Толкование послания к римлянам. Толкование библии, послание к римлянам. Пособия для изучения жизни Апостола Павла

Цель закона - Христос (1-4). Спасение по благодати (5-11). Израиль сам виноват в своем отвержении (12-21).

1 Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение.

1-4 Апостол начинает теперь развивать и углублять мысль, высказанную в 30-33 стихах IX-й главы. Израиль, ослепленный своею собственною мыслию о достижении праведности, не понял, что целью, к которой вел евреев закон, был Христос и принесенная Им праведность от веры.

1 Желание - правильнее: благожелание (eudokia ).

2 Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению.
3 Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией,

3 Поставить , т. е. сделать чем-то обязательным (Ср. 3:31; Евр 10:9). - Собственную праведность , т. е. такую, какая могла бы получиться вследствие совершения самими людьми известных дел и подвигов (ср. Флп 3:9 и Рим 1:17). - Праведности Божией , т. е. божественному порядку жизни, которому люди должны выражать повиновение через веру.

4 потому что конец закона - Христос, к праведности всякого верующего.

4 Потому что... Апостол этим доказывает, что непослушание иудеев Христу происходило от непонимания ими праведности Божественной, о которой свидетельствовал закон. Закон указывал на Христа; во Христе явилась пред нами праведность, на которую закон указывал, как на идеал, и дается она каждому, кто верует во Христа. Правильно понимаемый закон должен бы служить евреям детоводителем ко Христу, чтобы они могли оправдаться через веру в него. - Таким образом, выражение конец закона правильнее заменить другим выражением: цель закона , как понимали это место и другие толкователи (И. Злат., Феодорит, Феофилакт). Такой перевод соответствует и смыслу поставленного в греч. тексте выражения (teloV nomou ). Но каким образом закон мог указывать на Христа, как на свою собственную цель? В законе начертан идеал праведности. Так как этот идеал начертан Самим Богом, то он непременно должен осуществиться. Между тем люди собственным опытом убедились в том, что никто из них не в состоянии осуществить этот идеал своими силами (Рим 3:20). Поэтому явился Христос, Который и осуществил его. Уже на основании этого Апостол мог сказать, что Христос - цель закона. Но этого мало. Закон не достиг еще вполне своего назначения, когда один человек осуществил его предписания, - закон дан для всех. И вот Христова праведность, исходя от Христа, переходит на всех верующих в Него. Таким образом, Христос является целью закона в полном смысле этого слова, и вместе с тем, пожалуй, концом его, потому что окончательно осуществляет цель закона - оправдание человека.

5 Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им.

5-13 Сам Законодатель, Моисей, признавал недостижимым делом - получение праведности, потому что для этого человек должен был исполнить все многообразные предписания закона. Между тем, получение оправдания теперь, с пришествием Христа, представляется вполне возможным, потому что оно требует от человека только твердой веры во Христа.

5 Желая показать неразумие иудеев, с упорством стоявших за прежний способ оправдания - через исполнение закона, Апостол говорит, что сам Моисей считал такой путь не ведущим к цели, так как, по его заявлению, жизнь или оправдание может быть получено только тем человеком, который исполнит все, без исключения, предписания закона (Лев 18:5). А что такое исполнение непосильно ни для кого из смертных - это было уже показано Апостолом в послании к Рим гл. III, ст. 4-20.

6 А праведность от веры так говорит: не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести.
7 Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести.

6-7 Напротив, праведность от веры, выступающая в настоящее время в качестве спасительницы человека, говорит так: "не говори..." Апостол, хорошо сознавая, что Моисей еще не мог говорить того, что говорит теперь праведность от веры, тем не менее пользуется его словами для выражения своей собственной мысли, относящейся к современному ему положению вещей. Моисей (Втор 29:1-30, 10) вовсе не утверждал, что исполнение закона - легкое дело, а говорил только, что Израиль не может оправдывать свои преступления незнанием закона. Он указывал на то, что Израилю нет надобности дожидаться какого-нибудь вестника с неба, где обитает Бог, или посылать за море, к какому-нибудь чужому народу, где, может быть, известно что о воле Божией; к Израилю Бог уже говорил Сам в законе, Сам объявил ему Свою волю (Втор 6:6-9, 20-25; Втор 30:12 и сл.). Апостол же употребляет выражения Моисея в другом смысле. Он говорит, что спрашивающий: "кто взойдет на небо?" этим самым "сводит с неба Христа". Выражение "то-есть" обозначает мнение или взгляд, намерение, с каким задается вопрос. Неверующий во Христа иудей, которого здесь имеет в виду Апостол, полагает, что Мессия еще не явился, но явится впоследствии, может быть, с неба, а может быть - из преисподней (бездна здесь употребляется в смысле преисподней, ср. Лк 8:31; Откр 11:7; 20:1, 3). Но говорить так - значит повторять то же преступление, какое делали и древние евреи, не видевшие в законе вполне достаточного разъяснения воли Божией.

8 Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем.

8 Но что говорит Писание? По лучшим кодексам читается: "но что говорит?" (т. е. эта праведность от веры). Здесь праведность от веры дает уже положительное разъяснение дела. Апостол, впрочем, и здесь облекает свой ответ в форму речи Моисея (Втор 30:14): "близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем" . Но Апостол, вместо того, чтобы сказать, что Мессия уже явился и жил на земле и этим выяснить, насколько и для неверующих иудеев "близко слово" , говорит, в пояснение этой близости, о том, что уже раздается проповедь апостолов о пришедшем Мессии (ср. 1:3). Это делает он ввиду того, что Христос для неверующих иудеев ничем не отличается от других людей, которые умерли и пребывают в преисподней. На земле же Он для них является в слове проповеди, которая раздается из уст апостолов. И эта проповедь есть слово веры в противоположность закону дел (ср. 3:27; Гал 3:2). Она возвещает о совершившемся искуплении, для восприятия которого не требуется ничего, кроме веры, тогда как закон всегда требовал дел от самого человека. И это слово веры несравненно ближе для слушателей, чем учение закона Моисеева, потому что путь от слышания проповеди апостольской к вере и исповеданию гораздо ближе, чем путь от слышания заповедей закона Моисеева к их всецелому исполнению.

9 Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься,

9 Это последнее слово праведности от веры, с которым она теперь обращается к неверующему иудею. Так как речь и здесь обращена к неверующему иудею, то Апостол особенно подчеркивает необходимость веры в воскресение Христа (ср. Деян 1:22; 2:32; 3:13-15).

10 потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению.

10 Здесь уже говорит сам Апостол, разъясняющий вышеприведенное требование, какое высказано устами праведности от веры. Он различает здесь праведность или оправдание, получаемое при вступлении в Церковь Христову, и окончательное спасение, какое будет дано верующим при втором пришествии Христа на землю. Первое достигается только сердечным, искренним принятием Евангелия (сердцем ), а второе продолжающимся в течение всей жизни христианина твердым исповеданием Христа пред Его врагами (ср. Мф 10:32; 2Кор. 4:13).

11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.

11-13 И Ветхий Завет устами пророков (Ис 28:16 и Иоил 2:32) выражал убеждение в том, что окончательное спасение все люди получат только через веру и молитву, с которою нужно обращаться к Единому Господу всех - Иисусу Христу, Который, как сказано выше, есть благословенный Бог (9:5).

12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.

12 Один Господь - это Господь Иисус Христос, Спаситель всех людей, которые Его призывают (Иоанн Злат.). - Богатый - конечно, благодатью и спасением (ср. 5:15; 11:33; 2Кор. 13:13). - Призывающих Его . Как видно из последующего, Апостол не делает никакого различия между призыванием Христа и призыванием Бога.

13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.

13 То, что говорит Иоил о Боге (Иоил 2:32, по греч. тексту LXX), Апостол относит прямо ко Христу. Следов., место из кн. пророка Иоила имеет, по апостолу, мессианское значение.

14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?

14-21 Но для того, чтобы уверовать в Спасителя, как в Господа, нужно было услышать проповедь о Нем. Должны были явиться проповедники или вестники о Христе, которые непременно должны были иметь на это дело полномочие от Бога. Таким образом, значит, это была воля Божия, что проповедь о спасении через веру была возвещена и иудеям. Если же иудеи оказались невнимательными к этой проповеди, то этим смущаться нечего: собственные пророки народа еврейского предвидели, предсказали это неверие евреев, равно как и обращение ко Христу язычников. Израиль, очевидно, не захотел уверовать во Христа и, таким образом, сам виноват в своем отвержении.

15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.

17 От слова Божия , т. е. от повеления Божественного (Лк 3:2; Евр 11:3).

18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.

18 В Пс XVIII (ст. 5) говорится прежде всего об откровении Божием в природе, но Апостол имел полное основание приложить эти слова и к откровениям Божиим вообще, след., и к новозаветной проповеди о спасении.

19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.

19 Разве Израиль не знал? т. е. "разве евреи в самом деле не поняли проповеди о спасении чрез веру?" Ответ на этот вопрос должны дать сами читатели, и этот ответ ясен: да, они не поняли Евангелия! Язычники поняли, а евреи - нет, и в этом сбылось предсказание Моисея (Втор 32:21).

20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.

20-21 Почему же евреи не поняли Евангелия? Потому, что они - народ непослушный и упорный в своем неверии. Они не захотели уверовать, как об этом пророчествовал и пророк Исаия, пророчествовал смело, не боясь злобы народа, который ревниво охранял свои права на Царство Мессии.

Постоянное чтение Божественных Писаний ведет к познанию их, ибо нелжив Тот, Кто сказал: ищите и найдете; стучите, и отворят вам (). Поэтому мы узнаем и тайны посланий святого апостола Павла, если будем читать эти послания постоянно и тщательно. Апостол сей всех превзошел словом учения. И справедливо, ибо он больше всех потрудился и приобрел обильнейшую благодать Духа: что видно не только из посланий его, но и из Деяний апостольских, где говорится, что за совершенство в слове неверующие почитали его Гермесом (). Первым предлагается нам Послание к Римлянам, однако не потому, будто оно написано прежде прочих посланий. Так, прежде Послания к Римлянам написаны оба Послания к Коринфянам, а прежде Посланий к Коринфянам написано Послание к Фессалоникийцам, в котором апостол Павел с похвалой намекает им о милостыне, посланной в Иерусалим (; ср. ). Кроме того, прежде Послания к Римлянам написано еще Послание к Галатам. Несмотря на это, говорю, что Послание к Римлянам есть первое из прочих посланий. Почему же оно получило первое место? Потому, что в Священном Писании хронологический порядок не необходим. Так и двенадцать пророков, если брать их в том порядке, в каком они в ряду священных книг, не следуют один за другим по времени, но разделены большим промежутком. А пишет Павел к римлянам, с одной стороны, потому, что на нем лежал долг проходить священное служение Христово, а с другой – потому, что римляне были как бы предстоятелями вселенной, ибо кто приносит пользу голове, тот приносит пользу и остальному телу.

Апостольское послание обращено к христианским общинам Рима. Христиане Рима – это сплошь новообращенные язычники. Не имея возможности общаться с римлянами напрямую, Павел в своем послании передает в сокращенном виде все тезисы своего учения. Послание Римлянам Апостола Павла по праву считается одним из лучших образцов древней литературы в целом.

Послание Павла к римлянам – читать, слушать.

На нашем сайте Вы можете прочесть или послушать Послание к римлянам. Послание состоит из 16 глав.

Авторство и время написания.

Послание к Римлянам имеет первое место среди всех посланий Апостола, хотя по времени оно не самое раннее. Написание Послания Святого Апостола Павла к римлянам ученые-библеисты датируют 58 годом. Вероятное место написания – Коринф. Послание к Римлянам было, вероятно, написано в конце третьего миссионерского путешествия Павла.

Подлинность послания не вызывает сомнений. Послание к римлянам всегда пользовалось большим авторитетом у отцов Церкви. В начале Послания Павел называет себя по имени. В последней главе Послания сказано, что записал его ученик Апостола – Тертий – со слов самого Павла. Другие свидетельства по тексту также говорят в пользу авторства Павла.

Основные темы послания Павла к римлянам.

В своем Послании автор поднимал множество тем, важнейших для христианского богословия на пути его становления. Особое внимание Павел обращал на один из источников главных разногласий в Церкви того времени – Моисеев закона для вошедших в Церковь язычников.

Второй по важности темой, которую поднимает апостол Павел в своем Послании к римлянам, является реакция Израиля на распространение Благой Вести.

Заключительные главы Послания несут наставления христианам римской общины.

Толкование на Послание Павла Римлянам.

В своем послании Павел обращается к христианам Рима, которые в большинстве своем были прежде язычниками, лишь малая часть римских христиан была евреями. Павел сам именует себя «апостолом язычников». В последней главе Послания автор шлет личные приветствия деятелям Римской Церкви (всего он называет 28 имен), из чего можно сделать вывод, что Апостол Павел имел большое влияние на Христианскую общину. Многие из ведущих деятелей данной общины обратились к вере благодаря деятельности Павла.

Одной из целей написания Послания к Римлянам было сообщить общине о своем намерении посетить Рим и подготовить христиан к своему приезду. Павел всегда имел огромное желание посетить римскую общину и хотел, чтобы верующие Рима молились об исполнении этих планов. Павел хотел лично благовествовать римлянам о всеобщем спасении. В Послании Павел знакомит римлян с планом триединого Бога по спасению человечества. Также Павла волновали противоречия, которые возникали в римской христианской общине между евреями и язычниками. Павел говорил о преимуществе «быть иудеем», однако подчеркивал «доступность» веры и Бога для остальных народов.

Апостол Павел в Послании Римлянам много рассуждает о «правде Божией», которая принимается верой. Эта правда присуща Богу и проявляется во всех Его действиях. Эту правду Бог дает человеку через веру.

Краткое содержание Послания Апостола Павла к Римлянам.

Глава 1. Вступление, приветствие, изложение темы Послания. Рассуждения о том, что в гневе Божьем раскрывается Его праведность.

Глава 2. О людских судах и Суде Божьем. Иисус Христос. Осуждение неверия и лицемерия евреев.

Глава 3. О греховности и неверии. Каждый осознает греховность свою. О праведности Божьей.

Глава 4. Примеры праведности Божьей. Праведность оценивается по вере.

Глава 5. Греховность и праведность в противопоставлении.

Глава 6. Об освящении. О службе праведности.

Глава 7. Триада Вера-Грех-Закон.

Глава 8. Сила и уверенность освященных

Глава 9. О праве Бога совершать избрание. Объяснение принципа избрания. Израиль – как избранный народ. Результаты избрания.

Глава 10. Отношение Бога и Народа Богоизбранного.

Глава 11. Неизменность Божьего избрания. О взаимоотношениях язычников с Богом.

Глава 12. Божия праведность проявляется жизни язычников. О христианском служении и взаимоотношениях.

Глава 13. Об отношении к властям, о жизни и приближающемся спасении.

Глава 14. О взаимоотношениях между верующими.

Глава 15. О подражании Христу. О личных планах апостола Павла посетить римлян.

Глава 16. Приветствия членам римской общины.

I. Вступительная часть (1:1-17)

А. Приветствия (1:1-7)

Образец древнего письма включал в себя: а) Представление автором себя, б) Обращение к адресату по имени, в) Слова приветствия. В своем письме к Римлянам Павел следует этой сложившейся традиции, хотя вступительная часть этого послания несколько растянута за счет отступления, в котором апостол объясняет суть благовестия. Все новозаветные послания, за исключением Послания к Евреям и Первого Послания Иоанна, соответствуют упомянутому образцу древнего письма.

Рим. 1:1 . Прежде всего Павел представляет себя «рабом Иисуса Христа». Греческое слово «дулос» («раб») означает человека, принадлежащего другому человеку. Апостол с радостью называет себя «рабом» (Гал. 1:10; Тит. 1:1), приводя на память то место из Ветхого Завета, где раб добровольно и по любви к своему хозяину связывает себя с ним, на всю жизнь оставаясь в положении раба (Исх. 21:2-6).

Павел также называет себя «Апостолом», то есть тем, кто наделен властью и послан на какое-то дело (Матф. 10:1-2). На это или к этому он был призван, и призыв исходил от Самого Бога (Деян. 9:15; Гал. 1:1), но и люди признали Павла апостолом (Гал. 2:7-9). Апостольство означало, что Бог «отделил» человека (от греческого слова апоризо – сравните Деян. 13:2) для возвещения Евангелия, другими словами, «избрал» его для проповеди благой вести о Сыне Своем, Иисусе Христе (Рим. 1:3,9); Павел готов был (стих 15) всегда и повсюду проповедывать Христа «не стыдясь» (стих 16).

Это «отделение от мира» не мешало Павлу заниматься физическим трудом (он делал палатки), чтобы прокормить себя и своих сотрудников (Деян. 20:34; 1-Фес. 2:9; 2-Фес. 3:8); не мешало оно ему и в свободном общении с представителями всех классов языческого общества. Ибо оно означало не изоляцию от общества (в понимании фарисеев), но – самоотверженную отдачу себя на дело Божие. Интересно в связи с этим отметить, что само слово «фарисей» означает «отделенный» – в значении «изолированный от общества».

Рим. 1:2 . Словосочетание «в святых писаниях» относится к Ветхому Завету и в Новом Завете встречается только один раз (во 2-Тим. 3:15; там, где по-русски схожее словосочетание, в греческом оригинале употреблены другие слова, тоже, конечно, подразумевающие Ветхий Завет).

Павел не ссылается на конкретных пророков, через которых было «обещано благовестие», но хорошим примером служит Исаия (из его книги – 53:7-8 – объяснял евнуху при встрече с ним Филипп; Деян. 8:30-35; сравните с Лук. 24:25-27,45-47).

Рим. 1:3-4 . Итак, благая весть касается Сына Божия, Который есть Иисус Христос наш Господь. Этими словами подтверждается Божественная суть Христа, определяющая Его как Личность и первичная по отношению к Его воплощению, так как подчеркнуто, что от «семени Давидова» он родился «по плоти». Конечно, Он и человеком был подлинным, поскольку был «семенем Давида» и воскрес после Своей смерти.

Это Его воскресение из мертвых стало доказательством Его Божественности («открылся Сыном Божиим… чрез воскресение»), потому что еще до Своей смерти Он предсказал его (Иоан. 2:18-22; Матф. 16:21). Иисус «открылся» или дал откровение о Себе как о Сыне Божием «по духу святыни» (буквально «в соответствии с Духом Святым»). Здесь речь идет о Духе Святом, а не о человеческом духе Христа, как полагают некоторые.

Рим. 1:5-7 . Служение апостола Павла, на которое его поставил Иисус Христос, распространялось на «все народы» (в англ. переводе – «на всех язычников», в том числе и на римлян, к которым Павел обращается не как к церкви, а как к отдельным верующим. Павел был среди людей посредником, который от Христа и для служения Ему получил «благодать и апостольство» (сравните 12:3; 15:15), чтобы по воле Божией благовествовать спасение и призывать слушающих к покорности и вере (сравните 8:28,30); в русском тексте – «чтобы покорять вере». Понятия покорности (послушания) и веры нередко в Священном Писании близки и связаны между собой (Рим. 15:18 или 1-Пет. 1:2).

Как Павел был «призванным» апостолом, так и верующие в Риме были «призванными святыми»; и в том и в другом случае «призвание» исходило от Иисуса Христа.

Как и во всех своих посланиях, Павел желает читателям «благодати… и мира» от Бога.

Б. Обоснование отношений, связующих апостола с читателями (1:8-15)

Рим. 1:8-15 . Обычно все свои послания Павел начинает со специфической благодарственной молитвы Богу, за которой следует какое-то личное сообщение его читателям. В данном случае он делится с римлянами своей радостью по поводу того, что «вера ваша возвещается во всем мире», то есть что о ней все более говорят в мире; речь, конечно, идет не обо всей земле, а о всей Римской империи. Апостол пишет, что свои постоянные молитвы о них сопровождает просьбами к Богу, чтобы Он содействовал его личной встрече с римлянами, о которой давно мечтает (стихи 9-10; сравните с 15:23-24).

Павел надеется, что его посещение было бы к их обоюдной духовной пользе; в своем служении им он намеревался осуществить три вещи: а) утвердить римских христиан в вере (1:11; выражение «преподать вам… духовное дарование» означает, что Павел собирался или послужить им дарованиями, которые имел сам, или призвать на них свыше обильные духовные благословения); 6) увидеть в римлянах «некий плод» (духовный – стих 13; и, в свою очередь, – в) самому укрепиться духовно, находясь среди них («утешиться с вами верою общею», стих 12). Другими словами, он стремился к тому, чтобы его служение в Риме носило такой же характер, что и в других городах Римской империи (стих 13).

Апостольство, о котором он говорит в 5 стихе, побуждало Павла чувствовать себя должником по отношению ко всем людям – в том смысле, что он обязан был всем им возвещать благую весть об Иисусе Христе (стихи 14-15).

«Я должен и Еллинам и Варварам». «Варварами» считали «еллины», т. е. греки, все остальные народы, кроме самих себя (сравните Кол. 3:11). Варвары как бы отождествляются здесь с «невеждами» (сравните Тит. 3:3), с «несмысленными», очевидно, в смысле их низкого, по сравнению с греками, культурного уровня. Упомянутое чувство долга по отношению к языческому миру, которое было присуще Павлу, вызывало в нем горячее желание благовествовать ему, в том числе и Риму, который был столицей огромной языческой империи (стих 15).

В. Тема излагается подчеркнуто горячо (1:16-17)

Рим. 1:16 . Страстное желание Павла проповедывать Евангелие объяснялось также ценностью благовестия в его глазах (в четвертый уже раз употребляет Павел слово «благовествование» и производные от него в этих первых стихах Послания: 1, 9,15-16). Многие считают, что это и есть тема Послания к Римлянам, что в каком-то смысле верно. По крайней мере, апостол с радостью возвещает Евангелие, видя в нем верный способ удовлетворить духовную нужду человечества.

Он знает, что в нем – безграничные духовные запасы («сила»), которые Богом используются «ко спасению всякому верующему», независимо от его национального происхождения. Однако Павел осознавал преимущество в этом смысле иудеев, недаром он говорит: «во первых иудею» и, подчеркивая упомянутое преимущество, повторяет те же слова во 2-й главе (стихи 9-10).

Поскольку евреи являются избранным Божиим народом (11:1), которому доверено было Божие откровение (3:2) и через который явился во плоти Христос (9:5), привилегия их – несомненна, и она была продемонстрирована в истории. Сам Господь Иисус некогда сказал: «спасение от иудеев» (Иоан. 4:22). А Павел, приходя в тот или иной город, начинал свое апостольское служение с евреев, т. е. вначале проповедывал им (Деян. 13:5,14; 14:1; 17:2,10,17; 18:4,19; 19:8). Три раза он обращался к язычникам, потому что евреи отвергали евангельскую весть (Деян. 13:46; 18:6; 28:25-28; толкование на Еф. 1:12). Конечно, и сегодня нужно проповедывать евреям, однако, их духовное преимущество, явленное в истории, исчерпало себя.

Рим. 1:17 . Тема послания выражена фразой: «открывается правда Божия». Понимать ее надо в том смысле, что праведность от Бога дается людям на основании их веры в Евангелие и в ответ на нее (сравните 3:22). Греческое выражение пистеос ейс пистин, переведенное как «от веры в веру», означает, что праведность эта возрастает по мере возрастания веры. Достичь такой праведности человеческими стараниями – совершенно невозможно. Важно понять, что речь тут идет не о праведности, присущей Самому Богу, но о той, которая исходит от Него, соответствуя Его характеру и требованиям. А. Т.

Робертсон удачно определил ее как «праведность, угодную Богу». Этот вид праведности вменяется Богом человеку по вере его и для его оправдания, и человек наделяется ею все более – при возрождении, освящении и, наконец, прославлении, когда положение, которое получает верующий, и его духовное состояние достигают полного соответствия друг другу. В греческом языке, как и в русском, «праведность» и «оправдание» являются однокорневыми словами.

Слово праведность или правда (в том же значения) Павел употребляет в Послании к Римлянам 28 раз (1:17; 3:21-22,25-26; 4:3,5-6,9,11,13,22; 5:17,21; 6:13,16,18-20; 8:10; 9:30; 10:3-6,10; 14:17). Глагол «быть оправданным» и производные от него формы – 14 раз (2:13; 3:4,20,24,26,28,30; 4:2,5; 5:1,9; 8:30,33). Оправдать человека – значит объявить его невиновным, праведным (2:13 и 3:20).

Слова Павла в конце 17 стиха взяты им из Авв. 2:4 – «праведный своею верою жив будет», эти же слова апостол цитирует в посланиях Галатам (3:11) и Евреям (10:38). Человек объявляется праведным вследствие своей веры в Иисуса Христа (Рим. 1:16 и 3:22), и ему даруется жизнь вечная. Не чудное ли это дело Божие!

II. Божия праведность, открывающаяся в гневе Его (1:18 – 3:20)

Первым шагом в откровении «правды Божией» или праведности, которую Бог дает людям по вере их, – в том, чтобы донести до их сознания их нужду в этой праведности, без которой человек подпадает под Божие осуждение. Человечество виновно перед Богом и вне Божией милости – беспомощно и не имеет никакой надежды на спасение.

А. Гнев Божий на нечестие… человеков (1:18-32)

В этом тексте описано состояние человечества до того момента, когда Бог призвал Авраама и избрал для Себя особый народ. Речь идет о языческом мире, отличном от еврейского мира.

1. ПРИЧИНЫ ГНЕВА БОЖИЯ (1:18-23)

Бог никогда не гневается беспричинно. Вот три причины, по которым Бог прогневался на язычников.

а. «За подавление истины неправдою» (1:18)

Рим. 1:18 . Мысль, выраженная в этом стихе, является ключевой для целого раздела и одновременно – параллельно-контрастной тому, что сказано в стихе 17. Продолжающееся откровение (глагол «открывается» стоит в форме настоящего времени) гнева Божиего есть выражение Его личной праведности (которая также постоянно открывается людям – стих 17) и Его нетерпимость ко греху.

Вот почему люди нуждаются в том, чтобы продолжала «открываться правда» (праведность, стих 17), которая исходит от Бога. Гнев Божий направлен на «всякое нечестие» (греческое слово «асебеиан» буквально означает «неуважение к Богу») и «неправду (адикиан – неправедность) человеков», а не на людей как таковых. Божественный гнев откроется также и в будущем (2:5). Бог ненавидит грех и осуждает его, однако, Он любит грешников и хочет их спасти.

Если человек не почитает Бога, то неизбежно будет не подобающе обращаться и с людьми, созданными Богом по Его образу. С другой стороны, люди (в своем неправедном отношении к другим) постоянно «подавляют истину неправдою» (сравните 1:25; 2:8), касаются ли их поступки людей или Бога. Божественная истина доступна людям, но они «подавляют» ее, не хотят поступать по ней – потому что они нечестивы (ен адикиа). Итак, «подавление истины неправдою» является, согласно Павлу, первой причиной Божиего гнева.

б. За пренебрежение Божественным откровением (1:19-20).

В этих стихах провозглашается, что определенные познания относительно Бога доступны всем. Речь вдет о таком знании, которое может быть названо откровением в природе, потому что оно явлено в сотворенном Богом мире, для восприятия его человеческой расой; это не то сотериологическое знание, которое трактует спасение в Иисусе Христе.

Рим. 1:19 . Это познание Бога в природе апостол Павел называет «явным», т. е. зримым или очевидным. Это, действительно так, потому что «Бог явил им», т. е. сделал его очевидным для людей. Некоторые богословы полагают, однако, что это место следовало перевести не как «явил им», а как «явил в них», настаивая, что в 19 стихе речь идет о таком знании Бога, которое заложено в человеческом существе и воспринимается людьми через совесть и религиозное сознание. Но правильнее понимать 19 стих как трактующий откровение Бога в природе, тем более, что в стихе 20 находим логическое продолжение этого. Слово «ибо», с которого начинается 20 стих, указывает на его смысловую связь с предыдущим стихом.

Рим. 1:20 . «Что можно знать о Боге» (стих 19) теперь поясняется: «невидимое Его, вечная сила Его и Божество». Поскольку «Бог есть Дух» (Иоан. 4:24), ни одно из Его свойств не воспринимается физическим зрением, и познаны человеческим разумом они могут быть только при размышлении над тем, что сотворено Богом, поскольку «невидимое Его» отражается в той творческой работе, которая совершается Божеством.

А поскольку Бог, существующий Сам в Себе, является Создателем всех вещей, невидимые свойства Его делаются ясно видимыми «чрез рассматривание творений». Апостол Павел, возможно, прибег здесь к «игре слов», так как греческое слово аората, переведенное как «невидимое», и слово каторатаи, переведенное как «видимы», имеют не только в русском, но и в греческом языке общий корень. А тем, что каторатаи («видимы») поставлено в настоящем времени, подчеркивается постоянный характер этого процесса.

Греческое слово аидиос, переведенное как «Божество», встречается в Новом Завете только здесь: им охватываются все те свойства, которые делают Бога Богом. Итак, Творение, доступное человеческому зрению, раскрывает невидимые свойства Бога, свидетельствует о Его всемогуществе. В Ветхом Завете параллельными по смыслу этому стиху являются стихи 1-6 в 18 псалме.

Важен вывод Павла из этих его слов об откровении Бога в природе: «так что они (т. е. люди) безответны» (не имеют извинения). Природа столь ясно и к тому же постоянно свидетельствует о Боге, что людям, пренебрегающим Им, нет оправдания. Такие люди будут осуждены не за отвержение Христа, о Котором они могли и не слышать, а за то, что они грешили против света, доступного их зрению и разуму.

е. За извращение Богопочитания (1:21-23)

Рим. 1:21 . Следующая причина Божиего гнева вытекает из предыдущей, как та, в свою очередь, из первой. Смысловая связь 21 стиха с предыдущими видна из того, что в начале его, как и в начале 19 стиха, стоит одно и то же связующее греческое слово диоти, переведенное в первом случае как «ибо», а во втором – как «но». «Подавление (людьми) истины неправдою» видно в том (или ведет к тому), что люди не замечают ясного откровения Создателя в природе (не придают ему должного значения), а это, в свою очередь, ведет их к извращению знаний о Боге и, как следствие этого, – к идолопоклонству.

Оговорка «Но как они, познавши Бога» относится к первоначальному знанию о Боге на опыте, которое было дано Адаму и Еве еще до их падения, и которое они имели, уже будучи изгнаны из рая. Нам не говорится, как долго держались люди этого знания об истинном Боге, прежде чем исказились их представления о Нем, но то, что они знали Его до того, как впали в идолопоклонство, – несомненно. И в свете этого обстоятельства поведение людей представляется тем более достойным порицания.

Казалось бы, знать истинного Бога – значит воздавать Ему славу, однако, далекие предки наши, о которых пишет апостол Павел, «не прославили Его как Бога и не возблагодарили.» Они отвергли самую цель, ради которой были созданы, – славить Бога за величие Личности Его и благодарить Его за Его дела. Удивительно ли, что в результате этого осознанного мятежа против Бога, «они осуетились в умствованиях своих» (ематаиофесан – буквально: «потеряли смысл, цель» – сравните Еф. 4:17) «и омрачилось несмысленное (асунетос – буквально «лишенное нравственного чувства» – сравните Рим. 1:31) их сердце» (Еф. 4:18). Если истину отвергнуть однажды, то впоследствии познать и принять ее становится труднее (Иоан. 3:19-20).

Рим. 1:22-23 . Когда людьми отвергается истинный источник мудрости (Пс. 110:10), то их претензии казаться мудрыми оборачиваются пустым бахвальством. Не мудрыми стали они, а «безумными» (в оригинале – «они стали глупцами»), и выразилось это в их поклонении идолам, которым они придавали обличье людей и животных (Рим. 1:25). Горькой иронией в адрес людей, отказавшихся прославить истинного Бога, звучат слова пророка Исаии (44:9-20), в которых он описывает всю несостоятельность (безумие, глупость) идолопоклонства.

Нежелание знать истинного Бога толкает человека вниз по наклонной плоскости: у него появляются нечестивые мысли («подавляют истину неправдою»), затем нравственное бесчувствие и, наконец, им овладевает религиозное «безумие» (идолопоклонство).

2. ПОСЛЕДСТВИЕ ГНЕВА БОЖИЕГО (1:24-32)

В сущности Божий гнев на человеческое своеволие сказался ни в чем ином, как в том, что Он позволяет людям пожинать естественные плоды их отступления: подавления истины неправдою, потери нравственного чувства (в результате чего люди перестают замечать Божественные откровения) и искажения ими представлений о Боге. Однако Творец делает и нечто большее, чем предоставляет вещам идти своим естественным ходом. Три раза апостол повторяет: «предал их Бог» (стих 24, 26, 28), подчеркивая, что Бог отвернулся от людей (именно такой смысл имеет употребленное здесь слово паредокен), предоставив им все глубже погружаться в бездну греха, который вызывает гнев Его и несет с собою смерть (стих 32).

а. Предал их нечистоте (1:24-25)

Рим. 1:24 . Одно из проявлений человеческой испорченности (которой Бог тоже «предал» людей) – это распутство. Супружеские измены или практикуемый в некоторых общественных слоях «обмен женами» или групповые половые отношения, лишний раз подтверждают, что Бог оставил людей. Физическая близость в браке – это святой дар человечеству от Бога, однако, свойственное людям стремление к «разнообразию» в этой области приводит к «нечистоте» и «осквернению», которым они сами предают свои тела.

Рим. 1:25 . В каком-то смысле в этом стихе повторяется та же идея, что и в стихе 23, но в нем сказано и нечто большее. Дело в том, что истина Божия – это не только истина о Боге, это – истина (как провозглашена она Богом) относительно всего существующего, в том числе, и относительно человека. А состоит она в том, что человек – творение Божие и может выполнить свое предназначение только в случае, если будет поклоняться Богу, своему Творцу, и покорно служить Ему. Ложь, с другой стороны, утверждает, что творение, будь-то ангелы (Ис. 14:13-14; Иоан. 8:44), или люди (Быт. 3:4-5), могут существовать независимо от Бога, обеспечивая себя всем необходимым и довольствуясь собой, управляя собою и в самих себе осуществляя свое будто бы предназначение. И «заменив истину… ложью», человечество, вместо истинного Бога, сотворило себе бога из самого себя, т. е. поклонилось и служит «твари вместо Творца».

Поскольку Бог есть Творец, Он является объектом вечной хвалы и постоянного прославления («благословен во веки») – в отличие от сотворенных Им существ, которые прославления не заслуживают. В подтверждение этой истины Павел и пишет после «благословен во веки» – «аминь». Как по-гречески, так и по-русски, это еврейское слово передается тремя словами – «Да будет так». Оно имеет значение не пожелания, но – утверждения, и с этой целью ставится в конце фразы (сравните толкование на 2-Кор. 1:20).

б. Предал их страстям (1:26-27)

Рим. 1:26-27 . «Потому предал их Бог постыдным страстям» Речь идет, как это видно из текста, об отношениях мужчины с мужчиной, которыми люди «заменили» естественную близость, т. е. близость между мужчиной и женщиной. «Женщины их заменили естественное употребление (близость) противоестественным» (т. е. связью женщины с женщиной). «Подобно и мужчины… разжигались похотью друг на друга.» Заметьте, что это уже вторая «замена» или подмена, совершаемая упорствующими в своих заблуждениях грешниками. Естественным Библия признает только один вид близости: между мужчиной и женщиной, и только в браке (Быт. 2:21-24; Матф. 19:4-6). Любые другие отношения осуждаются Богом.

е. Предал их превратному уму (1:28-32)

Рим. 1:28 . Языческое противление Богу включает в себя и отказ от познания Бога (здесь епидносеи – «полное знание»). Другими словами, язычники как бы не дают Богу места в разуме своем, в своих мыслях. И осуждение, которому Бог их за это подвергает, как раз и выражается в том, что Он отворачивается от них, «предавая» их «превратному уму», т. е. оставляет их во власти их заблуждений, их порочного образа мышления (сравните стих 24, 26), и в результате они «делают непотребства» (буквально – «неподходящее» или «непригодное»).

Рим. 1:29-31 . Душевная и умственная пустота, возникающая вследствие отвержения Бога, заполняется активными и вместе обобщенными формами греха: неправдою (сравните стих 18), блудом, лукавством, корыстолюбием и злобой (буквально «какиа» – «зложелательство»). В свою очередь эти пять форм находят выражение в 18 специфических греховных проявлениях.

Рим. 1:32 . Весь этот букет пороков определяет привычный образ жизни тех людей, которые постоянно у них на поводу. Они продолжают делать «такие дела» в открытом неповиновении Богу и отягчают свое положение тем, что: а) знают, что это неугодно Богу («праведный суд Божий» здесь в значении несовместимости подобных дел, «достойных смерти», с праведным суждением Божиим) и б) они поощряют других поступать столь же нечестиво. Конечно же, такая человеческая безудержность в противлении Богу не может остаться ненаказанной.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter



Толкование Далласской семинарии на послание к Римлянам, 1 глава


← 1 глава Рим Римлянам 1 глава DSC Далласская семинария 2 глава →

Обратите внимание . Номера стихов – это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно вы будете приятно удивлены.

1:1
Знающий и опытный прокурор представляет дело в суде. Вызывают свидетелей, приводятся доказательст-ва. Все свидетельства защиты рушатся продуманными вопросами во время очной ставки. Обвинение не оставляет места для сомнений, и суд выносит решение,
Павел был умен, красноречив и предан своему делу. Он ясно и определенно говорит римской церкви о Радостной вести.
Павел был наслышан о церкви в Риме, но ни он, ни Петр, ни Иоанн и никто другой из апостолов еще ни разу не был в этом городе. Очевидно, церковь была основана
там иудеями, которые слышали о Христе в день Пятидесятницы (Деян 2). От вернулись в Рим, и их вера начала расти и распространяться. Поддерживали церковь и те, кто был обращен Павлом во время его миссионерских путешествий и затем поселился в Риме, примкнув к общине верующих.
Павел чувствовал свою связь с римлянами, хотя их разделяли сотни километров и иные препятствия. Они были одной семьей во Христе, и Павел стремился встретиться с ними. Хотя он не был знаком с большинством из них, он любил их, Поэтому он и написал это письмо, чтобы познакомиться с ними и рассказать им о Евангелии,
После краткого вступления Павел говорит о евангельских событиях (1:3) и о своем отношении к ним (1:16,17). Здесь он впервые затрагивает главную тему этого письма - спасение по благодати через веру, и следующие 16 глав развивает это утверждение.
Павел рассуждает о том, насколько безнадежно заблудилось человечество и насколько необходимо Божье вмешательство. Все люди во все времена сбивались с пути, отвергая любящего и всемогущего Бога, открывающего себя в творении. Вместо Него они обращались к собственноручно сделанным идолам и всевозможным грехам. Поэтому им нет оправдания, они осуждены перед праведным Богом (1:18-3:20).
Затем Павел сообщает Радостную весть: спасение доступно всем, независимо от личных качеств, наследственности и грехов. Мы спасаемся благодатью - незаслуженным, добровольным Божьим даром - через веру во Христа и Его труд, которой должны полностью посвятить себя. Благодаря Ему мы можем оказаться оправданными перед Богом (3:21-5:21).
На этом основании Павел строит рассуждение о свободе, которая приходит к спасенным - свободе от власти греха (6:1-23), свободе от подчинения закону (7:1-25), свободе стать подобными Христу и принять беспредельную Божью любовь (8:1-39).
Обращаясь к своим еврейским братьям и сестрам, Павел говорит о своей любви к ним и объясняет, как через них исполняется Божий замысел (9:1-11:12):
объединить иудеев и язычников в Церкви, поэтому и тем, и другим есть за что прославлять Божью мудрость и любовь (11:13-36).
Павел продолжает свой трактат, объясняя, что христиане должны полностью посвятить себя Богу (12:1,2), открывать и использовать свои духовные дарования (12:3-8), любить ближних и проявлять это на деле (12:9-21) и быть хорошими гражданами (13:1 -14). Их свобода должна быть направляема любовью, они должны поддерживать друг друга в вере и быть милосердны к более слабым (14:1-15:4). Павел вновь подчеркивает единство тела Христа, особенно единство верующих из иудеев и из язычников (15:5-13).
Завершая письмо, Павел напоминает его цель (15:14-21), касается собственных планов (15:22-33) и приветствует своих римских друзей (16:1-27).

1:1
Павел написал это письмо римской церкви. Никто из церковных лидеров (таких, как Петр, Иаков, сам Павел) еще не был в Риме; церковь была основана там иудеями, которые побывали в Иерусалиме на день Пятидесятницы (Деян 2:10) и уверовали, а также путешественниками, которые слышали евангельскую весть в других городах и принесли ее в Рим (например, Прискилла и Акила, Деян 18:2; Рим 16:3-5). Павел написал Письмо римлянам во время своего служения в Коринфе в конце третьего миссионерского путешествия, перед возвращением в Иерусалим (Деян 20:3; Рим 15:25; 16:1). Его целью было ободрить верующих и сообщить им, что он намеревается посетить их (что и произойдет через три года). Такой книги, как Новый Завет, тогда еще не существовало, и Евангелия, видимо, еще не приняли свою окончательную письменную форму. Поэтому это письмо вполне могло быть первым письменным христианским произведением, которое прочли римские верующие. Обращенное к христианам как из иудеев, так и из язычников, Письмо римлянам представляет собой упорядоченное изложение христианского вероучения.

1:1
Когда Павел, прежде убежденный иудей, преследовавший христиан, уверовал, Бог избрал его, чтобы распространять Евангелие по всему миру. Хотя и будучи под арестом, Павел действительно проповедовал в Риме (Деян 28), возможно, даже самому императору, О Павле см. посвященный ему очерк в Деян 9.

1:1
Павел смиренно называет себя рабом Иисуса Христа. Римскому гражданину (а Павел был им) нельзя было и помыслить о рабстве, но Павел добровольно избрал полную зависимость и повиновение своему любимому Господину. Как вы относитесь к Христу, вашему Господу? Повинуясь Ему, вы сможете стать великими и ценными служителями в важном деле.

1:2
Вот некоторые из пророчеств, предсказывавших Радостную весть о Христе: Быт 12:3; Пс 15:10; 39:7-11; 117:22; Ис 11:1 и далее; Зах 9:9-11; 12:1-10; Мал4:1-6.

1:3-5
Здесь Павел передает суть Радостной вести об Иисусе Христе, который (1) пришел как человек; (2) происходил из иудейского царского рода; (3) умер и воскрес из мертвых; (4) дал путь, следуя по которому мы можем получить Божьи благословения. Письмо римлянам развивает все эти темы: из него мы узнаем, что понимал Павел под Радостной вестью.

1:3
Павел верил в Иисуса как Божьего Сына, обещанного Мессию и воскресшего Господа. Он называет Иисуса потомком царя Давида, чтобы подчеркнуть, что Иисус действительно исполнил пророчества ветхозаветных Писаний. Павел провозглашает свое согласие с уче-нием всего Писания и апостолов.

1:5
Быть христианином - это особый дар и особая ответственность. Павел и апостолы получили прощение - Божью благодать - как незаслуженный дар. Но с ним пришла и ответственность за распространение вести о Божьем прощении. Бог милостиво прощает грехи тех, кто уверовал в Него. Но при этом мы вступаем в новую жизнь. Новая жизнь Павла, будучи Божьим даром, включала и Божий призыв, и данную Богом ответственность свидетельствовать перед миром. Бог может призвать или не призвать вас быть миссионером в далеких странах, но Он призывает всех верующих стать Его свидетелями и явить пример обновленной жизни, которую созидает в них Иисус Христос.

1:6,7
Рим был столицей империи, которая включала в себя большую часть Европы, Северную Африку и Ближний Восток. В новозаветные времена Рим переживал.золотой век". Город славился своим богатством, литературой и искусством. Он был признанным центром цивилизации, но в плане нравственности находился далеко не так высоко. Римляне почитали множество богов, даже "гению" императора они поклонялись, как божеству. В противоположность большинству римлян, христиане жили нравственной жизнью и поклонялись Единому Богу.

1:6,7
Христианство противоречило многим элементам римской культуры. (1) Римляне были уверены, что военная мощь обеспечивает им защиту от всех врегов. Христиане же понимали, что только Бог-неизменный источник безопасности и спасения. (2) Римляне были прагматичны и использовали любые средства для достижения поставленной цели. С их точки зрения, физическая сила была важнее всего. Христиане же учились ценить нравственные ограничения, которые казались глупыми окружающему обществу.

1:6-9
Павел показал свое доброе отношение к римской церкви, говоря о Божьей любви к ним и о своей благодарности и молитве за них. Чтобы оказать влияние на жизнь людей, их нужно любить и верить в них. Стремление Павла научить этих людей и завязать с ними братские отношения происходило из любви к ним. Благодарите Бога за ваших братьев и сестер во Христе и покажите им, как глубоко вы заботитесь о них (см. Флм 1 ;7).

1:7
Павел говорит, что Иисус Христос призывает всех, кто уверовал, (1) стать членами Божьей семьи и (2) стать святыми. Возрождаясь в новой, Божьей семье, мы получаем величайшую любовь и величайшее наследство. В благодарность за это мы стремимся к праведности.

1:8
Павел стремится подчеркнуть, что Христос -единственный посредник между Богом и человеком. Во Христе Бог посылает нам свое благословение; и во Христе мы воссылаем Богу свою благодарность (см. 1 Тим 2:5).

1:8
Христиане в Риме, всемирном политическом центре, были у всех на виду. К счастью, их репутация была безупречной: они славились по всему миру своей крепкой верой. Что знают люди о вашей общине или церкви? Верны ли их мнения? Хотелось ли бы вам, чтобы они отмечали другие черты? Каков наилучший путь продемонстрировать людям свою веру? 1:9,10 Если вы долго молитесь о разрешении какой-либо проблемы, не удивляйтесь, когда получите ответ. Павел молился о возможности посетить Рим, чтобы научить тамошних христиан. В конце концов он прибыл туда - в положении заключенного (Деян 28:16). Павел молился о благополучном путешествии, и он завершил его благополучно - после ареста, пощечин, кораблекрушения, укуса ядовитой змеи. Часто Божий ответ на наши молитвы далек от того, что мы ожидаем. Будьте уверены, что Бог ответит вам, но возможно, неожиданным образом.

1:11,12
Павел молился о возможности посетить римских христиан для взаимного ободрения. Как Божий миссионер, он мог помочь им понять значение Радостной вести об Иисусе. Как святой Божий народ, они могли предложить ему дружбу и утешение. Христиане должны поддерживать друг друга.

1:13
В конце третьего миссионерского путешествия Павел прошел через Сирию, Галатию, Асию, Македонию и Ахайю. Церкви в этих областях состояли в основном из обращенных язычников.

1:14
О каком долге говорит Павел? После встречи с Христом на дороге в Дамаск (Деян 9) он целиком посвятил свою жизнь распространению Радостной вести о спасении. Он чувствовал свой долг перед Христом за свое спасение и уплачивал его всему миру, проповедуя спасение всем людям - и иудеям, и язычникам, невзирая на культурные, социальные, расовые и экономические барьеры. Мы в таком же долгу перед Христом, потому что Он понес наказание за наши грехи. Как мы можем вернуть Ему этот долг?

1:16
Как иудеи, так и христиане противостояли языческой религии римлян, и римские власти часто смешивали эти две религии, тем более, что христианская церковь в Риме первоначально состояла из обращенных иудеев, которые присутствовали в Иерусалиме на празднике Пятидесятницы (Деян 2:10 и далее). Но к тому времени, когда Павел писал это письмо, к церкви уже присоединились многие язычники. Иудеям и язычникам нужно было узанть о сходстве и различии иудаизма и христианства.

1:16,17
Павел не стыдился, поскольку его весть была Радостной. В ней была сила, обращенная к каждому человеку, часть открытого людям Божьего замысла. Если вас посещает искушение стыдиться своей веры, вспомните, в чем состоит Радостная весть. Если вы будете думать о Боге и Его труде в этом мире больше, чем о своих недостатках, ваше смущение скоро пропадет.

1:16
Почему эта весть была обращена прежде всего к иудеям? Более тысячи лет они были избранным Божьим народом - с того дня, как Бог избрал Авраама и обещал его потомкам великое благословение (Быт 12:1-3). Бог избрал их не потому, что они того заслужили (Втор 7:7,8; 9:4-6), но потому, что пожелал благословить их, научить и приготовить к принятию грядущего в мир Спасителя. Он избрал их не в качестве привилегии, но чтобы возвестить миру о Его замысле спасения. В течение веков иудеи получали знание о Боге, следуя Его законам, соблюдая Его установления и принципы. Порой они забывали о Божьих благословениях; часто их ожидало наказание; но все же они обладали ценным наследством веры и послушания Единому Истинному Богу. Из всех народов земли именно иудеи должны были первыми принять Мессию и понять Его служение и весть, и так и произошло (см. Лк 2:25,36-38). Апостолы, в том числе и Павел, были верными иудеями и узнали в Иисусе самый ценный Божий дар человечеству

1:17
Павел цитирует пророка Аввакума (2:4). Возможно, Аввакум имел в виду только земную жизнь, но Павел истолковал его слова применительно к вечной жизни. Если мы верим в Бога, мы спасены: мы обретаем жизнь и теперь,и в вечности.

1:18
Почему Бог гневается на грешных людей? Бог свят и свободен от всякого зла; Он сотворил людей, чтобы они любили и прославляли Его; но Адам и Ева восстали и удалились от Него. Грех вошел в человеческую природу. Никто, кроме Иисуса, не прожил совершенную жизнь. Святой Бог, Творец всякой жизни, не может иметь ничего общего с грехом, приносящим смерть. Он пожелал уничтожить грех и возродить грешника, если только сам грешник не отталкивает от себя истину. Но Его гнев изливается на того, кто стремится сохранить грех в своей жизни.

1:18-20
В этих стихах Павел дает ответ на частый вопрос: как может любящий Бог послать кого бы то ни было в ад, особенно если человек никогда не слышал об Иисусе? Павел утверждает, что Бог в достаточной мере открыл себя всем людям. Каждый знает, чего требует от нас Бог, но никто не живет в соответствии с этими требованиями. Иначе говоря, наши нравственные правила всегда выше, чем наше поведение. Если люди отмахиваются от Божьей истины, чтобы жить по-своему, им нет оправдания. Они знают истину и несут ответственность за отказ от нее.

1:18-20
Есть ли у кого-нибудь оправдание в том, что он не верит в Бога? Библия дает однозначный ответ: нет. В своем творении Бог поведал о своем существовании. Каждый человек принимает либо отвергает Бога. Когда придет день суда, ни у кого не найдется оправданий. Богу следует воздавать то, что принадлежит Ему по праву:веру и поклонение.

1:18-20
Зачем же свидетельствовать, если люди могут получить знание о Боге из природы и творения? (1) Хотя люди знают о существовании Бога, они заглушают эту истину своей греховностью и отвергают ее. (2) Люди могут признавать существование Бога, но отказываться отвечать Ему должным образом. (3) Люди, отвергающие Бога, должны знать о последствиях своего выбора. (4) Всем людям нужно узнать об Иисусе. (5) Иисус заповедал нам нести Его учение по всему миру (Мф 28:19,20). Проповедники нужны, чтобы Церковь исполнила великое повеление Господа. Недостаточно знать, что Бог существует. Люди должны узнать, что Он любит их. Они должны понять, как Он явил нам свою любовь. Они должны принять Его прощение и посвятить свою жизнь служению Ему (см. 10:14,15).

1:20
О каком Боге свидетельствует природа? Она являет нам всемогущего и властного Творца; Бога любви и красоты; Владыку мироздания. Но зачастую люди пытаются создать других богов вместо того, чтобы подчиниться Единому Богу.

1:20
Бог открывает себя в природе, но свидетельство природы испорчено грехопадением. Грех Адама навлек Божье проклятие на весь мир (Быт 3:17-19); так, стихийные бедствия стали привычными со времен Адама и до наших дней. Мы можем наблюдать природу, если хотим узнать что-либо о Боге; но если мы хотим познать Бога и относиться к Нему должным образом, нам нужно нечто большее - Его откровение в Писании и Его Сыне. Павел говорит (8:19-21), что сама природа с нетерпением ожидает искупления от воздействия греха (см. Откр 22:3).

1:21-24
Как разумный человек может обратиться к идолослужению? Оно начинается там, где люди отвергают свое знание о Боге. Вместо того, чтобы обратиться к Нему как к Творцу и Спасителю их жизни, они начинают считать центром вселенной самих себя. Вскоре после этого они выдумывают "богов", которые служат прикрытием их эгоистических желаний и стремлений. Это могут быть деревянные истуканы, но также могут быть ложные цели, такие как власть, богатство или благополучие. Это могут быть даже неверные представления о Боге: попытки уподобить Его себе, а не уподобиться Ему. Идолослужение есть поклонение сотворенным Богом вещам и явлениям вместо поклонения самому Богу. Что важнее всего для вас? Каковы ваши мечты, замыслы, надежды? Почитаете ли вы Бога или самодельных идолов?

1:21-32
Павел ясно описывает лестницу, сводящую вниз ко греху. Сперва люди отвергают Бога; затем они выдвигают свои собственные представления о том, что и как должно быть; потом они впадают в грех - ненависть, злобу, вражду, убийство, разврат, жадность, ложь, злословие, клевету. Их ненависть к Богу растет, и они побуждают к тому же других. Бог не является причиной этого неуклонного продвижения к греху. Но когда люди отвергают Его, Он может позволить им жить так, как они хотят. Никто, попав однажды в эту ведущую вниз спираль, не в силах самостоятельно выбраться оттуда. Только Христос способен спасти грешника.

1 ;24-32
Когда люди отвергают Бога, Бог не препятствует им. Часто Он позволяет нам совершить выбор, противоречащий Его воле, и добиться вожделенной независимости от Него, хотя и знает, что мы неизбежно станем жертвами своего мятежа и грех отберет у нас свободу. Не кажется ли вам жизнь без Бога свободнее? Присмотритесь повнимательней. Нет худшего рабства, чем рабство греху.

1:25
Люди готовы верить лжи, которая поддерживает их эгоистические стремления. Мы должны следить, чему мы позволяем формировать свои убеждения. Телевидение, пресса и другие средства массового воздействия, часто представляющие весьма сомнительные ценности, забрасывают нас различными теориями и идеями, противоречащими Библии - единственному мерилу истины. Рассматривайте все остальное в свете библейского учения.

1:26,27
Естественно то, что соответствует природе творения. Человеческой природе стал естествен грех. Грех часто означает не только отрицание Бога, но и отрицание качеств, которыми мы наделены при сотворении. Но рано или поздно грех обязательно причиняет вред-людям, семьям и всему обществу. К сожалению, люди, поклоняясь сотворенным Богом вещам вместо самого Творца, часто портят и разрушают именно то, что провозглашают своими ценностями. Не зная Творца своего естества, невозможно понять, что по Его замыслу является естественным.

1:32
Откуда людям было известно Божье отношение к этим поступкам? Люди, будучи созданы по Божьему образу, изначально имеют в себе зерно нравственности и совести. Эту истину понимают не только религиозные люди. Психологи говорят, что в тех редких случаях, когда у человека чувство совести отсутствует, это свидетельствует о серьезном, трудноизлечимом искажении личности. Но большинство людей интуитивно понимают, когда они поступают неправильно, однако могут не обращать на это внимания. Многие согласны даже заплатить за сиюминутное удовлетворение своих желаний: они знают, что это плохо или опасно, но готовы рисковать, не в силах справиться со своим влечением. Для таких людей попирать Божьи законы и нравственные нормы общества, здравый смысл или собственные представления о добре и зле может стать игрой. Но в глубине души каждый понимает, что грех заслуживает наказания (6:23).

Публикации по теме