой квалификации, были привлечены монастырем. Огрубление техники можно связать и с недостатком средств у заказчика.

Однако те же затруднительные обстоятельства могли освободить зодчих от точного следования выработанному типу, вкусы заказчиков получили возможность обнаружения. Это был выход за пределы прежнего социально-культурного круга, и новые идеи определили поиски зодчими новых форм.

Собор напоминает княжеские постройки пропорциями плана, лестничной башней, примыкающей к северо-западному углу, трехглавием, высотой устройства хор и общей преувеличенной высотой, делающей все новгородские памятники грандиозными независимо от их плановых размеров. Трудно поверить, что Рождественский собор на 2,5 м уже Дмитровского собора во Владимире.

Основные изменения композиции связаны с разделением внутреннего пространства и взаимной ориентацией частей. Приданная западным столбам восьмигранная форма объединила все пространство западной части храма. Сами столбы толще стен, они как бы включают в себя вынос лопаток, и основания подпружных арок вверху почти не выходят за их очертания (такой способ определения толщины столбов сохранится в Новгороде и во второй половине XII в.). Массивные опоры из-за замкнутости формы никак не ориентируют ни отдельные ячейки, ни все предназначенное для молящихся пространство. Эта однородность имеет не только художественный смысл. Молящиеся уже не делились на различные в своей социальной иерархии группы.

Хоры, хотя и сохраняющиеся здесь, своей полузакрытостью, сокращенностью приобретают совсем иной характер, превратившись из части основного пространства в помещение рядом с ним (Ковалева В. М., Штендер Г. М. О формировании древнего архитектурного облика собора Антониева монастыря в Новгороде.- КСИА, М., 1982, 171, с. 54-60 .). Нартекс и хоры над ним обособлены и своей мерой, они не в два (как малые нефы), а в три раза шире толщины стены.

Основное пространство храма не только объединено, оно еще и вытянуто в направлении север - юг. Это совсем новая черта в крестово-купольных храмах Новгорода. Она образована с помощью форм, вызывающих невольные ассоциации с романской архитектурой. Конечно, прежде всего речь идет о модных восьмигранных столбах, но не менее интересно использование каменных плит. Плит в пятах арок не было ни в Никольском, ни в Георгиевском соборах. Здесь они появились, причем двух размеров: тонкие - в лопатках стен и значительно более толстые крестчатые - в четырех центральных столбах. Утолщение плит своей основной причиной могло иметь неполное совпадение столбов с основаниями подпружных арок, из-за чего последние нуждались в некоторой дополнительной опоре. Столь толстые плиты зрительно становятся похожими на капители, от которых расходятся арки. Очень соблазнительно связать подобные формы с влиянием романского искусства, привнесенным самим Антонием - «Римлянином». Однако объединение внутри общей системы крестово-купольного храма пространства для молящихся с его противопоставлением алтарным помещениям было найдено в византийской архитектуре с появлением в качестве опор круглых полированных колонн с настоящими капителями. Приемы организации пространства и их смысл в Рождественском соборе оказываются скорее византийскими, а вот «облачения» приемов — как бы романскими.

Все здание разделено на поперечные зоны - нартекс, наос и алтарную часть. Для устройства алтарной преграды — сплошной и довольно высокой (роспись на столбах начинается на уровне 6 м) - в восточной паре столбов не сделаны западные, обращенные в сторону подкупольного квадрата лопатки. Подпружные арки здесь повисают, обрываются, опираясь на сильно вынесенные плиты - капители столбов (позже плиты здесь были стесаны). Отсутствие лопаток приводит к образованию широких, стенных по характеру плоскостей, за которыми теряется вертикальная столпообразная природа восточных опор. Возникает ощущение единой стены, отделяющей алтарь от наоса и прорезанной высокими арками примыкающих к ней апсид.

Единство и торжественность поперечной алтарной композиции подчеркивается росписью — «Благовещением» наверху и полуфигурами святителей, помещенными не по одной (что выявляло бы вертикаль), а по две, что создает как бы пояса росписи. Быть может, это явное противостояние наоса и алтаря повлияло на чуть проявившуюся особенность восточной части Георгиевского собора (см. выше). Цельность расположенного перед алтарем и ориентированного на алтарь пространства приводит к гораздо большему ощущению предстояния и ожидания, чем в других храмах. Властно привлекающая, несколько «шумная» зрелищность княжеских построек «стихает». Лопатки как бы вовсе отсутствуют в стоящих посреди храма опорах и не затесняют, не динамизируют интерьер в целом. Своды с их подпружными арками не совсем адекватны по структуре нижней зоне храма. Отнесенные к тому же очень высоко, они как бы отдаляются, и интенсивность их зрительного восприятия ослабевает. Разница верха и низа появляется впервые, а ведь она существенна для всей последующей архитектуры города. Движение и структурность верха теряют динамическую связь с зоной пребывания человека, которая оказывается гораздо более спокойной и созерцательной по своей эмоциональной выразительности.

Новый вкус проявился и во внешнем облике здания, с первого взгляда, правда, подкупающе похожего на Никольский и Георгиевский соборы. Здесь впервые в верхней зоне средних прясел появляется одно, а не два окна (Наблюдение Г. М. Штендера.), вместе с парой нижних окон создается группа из трех окон, обязательная в новгородском зодчестве до середины XIV в. Зодчие отказываются от ниш, расчленявших стену и пронизывающих каменный инертный массив ритмической активностью очертаний. Мастеров привлекает трактовка стены как ровной и спокойной оболочки пространства, интенсивность формирования наружного облика ослабевает. И хотя лопатки еще служат общей для всех памятников начала XII в. основой разработки фасадов, стилистическое изменение весьма заметно. И опять-таки именно такому пониманию архитектурной формы суждено утвердиться в дальнейшем.

Главным качеством применения новых элементов и соотношений в Рождественском соборе является осознанность извлекаемо-то из них художественного эффекта. Не существовало непреодолимых конструктивных или связанных с организацией строительства преград, которые могли бы помешать копированию предшествующих образцов. И если зодчие не пошли по этому пути, то мы должны объяснить их выбор волей новых заказчиков. Некняжеский монастырь с его бытом и культурой, чуткостью к духовному, созерцательному, сакральному определил новые идейные и художественные задачи для зодчих. В монастырской жизни не было места для той увлеченной демонстрации мирского могущества, социальной избранности и богатства, которая всегда ощутима в произведениях княжеского круга.

Комеч А.И.

Древнерусское зодчество конца X — начала XII в. Византийское наследие и становление самостоятельной традиции.

Был основан в начале XII в. (1106 г.) в северных окрестностях Новгорода (сейчас он находится на расстоянии примерно 0,9 км от вала Окольного города).

Сейчас здесь располагается Гуманитарный институт, где мы, собственно говоря, и работаем. В этом году мы, наконец, решили обратить к нему наши археологические интересы и планируем заложить несколько шурфов на территории монастыря. А место это довольно примечательное и интересное.

Согласно духовной грамоте преподобного Антония Римлянина (известна в двух списках: 2-й пол. XVI и XVII в.), а также сведениям Новгородской первой летописи, монастырь был основан при жизни епископа Никиты, т. е. не позднее 1109 г.

Согласно житию (составленному, правда, через несколько столетий после его смерти, в XVI в.), Антоний родился в Риме и был единственным наследником богатой православной семьи (в это время уже произошёл раскол между церквями). Рано обратившись к вере и постригшись в монахи, Антоний половину имущества раздал бедным, а вторую половину вложил в бочку, которую бросил в море. Когда начались гонения на православных, он удалился к морю и долго молился на скале. В итоге скала раскололась и камень, на котором он стоял, поплыл по морю и через 2 дня доставил его в Новгород (8 сентября 1106 г.). Поначалу он общался с новгородцами через переводчика, но потом бог "открыл ему русский язык". Обосновавшись на новом месте, он попросил рыбаков забросить в Волхов сеть, и те вытащили бочку с его имуществом. Его хватило на то, чтобы выкупить участок земли с располагавшимся на нём "сельцом" и основать монастырь.

Несмотря на легендарность описываемых событий, Антоний был реальным историческим персонажем. Его существование подтверждают сообщения летописи и духовная грамота. Однако, насколько я знаю, до XVI века его "римское" происхождение в источниках не упоминается.

В 1117-1119 гг. был возведен каменный собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы . Кстати, третье по древности здание в Новгороде.

Несмотря но множество перестроек, храм неплохо сохранился.

Внутри сохранились росписи. В основном, поздние, но сохранились и фрагменты фресок XII в.

История монастыря была довольно насыщенной.
В 1386 г., при подходе войск Дмитрия Донского к Новгороду, монастырь был сожжен. О пожарах в монастыре летопись также сообщает в 1378, 1396, 1467 гг.

В 1533-1536 гг. возведена церковь Сретения с трапезной палатой.

Сейчас в ней располагается университетский храм и музей истории письменности.

В середине XVI в. к югу от Рождественского собора была построена столпообразная колокольня с церковью Антония Великого, разобранная после обрушения в 1804 г.

В ходе разгрома Новгорода Иваном Грозным в 1570 г. были казнены все 20 жителей монастыря во главе с настоятелем, и монастырь запустел.

Позже царь снял опалу, и в 1580 г. из Москвы прибыл новый настоятель, и монастырь был восстановлен.

В период шведской оккупации Новгорода 1611-1617 гг. монастырь был разорен вторично.

В конце XVII и начале XVIII века в монастыре идёт каменное строительство. В 70-х гг. XVII в. в трапезной палате деревянные перекрытия были заменены каменными сводами, надстроена столпообразная колокольня, а над южными вратами возводится церковь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (разобрана в 1805). В 1670-1690 гг. вокруг Рождественского собора строятся приделы и паперть.
В 1698 г. к северу от надвратной церкви Иоанна Лествичника построено одноэтажное каменное здание больницы с церковью Александра Невского (разобрана в начале XIX в.). В 1699-1701 гг. к западу от собора Рождества были возведены казначейские кельи. В 1715-1722 гг. отстраивают южную линию корпусов (кельи, квасоварня, баня и др.) с оградой. В 1718 г. между трапезной палатой со Сретенской церковью и казначейскими кельями построена келарская палата.

30 окт. 1740 г. по инициативе архиепископа Амвросия (Юшкевича) указом императрицы Анны Иоанновны при Антониевом монастыре была учреждена семинария по образцу Киевской духовной академии. В 1745 г. число учащихся превышало 300 чел.

В 1741 г. к северу от Рождественского собора (на месте современного здания семинарии) для семинарии были возведены два двухэтажных каменных корпуса. Кроме того, в это же время было построено несколько деревянных зданий для семинаристов.

К 1764 г. завершается строительство двухэтажного каменного здания библиотеки.

В 1801 г. построено здание больницы новгородской духовной семинарии. Сейчас оно используется как жилой дом.

В начале XIX в. в монастыре были сооружены настоятельский корпус, примыкающий к казначейским кельям, и южные святые врата с надвратной колокольней (1806-1807 гг.) (колокольня утрачена в 30-е гг.), главный семинарский корпус (закончен в 1890 г., автор проекта - епархиальный архит. А. И. Борщов).

Среди других сохранившихся зданий.

Каретный сарай -

В 1918 г. семинария была закрыта, а в ее помещениях открылся педагогический техникум, 1 окт. 1919 г. преобразованный в Новгородский практический институт народного образования, который в 1932 г. был включен в Новгородский государственный университет.

Сам Антониев монастырь был окончательно упразднен 3 марта 1920 г. Вскоре после закрытия в помещениях монастыря поместили коммуну для бывших беспризорников. Собор Рождества некоторое время действовал как приходской храм, но тоже был закрыт.

В годы Великой Отечественной войны монастырский комплекс подвергся сильным разрушениям, особенно пострадала западная часть (казначейские кельи и настоятельский корпус).

В XX веке монастырь привлекал внимание археологов. При реставрационных работах в храмах и корпусах закладывались шурфы.

Но обширные раскопки здесь начались в 1973 г. Они были связаны со строительством новых корпусов Педагогического института.

В 1970-е – 1980-е гг. С.Н. Орловым было раскопано около 2000 кв. м. В раскопах были обнаружены остатки поселения, существовавшего до основания монастыря (сельцо, упоминаемое в купчей грамоте), железоделательные и ювелирные комплексы. Но материалы опубликованы не были. С.Н. Орлов ограничился несколькими краткими статьями, и материалов явно недостаточно. В настоящий момент требуется новые данные и, чтобы получить их, мы заложим несколько шурфов.

Источники:
Гордиенко Э. А., Сарабьянов В. Д., Секретарь Л. А.. Антония Римлянина в честь рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь // Православная энциклопедия. Т. 2, С. 691-695
Секретарь Л. А. Новгородская духовная семинария. История в лицах. Великий Новгород. 2014. С. 61.
Секретарь Л. А. Монастыри Великого Новгорода и окрестностей. М. 2011. С. 241-277.

Великий Новгород

щелкните по карте, чтобы ее увеличить

Всякого, кто посещает новгородский Антониев монастырь, не оставит равнодушным главный храм — собор Рождества Богородицы .

Это один из старейших каменных храмов, сохранившихся в пределах Новгорода. При этом, это был первый храм, построенный не князем и не епископом, а «всего лишь» местным игуменом. Этим человеком был знаменитый Антоний Римлянин . Его позднее житие, написанное в XVI в., повествует, что он был иноземцем по происхождению и в Новгород прибыл из самого Рима, по воде на камне. Камень уткнулся в правый берег реки, ниже тогдашнего города, где потом и возникла обитель. Но в более ранних источниках такой информации не содержится. Не исключено, что это все поздние легенды.

При этом, как сообщает Новгородская I летопись, «В то же лЂто игуменъ АнтонЂи заложи церковь камену святыя Богородица манастырь ». Это известие помещено между сообщением о мартовском посажении в Новгороде князем Всеволода Мстиславича и известии о произошедшей в декабре смерти посадника. При этом, формулировка летописи позволяет допустить, что и монастырь был тоже заложен тогда же, одновременно со строительством его первого и главного храма.

В 1119 году храм был окончен. Это было большое для Руси того времени каменное сооружение, хотя он несколько уступал по объему прочим каменным храмам города и предместий тех лет — Николо-дворищенской церкви, Геогриевскому собору Юрьева монастыря и Благовещенской городищенской церкви. Между 1119 и 1122 г, как предполагают искусствоведы, - был второй этап строительства собора — пристройка предела западной стороны и лестничной башни с северо-западного угла. Этим и объяснятся наличие у собора трех асимметрично расположенных глав — центральной и две угловых по углам главного, обращенного к реке, фасада. На одной из площадок лестничной башни находится маленькая ниша — келья, в которой монахи, воодушевленные суровыми идеями пришедшего из Византийской империи течения столпничества — часами сидели скорчившись, презрев комфорт и молились Богу. Путь к Богу, по мнению стопников, лежал через лишения и отрешенность от обычного бытия.

В 1125 году собор был расписан. Некоторые фрагменты росписей, посвященных Рождению Христа, и изображающих Свв. целителей Флора и Лавра, сохранились до нашего времени.

В 1136 г. один из монастырских иноков — Кирик-новгородец — составил свой знаменитый научный труд о числах и в нем указал, что он «Антоновъ Кикик диакон, деместник церкви стыя Бца » - то есть, диакон и регент хора главного монастырского храма Рождества Богородицы.

В 1147 г. Антоний Римлянин умер, передав игуменство Андрею. Могила Антония находится в храме. В этом же храме можно увидеть и камень, на котором по преданию приплыл святой. Камень был обретен лишь в середине XVI в тогдашним игуменом Вениамином и торжественно вставлен в наружную стену собора. Тогда же было написано похвальное слово Антонию, которого к концу столетия и вовсе официально в Москве признали святым. Это заставляет поставить вопрос о подлинности реликвии — а имел ли он вообще отношение к основателю монастыря и не был был ли он «найден» лишь 400 лет спустя, чтобы прославить обитель и ее основателя.

На Руси бывали более чем странные "чудеса", возможно, уступающие Туринской плащанице, но тоже преследовавшие определенные цели. В XV в., когда жестко присоединялось к Москве Ярославское княжество, там стали происходить чудеса мощей местных святых князей, уже тогда вызвавшие полемику среди русского высокого духовенства. А в том же Новгороде практически в те же годы, когда новгородские шильники-бандиты напали на людей гостившего в городе великого князя Василия Темного, произошло чудо мощей новгородского святого Варлаама Хутынского, якобы исцеливших умершего княжеского слугу. Лишь после того, как новгородцы преподнесли князю и его людям богатые дары, князь «уцеломудрился» в вере и согласился чудо это признать. Не был ли нарочитой подделкой и камень Антония?

Тем не менее, Антоний, кем бы он не был по происхождению, и откуда бы и на чем не приплыл — был, несомненно, яркой личностью. Построенный Антонием каменный Рождественский храм — первая новгородская церковь, заложенная не князем и не епископом, на мой взгляд, является наиболее важным памятником своему основателю.

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ
АНТОНИЕВ МОНАСТЫРЬ (ИСТОРИЯ И ФРЕСКИ)

Монастырей в Новгороде и его ближайших окрестностях достаточно много. Они в разном состоянии, есть и вообще полуразрушенные, сохранившиеся фрагментарно (как, например, Духов монастырь в самом центре Софийской стороны города), есть и хорошо сохранившиеся. Часть из них действующие, а некоторые стали музеями. О большинстве из этих монастырей (тех, которые мы посетили) я обязательно расскажу в отдельных частях данных заметок. Эта же часть посвящается знаменитому Антониевому монастырю .


Антониев монастырь расположен в черте города, на его Торговой стороне, несколько севернее того средневекового района, который именовался Плотницким концом (или просто Плотниками).

Если вы остановились в центральной части Новгорода, то добраться до Антониева монастыря можно и пешком. От Ярославова дворища нужно идти по Большой Московской улице в северном направлении, а когда дойдете до Студенческой улицы (почему она так называется, будет понятно потом), поверните налево, в сторону Волхова. Время в пути займет около получаса. Ну а если лень топать пешком, то по Б. Московской автобусов ходит достаточно много. Но советую выйти немного раньше и пройти по улице Панкратова (тоже налево), чтобы заодно осмотреть очень интересную церковь Бориса и Глеба в Плотниках (первой половины XVI века).

История Антониева монастыря достаточно интересна, чтобы остановиться на ней подробнее.
Эта обитель была основана в самом начале XII века (в 1106 году), причем не новгородцем, да и вообще не жителем Руси, а иностранцем, которого звали Антоний Римлянин .

Фреска XVIII века:



Предания рассказывают о преподобном Антонии разное. Но наиболее устоявшаяся версия, отраженная в том числе и на фресках основанного им монастыря, носящего его имя, такова.

Фреска XVIII века:


Некому богатому итальянцу (если этот термин применим к жителям Аппенинского полуострова начала второго тысячелетия), в один прекрасный момент было знамение, после которого всяческие материальные блага стали вызывать у него отвращение. Он раздал все свое имущество нищим (по другой версии, сложив в бочку, бросил в море; честно говоря, первая версия мне нравится больше), удалился в безлюдные места на берегу Тирренского моря, где стал вести жизнь отшельника. Все время он проводил в постах и молитвах. Местом для молитвы он выбрал большой камень на побережье.
И вот однажды этот камень, оторвался от берега и чудесным образом вместе с молящимся на нем отшельником Антонием, вместо того чтобы тут же пойти ко дну, поплыл в открытое море наподобие прочного плота.
Неизвестно, сколько длилось морское путешествие преподобного Антония на его камне, но утверждается, что он на нем проделал путь из Средиземного моря вдоль Атлантического побережья, через Ла-Манш и Северное моря в море Балтийское, а дальше по Неве (через Ладожское озеро) и по Волхову прямо к Новгороду. Таким образом, Антоний почти повторил путь "из греков в варяги", обойдя вокруг всю Западную Европу. Интересно, чем во время этого плавания, которое должно было продолжаться не один месяц, он питался? Но отнесем это к чуду, не поддающемуся логическому объяснению, ведь и камни не плавают...

Преподобный Антоний приплывает к Новгороду на камне (фреска XVIII века):



На правом берегу Волхова, к которому причалил камень преподобного, он сошел на сушу и построил деревянную церковь Рождества Богородицы, ставшую первой постройкой будущей Антониевой обители.

Несмотря на то, что новгородцы к иностранцам давно привыкли, ведь недаром Новгород фактически входил в знаменитый Ганзейский союз, к Антонию Римлянину они отнеслись довольно враждебно, что и не удивительно. Окончательный разрыв между двумя христианскими церквями произошел уже более пятидесяти лет назад, когда папа Римский и патриарх Константинопольский взаимно предали друг друга анафеме. Появление в Новгороде "латинянина" вполне могло быть воспринято новгородцами как попытка католической пропаганды.

Фреска XVIII века:



И скорее всего Антония из города бы изгнали, если бы не неожиданное заступничество новгородского епископа Никиты .

Фрески XVIII века:



Этот епископ тоже не пользовался в Новгороде особенной любовью, поскольку был прислан возглавить новгородскую епархию из Киева (времена, когда новгородцы будут выбирать себе епископов на вече, наступят немного позже). Отношения между Новгородом и Киевом, во все времена не слишком доброжелательные, начиная с того времени, когда князь Олег перенес столицу с Волхова на Днепр, к началу XII века достигли крайней степени напряженности. Новгород всеми силами стремился к независимости, которую в итоге и получил в период с 1126 по 1136 год. Но до этого момента оставалось еще несколько лет, и новгородцы смирились перед епископом, вынужденно признав "своим" и Антония, которого церковный иерарх взял под свою защиту.

В 1117 году Антоний вместо деревянной церкви заложил каменный храм. По преданию, ров для фундамента Рождественского собора Антоний и епископ Никита выкопали вместе. Удивительно, но этот храм сохранился до нашего времени. Таким образом, в этом году ему исполнилось ровно 900 лет. Не правда ли, весьма солидный возраст?

Храм Рождества Богородицы Антониева монастыря - это стройное, увенчанное тремя куполами, с примыкающей к его северо-западному углу круглой толстенной башней здание.
Именно эта башня делает храм необычным.
В остальном же, как и в других новгородских постройках того времени, нет лишнего узорочья и лепнины. Все детали - высокие апсиды, плоские лопатки - направлены на то, чтобы подчеркнуть устремленность постройки ввысь (параметры храма таковы: высота - 25 метров, длина - 18 метров, ширина - 11 метров).
Кладка из традиционного известняка, но с очень широким применением кирпича - его самого древнего, брускового варианта. Использованы тонкая и толстая плинфа и даже пятиугольный кирпич, предназначавшийся для декоративного убранства.






В 1125 году собор был расписан фресками , многие фрагменты которых можно увидеть и теперь, благодаря работе советских реставраторов из Москвы и Ленинграда.
От том, насколько эти фрески интересны, судите сами.

Фрески 1125 года:















А это самая моя любимая фреска в этом храме:



Как и все новгородские монастыри, Антониева обитель много раз горела. Она подверглась ограблениям при покорении Новгорода Иваном III, в дни опричного похода Ивана Грозного, во время Смуты, когда Новгород был оккупирован шведами. Кстати, церковные сосуды-потиры из оникса и яшмы в резной золотой оправе, украшенные драгоценными камнями, которые были вывезены из Антониева монастыря, теперь хранятся в Оружейной палате Московского кремля.

К XVIII веку относится новая роспись церкви Рождества Богородицы, что связано с тем, что в 1740 году в Антониевом монастыре была учреждена новгородская духовная семинария - одно из самых старых учебных заведений России.
Несколько фресок XVIII века , которые показались нам наиболее интересными.




















В настоящее время на территории Антониева монастыря располагаются несколько факультетов Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого (теперь понятно, почему улица, которая ведет к нему, называется Студенческой?) Видимо поэтому эта территория ухожена и напоминает небольшой парк. Рождественский собор теперь является музеем, относящимся к ведению Новгородского государственного музея-заповедника. Службы в нем не проводятся, зато в нем можно фотографировать, чем мы и воспользовались.

Кстати, советую посетить Антониев монастырь с утра, пока не наехали многочисленные туристы. Музей Рождественского собора открыт с 10.00. К этому времени и приезжайте. Мы, правда были в нем около 11 утра, но кроме нас в храме не было вообще ни одной души (если не считать продавщицы билетов и всего одной музейной смотрительницы; подслушали их спор по поводу того, с какого года нужно отсчитывать историю собора - с 1117 - года его основания, или с 1119, когда завершилось его строительство).
Стоимость билета на посещение Рождественского собора - 100 рублей (фотосъемка - бесплатно). За прогулку по территории бывшего Антониего монастыря платить не нужно вообще.

Ныне не действующий упраздненный был основан в первые годы XII века (1106 г.) в северных окрестностях Новгорода на правом берегу реки Волхов. Основателем монастыря стал преподобный Антоний Римлянин, появление в Новгороде и вся жизнь которого окутана легендами.

Житие св. Антония (составленное через несколько столетий после его смерти) рассказывает, что он родился в Риме единственным наследником богатой православной семьи. Оставшись рано сиротой, он раздал свое богатство нищим, а оставшиеся драгоценности, золотые и серебряные вещи и церковные предметы закупорил в бочку и пустил ее в море. Сам уединился на скале на берегу моря и прожил там год и три месяца в молитве. Но однажды камень, на котором он молился, оторвался и чудесно приплыл в Волхов. Так Антоний и очутился в Новгороде.

Обжившись на новом месте, он попросил рыбаков закинуть сети в Волхов, и чудесным образом сеть вытащила на берег бочку с сокровищами Антония, брошенную им в море в Италии. Так говорит легенда, но в соборе монастыря над мощами Антония висят шесть Эмалевых икон с латинскими надписями. Такие иконы не встречаются в Новгороде и вообще в России, и предание говорит, что они принадлежат к сокровищам Антония, приплывшим к нему в бочке по морю.

Существует и более правдоподобная версия появления св. Антония в Новгороде. Возможно, он был монахом одного из греческих монастырей, выходцем из Киево-Печерского монастыря, монашеская жизнь в котором была принята по греческому обычаю.

В 1117 - 1119 гг. в Антониевом монастыре был построен каменный собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы , на сегодняшний день третье по древности здание в Великом Новгороде.

Изначально собор был трехнефным одноглавым с круглой лестничной башней. Со временем оброс пристройками, число глав было увеличено до трех. В 1125 году храм был расписан фресками. Фрагменты этой первой росписи сохранились до наших дней, не смотря на то, что собор несколько раз обновляли, а в XIX веке старые фрески за ветхостью были почти полностью сбиты со стен и заменены новой росписью.

До наших дней в монастыре сохранилась каменная церковь Сретения с трапезной палатой. Она была построена в 1533 - 1536 гг.

В течение многих столетий Антониев монастырь был заметным духовным и культурным центром Новгородчины. В XII в. здесь трудился Кирик - первый русский математик, создатель «Учения о числах». В 1740 г. стараниями архиепископа Амвросия по указу императрицы Анны Иоановны при монастыре учредили семинарию. В семинарии постепенно сформировалась фундаментальная библиотека, основу которой составляло уникальное собрание книг новгородского архиепископа Феофана Прокоповича.

После Революции в 1918 году семинария была ликвидирована, в 1919 году в ее помещениях открыли Новгородский институт народного образования, позднее педагогический техникум, педагогический, учительский институты. В 1920 году был упразднен и сам монастырь, а собор Рождества Богородицы, как и церковь Сретения, оставались действующими до 1932 года.

Публикации по теме