Святой василий павлопосадский в чем помогает. Живы традиции дел богоугодных. При платочной фабрике Лабзина

Василий Павлово-Посадский (1816 — 1869), праведный. Память 16 февраля (1 марта), в Соборе Московских святых

В миру Грязнов Василий Иванович, родился в деревне Евсеево Богородского уезда Московской губернии. Его отец Иван Семенович, был крестьянином. Мать, Евдокия Захаровна, занималась воспитанием своих детей. Село Вохна (ныне Павловский Посад), в пяти верстах от которого находилась деревня Евсевьево, было когда-то вотчиной Троице-Сергиевой Лавры, и посему жители этих мест отличались набожностью и благочестием и имели особенную веру и любовь к преподобному Сергию Радонежскому.

Василий Иванович получил домашнее образование, грамоте и чтению учился по Часослову и Псалтири. Глубокое религиозное чувство он унаследовал от родителей, с малых лет явил себя боголюбивым отроком, умным и кротким и добронравным и с восьми лет с особенной радостью встречал Великий пост.

Искушения и исправление

В юности он поступил работать на фабрику и соприкоснулся со средой фабричной молодежи. Дух мира сего стал тревожить его неокрепшую душу, дурное сообщество фабричных подростков толкало на путь порока, навыки добродетельной жизни, усвоенные в семье, стали ослабевать, а благое рассуждение стало его по временам оставлять. Заработанные деньги Василий стал употреблять по своему произволению, начал пить вино. Голос совести в душе звал его к покаянию; он оплакивал свои грехи, но вновь невольно падал и просил прощения у Бога, В скорби от сознания греховности своей жизни он сам прозвал себя «Грязным», это прозвище и осталось за ним навсегда.

То, что Василий не оставлял молитвы и чтения духовных книг, часто становилось предметом насмешек со стороны его товарищей. Не разделяя и не понимая его покаянной настроенности, беспечные товарищи спрашивали его: «Что с тобой, Вася? О чем ты так плачешь?» «Загробная жизнь должна быть предметом наших дум», — отвечал он. Излюбленным местом в Священном Писании становятся для него слова святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2, 15-16).

Клевета

Василий Иванович и близкие ему по духовной настроенности люди, ищущие истинного благочестия, стали собираться вместе для чтения Священного Писания и святоотеческих книг. Они усердно посещали храм, говели, исповедовались и причащались Святых Христовых Тайн, памятуя о том, что у христиан «все должно быть благопристойно» (Кор. 14, 40), сторонились увеселительных народных сборищ.

Местный миллионер купец Широков, которого Василий Иванович обличал в тайной приверженности к расколу, стал распространять слухи о том, что Грязнов опасен для Православия, рассуждает о религии, толкует о том, чего не знает, завлекает молодежь. В 1845 году по наущению Широкова крестьянином Хреновым был сделан донос о том, что в Павловском Посаде образовалась «секта под названием фармазонской». По Высочайшему повелению было учинено следствие. Из Москвы приехали жандармский полковник князь Хилков, исправник, стряпчий, следователь и представитель от духовенства священник Антоний. По навету Хренова Василий Иванович был арестован. Все обвиненные в причастности к фармазонской секте отвечали, что они ни к какой секте не принадлежат, а являются чадами Православной Церкви. Возведенное на Василия Ивановича обвинение было опровергнуто.

Служение и духовные дарования

Нелицемерное благочестие и подвижническая жизнь Василия Ивановича привлекли к нему сердца многих раскольников, которые благодаря его духовно-нравственному влиянию воссоединились с Православной Церковью. Таким образом, не будучи ни монахом, ни священником, ни пустынножителем, он смог апостольски послужить своим братьям во Христе. Имея влечение к жизни молитвенной и созерцательной, Василий Иванович Грязнов, по временам очень скорбел о том, что, проходя поприще общественного служения в качестве миссионера среди старообрядцев, невольно приходится развлекать внимание во время бесед со многими людьми. Но однажды на пути в одно село явился ему священномученик Харлампий и возвестил, что Господу угодно, чтобы Василий Иванович и дальше не оставлял духовным советом и помощью тех, кто благодаря его участию обратился к Православной Церкви.

С тех пор Василий Иванович стал принимать в деревне Евсевьево всех обращающихся к нему за помощью. Отовсюду стекались к нему люди со своими нуждами. По свидетельству его духовного отца протоиерея Сергия Цветкова, он был добрый друг и помощник бедным, защитник притесненных и обиженных, опытный советник в делах затруднительных и приятный собеседник благочестивых людей; имея добрую душу, чистое сердце и светлый ум, он мог совместить в себе все эти качества.

Когда в 1848 году в Павловском Посаде началась эпидемия холеры, по вере и молитвам Василия Ивановича никто из обращавшихся к нему за молитвенной помощью не умер от этой болезни.

При платочной фабрике Лабзина

В 1840-х годах другом и собеседником Василия Ивановича стал владелец платочной фабрики в Павловском Посаде Яков Иванович Лабзин. С Яковом Лабзиным, человеком молодым и богобоязненным, Василий Иванович вел душеспасительные беседы о том, что жизнь будущая необходимо связана с настоящей, что участь первой зависит от последней, что здесь время трудное, а там время успокоения, что здесь сеяние, а там жатва. Без совета Василия Ивановича Яков Лабзин ничего не предпринимал в делах служебных. Женясь на сестре Василия Ивановича Акилине Ивановне, он убедил Василия Ивановича перейти на жительство к нему в дом. По делим службы Якову Ивановичу часто приходилось отлучаться из дома на длительное время; в его отсутствие Василий Иванович, находившийся постоянно на фабрике, надзирал за его имением, наблюдал за тем, чтобы все торговые дела совершались честно, а наипаче имел почтение о соблюдении мира и благочестия в среде фабричных рабочих. Приходящих к нему со скорбью душевною и телесною, унывающих под тяжестью своего креста он совершенно успокаивал и их тяготы как бы принимал на себя, уговаривал быть великодушными, терпеливыми.

«Все скорби мира сего еще не беда переносить, — говорил он, — а беда потерять веру в Бога, беда потерять жизнь христианскую, — это вот истинная беда, достойная плача и туги сердечной». Когда кто-либо из рабочих терпел неправду, Василий Иванович утешал его, говоря: «Терпи, переноси все. Ни на кого не обижайся. Бог за все вознаградит впоследствии». Поучения подвижника действовали плодотворно: все уходящие от него старались об исправлении своей жизни.

Когда Яков Лабзин сделал Василия Ивановича совладельцем своей фабрики, для него открылась возможность щедро благотворить нуждающимся и употреблять дарованное ему богатство на всякое благое дело, на служение ближним и Церкви Божией. При фабрике были устроены богадельня на 60 человек и больница, за счет фабрики содержалось несколько школ. По свидетельству протоиерея Сергия Цветкова, любовь Василия Ивановича к ближним была так сильна, что он не щадил ни себя, ни своего состояния. Благотворительность его не ограничивалась кругом людей ему известных, к нему приходили многие люди из отдаленных селений, совершенно ему неизвестные, и щедрая рука его, управляемая добрым сердцем, всегда готова была помочь нуждающимся.

Много лет Василий Иванович состоял старостой Павлово-Посадского собора Воскресения Христова, на средства его и Якова Лабзина был украшен интерьер храма, создавался новый иконостас. За эту деятельность праведный Василий получил от Московской епархии золотую медаль.

Стремление к монашеству и последние годы

Василий Иванович Грязнов переписывался и пользовался особым расположением святого Филарета, митрополита Московского, который в 1858 году поручил ему как искреннему любителю иночества иметь наблюдение при устроении Спасо-Преображенской Гуслицкой обители в Куровском совместно с ее первым настоятелем игуменом Парфением.

Желание уйти в монастырь не оставляло праведника. Он устроил келью при фабрике, молился в ней, читал церковные книги, привечал убогих богомольцев. На своей фабричной земле они с Лабзиным решили устроить монастырь. В октябре 1868 года Василий Иванович Грязнов и Яков Иванович Лабзин подали прошение о дозволении им устроить на свои средства мужской общежительный монастырь на пятнадцать человек братии с каменной трехпрестольной церковью. В этот монастырь Василий Иванович выражал желание вступить сам вместе с собранной им общиной, даже написал монастырский устав для обители. 8 ноября 1868 года на прошение последовал отказ, так как средства, жертвуемые устроителями на содержание монастыря, были признаны недостаточными и не огражденными от случайностей, а расположенная среди фабричных заведений местность, в которой предполагалось построить монастырь, признана неудобной для помещения монашествующих, только еще начинающих монастырскую жизнь. Хлопоты об устройстве монастыря в Павловском Посаде были возобновлены в январе 1869 года, но также не встретили поддержки со стороны епархиального начальства. Отказ на очередное прошение был получен Яковом Ивановичем Лабзиным через несколько дней после кончины Василия Ивановича последовавшей 16 февраля 1869 года.

На похороны праведника стеклись тысячи людей. Со временем число обращающихся с молитвой за помощью к почившему праведнику стало все более умножаться. Многие православные жители Павловского Посада имели у себя его портреты, краткое житие, составленное протоиереем Сергием Цветковым, и ожидали прославления праведника в лике святых.

Почитание

Ожиданиям этим в то время не дано было сбыться. Наступила революция, и начались гонения на Церковь. В 1919-1920 годах по всей России безбожная власть проводила кампанию по вскрытию мощей. В октябре 1919 года сотрудники губернской ЧК произвели в Покровско-Васильевском монастыре обыск, во время которого были изъяты его портреты, краткое житие, а также ковчег с хранившимися в нем нетленными перстами Василия Ивановича. 16 октября 1920 года в зале бывшего реального училища был устроен «суд» над почившим праведником, а также над теми, кто почитал его за благочестивую жизнь. Целью суда было угасить в верующем народе любовь к нему и прекратить его почитание. Имя Василия Грязнова было поругано, последователям его и продолжателям торгово-промышленного дела был вынесен обвинительный приговор с осуждением на многолетнее заключение с тяжелыми физическими работами.

Но платочная мануфактура в Павловском Посаде сохранила традиции фабрики Грязнова-Лабзина, а народное почитание праведника не изкоренилось. В настоящее время возродилась Покровско-Васильевская обитель, где почивают мощи святого и не прекращается его почитание. В августе 1999 года Василий Иванович Грязнов был канонизирован Русской Православной Церковью в лике местночтимого святого Московской епархии как праведный Василий Павлово-Посадский.

Молитва святому праведному Василию Павлово-Посадскому

О пречудный угодниче Христов Василие! Заповеди Господни возлюбив, иго Христово благое на рамена прием, в мире равноангельски пожил еси, и дары благодати, яже, в невидимых миру подвизех потрудився, от Бога прият, щедре всем требующим подавал еси. О Церкви Божией ревновавый, ты многия овцы заблуждшия, взыскав, к Единому Пастыреначальнику привел еси. И тако ненавистен бе слугам диаволим, якоже и по прествлении твоем, по мнозех летех судилище сотворивше, злобне тебе поношаху. Погибе память их, тебе же прослави Господь, и ныне, в сиянии Славы Божия Престолу Его предстоя, моли Пресвятую Троицу, яко стяжавый дерзновение, о нас, к раце мощей твоих припадающих и чтущих любовию честную память твою, да сохранит Господь державу нашу Российскую в мире глубоце, да утвердит в ней веру Православную., Церковь Русскую да соблюдет от расколов и ересей неколебиму, да дарует нам покаяние и спасет души наша. Аминь.

Тропарь

глас 4-й

Божественною Свыше просветився благодатию, образ жития евангельскаго, правыя веры ревнитель и расколов обличитель показался еси в Посаде Павловстем, Василие праведне, верных наставниче и предстателю. Темже не оскуде даже до днесь честная память твоя. Моли Человеколюбца Бога оставление грехов молитвами твоими нам даровати.

Кондак

глас 2-й

Соблазны лукаваго века сего отверг, слезами покаяния убеливый ризы твоя, приял еси от Бога многая дарования: недужных исцеляя, совет благоразумен требующим подавая; и ныне радуешися со ангелы, венцем небесным увенчанный. Моли Господа, угодниче Христов Василие, да дарует и нам покаяние и велию милость.

СТАРЕЦ-ФАБРИКАНТ

Год назад, 7 августа (24 июля по ст. стилю) 1999 года, был прославлен в лике местночтимых святых Московской епархии старец Василий (Грязнов).

Василий Иванович Грязнов родился в 1816 году в пяти верстах от города Павловский Посад Московской губернии. Рядом он был из государственных крестьян. В середине XIX века Василий Грязнов, став купцом 2-й гильдии, одним из первых в Павловском Посаде завел набивное дело - производил шерстяные платки и ситцы с набивным рисунком. Василий Иванович пользовался большим духовным и нравственным авторитетом среди современников. По силе молитв его сравнивали с отцом Иоанном Кронштадским, а знавшие его представители местного духовенства полагали, что, возможно, мощи его будут прославлены. Известно, что готовилась его канонизация в лике праведников нашей Православной Церкви, но революционные события 1917 года помешали осуществлению этого благого начинания. Вся жизнь Василия Ивановича была посвящена служению Богу и ближнему. Старец умел соединить в себе и высокое духовное, и богатое материальное.
Начало своего общественного служения Василий Иванович положил как миссионер. По благословению духовника Берлюковской пустыни отца Венедикта он вступает в борьбу с раскольниками разных толков и согласий, которые во множестве населяли эту местность. Немало скорбей и гонений претерпел он на этом поприще. Был неоднократно оклеветан, не раз призывался на следствие в тайную полицию. Здесь он претерпел мучения: у него выбили два зуба и "учинили пролом головы". Господь не оставлял Своего страдальца, и правда всегда торжествовала. Следствие писало: "Василий Иванович Грязнов является человеком редкой добродетели, человек Божий и истинный христианин". По статистике того времени, им было обращено из раскола 7000 человек.
Не ограничиваясь полученным по благословению общественным служением, душа Василия Иванович а искала жизни иноческой. Он собирает вокруг себя общину с монашеским уклоном. Все члены общины вели аскетический образ жизни и ежедневно посещали богослужения в церкви.
Впоследствии он, по частному совету и благословению святителя Московского митрополита Филарета (Дроздова), организовал мужской монастырь (11 человек) и женскую общину (60 человек). Но официально их утвердить помешала его скорая кончина. Сам святитель Филарет с большим уважением и любовью относился к Василию Ивановичу. По его архипастырскому благословению, старец наблюдал за строительством Гуслицкого Свято-Преображенского мужского монастыря. Кроме всего прочего, Василий Иванович был церковным старостой Павлово-Посадского Воскресенского собора, который он украсил и расширил. За эту свою деятельность он получил от епархиального начальства золотую медаль.
Сестра Василия Ивановича, Акулина, вышла замуж за известного своим благочестием и благотворительностью фабриканта Якова Ивановича Лабзина. В 1855 году Грязнов и Лабзин решили объединиться. Учреждается торговый дом "Яков Лабзин и Василий Грязнов" - предприятие, поставившее на промышленную основу производство знаменитых павлопосадских шалей и платков. Ставши купцом 1 гильдии, Василий Иванович не изменил своему образу жизни. В этом ему виделась новая возможность помогать бедным людям, предоставляя им возможность зарабатывать себе на хлеб. Блаженный старец получил благословение свыше на то, чтобы щедрою рукой помогать всем, просящим его помощи. Однажды явился ему святой священномученик Харалампий и сказал: "Есть воля Божия тебе продолжать наблюдение за всеми врученными тебе Богом людьми, тобой обращенными в лоно Православной Церкви". Это укрепило его в новом звании.
Вскоре со всех сторон стали стекаться к нему люди за духовной и материальной помощью. Всякий проходящий видел, как искренне любил его старец, как он принимал его душевную боль. Поистине, Василий Иванович следовал по стопам Спасителя: был милостив, любил плачущих, коих непрестанно утешал, привечал сирот и обиженных. Бывало, когда дает советы, то сам плачет и у других слезы невольно вызывает.
А благотворительность его была так сильна, что он не щадил ни себя, ни своего состояния. Блаженный старец помогал всем и каждому, помогал всегда и везде. При фабрике Лабзина и Грязнова имелись богодельня на 60 человек и больница на 20 кроватей. За счет фабрики содержались и несколько школ, в которых училось 400 человек.
Старец почил в Бозе 16 февраля (1 марта) 1869 года. За свою богоугодную жизнь Василий Иванович получил и благодарные дары от Господа: прозорливость и дар исцеления различных недугов. Сохранилось описание его чудес-исцелений, как при жизни, так и после его преставления. Господь сподобил старца и нетлением его многоцелебных мощей, о чем сохранился акт судебно-медицинской экспертизы, проведенной в 20-х годах нашего столетия.
Мощи блаженного старца почивают в крипте Покровско-Васильевского храма Павловского Посада. Святый праведник отче Василие, моли Бога о нас!

Доехать сюда из столицы совсем не сложно: всего лишь час с небольшим на электричке от Курского вокзала, и вы в Павловском Посаде – городе, где родился знаменитый платок и жил предприниматель, прославленный Церковью.

По императорскому указу

Павловский Посад до сих пор живет тихо и неспешно, многие горожане знают друг друга в лицо и здороваются на улицах, а семьи дружат поколениями. В самом центре на улочках стоят красивые деревянные дома, во дворах кое-кто держит живность – кур или коз. В городе любят ласковые названия: «Топотушки», «Звездочка» – это детские сады, а магазины – «Каблучок», «Чайный домик». Культурная жизнь здесь кипит: концерты классической музыки и всевозможные выставки – не редкость, а посещать их считается хорошим тоном. Но самое главное – местные жители хорошо помнят свои корни, знают историю, и в этом кроется секрет их любви к родной земле.

День рождения города точно известен – 2 июня 1844 года по указу Сената за собственноручной подписью царя Николая I из села Павлово и еще четырех окрестных сел был образован посад под общим названием Павловский. Этот новый город вскоре прославился на всю Россию как родина знаменитого павловопосадского платка.

Наследие московского князя

История этого места давняя – первый храм здесь еще в XIV веке построил знаменитый московский князь Димитрий Донской, когда он владел здешними землями. На месте престола древнего храма в конце ХIХ века был поставлен часовенный столб. Как гласит надпись на нем, когда-то здесь стоял деревянный храм во имя святого великомученника Димитрия Солунского – в честь небесного покровителя великого князя. С тех давних пор Димитрий Солунский считается покровителем здешних мест. В 1710 году тут выстроили новый каменный храм в честь Воскресения Христова, в 1839 году к нему пристроили колокольню, а чуть позже – крестильню. В 1938 году храм закрыли, а в конце 50-х годов разрушили. Уцелели лишь колокольня и крестильня, в которой ныне располагается храм. Колокольня Воскресенского храма – архитектурная доминанта и символ Павловского Посада.

Напротив колокольни, через дорогу, стоит часовня в честь защитников Отечества. Это реконструкция часовни, построенной в 1912 году к столетию Отечественной войны 1812 года по инициативе местного общества хоругвеносцев. В советские годы, в одну из «безбожных пятилеток», часовню разрушили, а в 2009 году восстановили на средства местных жителей. Рядом находится небольшой чугунный мост – молодожены после ЗАГСа приезжают сюда, чтобы повесить свой замок в знак вечности брачного союза.

Купец-миссионер

Павловский Посад был крупным текстильным центром Богородского уезда Московской губернии, с середины ХIХ века тут бурно развиваются мануфактуры и начинается производство знаменитых павлово-посадских шалей. Наиболее успешным производителем шалей был купец Яков Иванович Лабзин, крупный благотворитель и глубоко верующий человек. Его близкий друг и деловой компаньон Василий Иванович Грязнов был в 1999 году прославлен как местночтимый святой – святой праведный Василий Павлово-Посадский. День его памяти – 1 марта по новому стилю. Василий Грязнов родился в семье старообрядцев, но в юности сознательно перешел в лоно Матери Церкви и в течение своей жизни обратил около двух тысяч староверов. Он был старостой Воскресенской церкви, способствовал расширению и украшению храма. Василий Иванович пользовался особым расположением святителя Филарета Московского, который характеризовал его как «ревнителя Православия». После смерти Василия Ивановича его друг Яков Лабзин построил над его могилой храм, позднее ставший собором Покровско-Васильевского монастыря.

Обитель праведного Василия

Покровско-Васильевская женская община, существовавшая с конца ХIХ века, вскоре после создания получила статус монастыря. Здесь возвели колокольню, келейные корпуса, детский приют. Когда в 1920 году обитель закрывали, в ней были около ста монахинь. В советское время в здании храма находились общежития, овощехранилище, авторемонтная мастерская. В 1989 году обитель вернули Церкви, и сейчас Покровско-Васильевский монастырь, после восстановления открытый как мужской, поражает своей благоустроенностью. При нем действуют ферма и пасека, поэтому там всегда можно купить свежие молочные и мясные продукты и мед. Восстановлен старый келейный корпус и построена новая трапезная, готовые в скором времени принять паломников.

В верхнем храме Покровской церкви, справа от алтаря, находится серебряная рака с мощами св. прав. Василия Павлово-Посадского, а также ковчег с частицами мощей многих святых из Киево-Печерской Лавры. А в нижнем храме, открытом только Великим постом, хранятся особо почитаемые в монастыре образы – великомученика Пантелеймона (чудом сохранившаяся старая монастырская икона) и икона Божией Матери Скоропослушница, привезенная с Афона вскоре после восстановления обители.

Вознесение на Городке

Одна из архитектурных жемчужин Павловского Посада – храм Вознесения Господня на Городке, построенный в 1908 году. Красивый храм из красного кирпича никогда не закрывался, и все его внутреннее убранство сохранилось полностью, в том числе уникальный деревянный иконостас работы иконописца Васильчикова, расписывавшего иконостас в храме Христа Спасителя. В храме находятся ковчеги и иконы с частицами мощей святых – св. влмч. Варвары, Преп. Сергия Радонежского, блж. Матроны Московской, свт. Димитрия Ростовского и многих других, общим числом около 100. Есть в числе прочих и икона с частицей мощей свт. Иннокентия, епископа Пензенского, который родился и получил свое первое образование в Павловском Посаде.

Единственный в России

Конечно, в Павловском Посаде есть Музей истории русского платка и шали – единственный в России, где можно увидеть платки, выпускавшиеся в разных уголках России за последние 150 лет. Шерстяные, шелковые, парчевые, с золотным шитьем платки радуют посетителей своей красотой. Особое место занимают памятные платки – например, редкий платок 1905 года, посвященный 50-летию священства отца Ионна Кронштадтского, он был выпущен еще при жизни батюшки. В музее проводятся экскурсии, а особо интересующиеся могут поучаствовать в мастер-классе по изготовлению сувенирного платка по старинной технологии.

А еще в Павловском Посаде просто приятно побродить по тихим улочкам, полюбоваться на домики с резными наличниками и цветами на окошках, посмотреть с многочисленных мостов на речки Клязьма или Вохонка. И подышать чистым, почти деревенским воздухом – перед тем как сесть в электричку и вернуться домой.

В блокнот паломнику:

Добраться в Павловский Посад из Москвы можно:

– на электричках горьковского направления с Курского вокзала до станции «Павлово Посад». Время в пути 1 ч. 10 мин. – 1 ч. 30 мин.

– на автобусе № 386 от станции метро «Партизанская». Время в пути зависит от пробок на Горьковском шоссе: 1 ч. 20мин. – 2 ч. 30мин.

– на автомобиле по Горьковскому или Новосовихинскому шоссе.

Время в пути зависит от пробок и примерно составляет 1 час.

Елена Ермилова,

Свя-той пра-вед-ный Ва-си-лий (Грязнов Василий Иванович) ро-дил-ся в 1816 го-ду в де-ревне Ев-се-е-во Бо-го-род-ско-го уез-да Мос-ков-ской Гу-бер-нии. Его отец, Иван Се-ме-но-вич, был кре-стья-ни-ном. Мать, Ев-до-кия За-ха-ров-на, за-ни-ма-лась вос-пи-та-ни-ем сво-их де-тей. Се-ло Вох-на (ныне Пав-лов-ский По-сад), в пя-ти вер-стах от ко-то-ро-го на-хо-ди-лась де-рев-ня Ев-се-вье-во, бы-ло ко-гда-то вот-чи-ной Тро-и-це-Сер-ги-е-вой Лав-ры, и по-се-му жи-те-ли этих мест от-ли-ча-лись на-бож-но-стью и бла-го-че-сти-ем и име-ли осо-бен-ную ве-ру и лю-бовь к пре-по-доб-но-му Сер-гию Ра-до-неж-ско-му.

Ва-си-лий Ива-но-вич по-лу-чил до-маш-нее об-ра-зо-ва-ние, гра-мо-те и чте-нию учил-ся по Ча-со-сло-ву и Псал-ти-ри. Глу-бо-кое ре-ли-ги-оз-ное чув-ство он уна-сле-до-вал от ро-ди-те-лей, с ма-лых лет явил се-бя бо-го-лю-бивым от-ро-ком, ум-ным, крот-ким и доб-ро-нрав-ным, и с вось-ми лет с осо-бен-ной ра-до-стью встре-чал Ве-ли-кий пост.

В юно-сти он по-сту-пил ра-бо-тать на фаб-ри-ку и со-при-кос-нул-ся со сре-дой фаб-рич-ной мо-ло-де-жи. Дух ми-ра се-го стал тре-во-жить его неокреп-шую ду-шу, дур-ное со-об-ще-ство фаб-рич-ных под-рост-ков тол-ка-ло на путь по-ро-ка, на-вы-ки доб-ро-де-тель-ной жиз-ни, усво-ен-ные в се-мье, ста-ли осла-бе-вать, а бла-гое рас-суж-де-ние ста-ло его по вре-ме-нам остав-лять. За-ра-бо-тан-ные день-ги Ва-си-лий стал упо-треб-лять по сво-е-му про-из-во-ле-нию, на-чал пить ви-но. Го-лос со-ве-сти в ду-ше звал его к по-ка-я-нию; он опла-ки-вал свои гре-хи, но вновь неволь-но па-дал и про-сил про-ще-ния у Бо-га. В скор-би от со-зна-ния гре-хов-но-сти сво-ей жиз-ни он сам про-звал се-бя гряз-ным, это про-зви-ще и оста-лось за ним на-все-гда.

То, что Ва-си-лий не остав-лял мо-лит-вы и чте-ния ду-хов-ных книг, ча-сто ста-но-ви-лось пред-ме-том на-сме-шек со сто-ро-ны его то-ва-ри-щей. Не раз-де-ляя и не по-ни-мая его по-ка-ян-ной на-стро-ен-но-сти, бес-печ-ные то-ва-ри-щи спра-ши-ва-ли его: «Что с то-бой, Ва-ся? О чем ты так пла-чешь?» «За-гроб-ная жизнь долж-на быть пред-ме-том на-ших дум», - от-ве-чал он.

Из-люб-лен-ным ме-стом в Свя-щен-ном Пи-са-нии ста-но-вят-ся для него сло-ва свя-то-го апо-сто-ла и еван-ге-ли-ста Иоан-на Бо-го-сло-ва: «Не лю-би-те ми-ра, ни то-го, что в ми-ре: кто лю-бит мир, в том нет люб-ви От-чей. Ибо все, что в ми-ре: по-хоть пло-ти, по-хоть очей и гор-дость жи-тей-ская, не есть от От-ца, но от ми-ра се-го» ().

Ва-си-лий Ива-но-вич и близ-кие ему по ду-хов-ной на-стро-ен-но-сти лю-ди, ищу-щие ис-тин-но-го бла-го-че-стия, ста-ли со-би-рать-ся вме-сте для чте-ния Свя-щен-но-го пи-са-ния и свя-то-оте-че-ских книг. Они усерд-но по-се-ща-ли храм, го-ве-ли, ис-по-ве-до-ва-лись и при-ча-ща-лись Свя-тых Хри-сто-вых Тайн. Па-мя-туя о том, что у хри-сти-ан «все долж-но быть бла-го-при-стой-но», сто-ро-ни-лись уве-се-ли-тель-ных на-род-ных сбо-рищ.

Мест-ный ми-ли-о-нер ку-пец Ши-ро-ков, ко-то-ро-го Ва-си-лий Ива-но-вич об-ли-чал в тай-ной при-вер-жен-но-сти к рас-ко-лу, стал рас-про-стра-нять слу-хи о том, что Гряз-нов опа-сен для пра-во-сла-вия, рас-суж-да-ет о ре-ли-гии, тол-ку-ет о том, че-го не зна-ет, за-вле-ка-ет мо-ло-дежь.

В 1845 го-ду по на-у-ще-нию Ши-ро-ко-ва кре-стья-ни-ном Хре-но-вым был сде-лан до-нос о том, что в Пав-лов-ском По-са-де об-ра-зо-ва-лась «сек-та под на-зва-ни-ем фар-ма-зон-ской». По Вы-со-чай-ше-му по-ве-ле-нию бы-ло учи-не-но след-ствие. Из Моск-вы при-е-ха-ли жан-дарм-ский пол-ков-ник князь Хил-ков, ис-прав-ник, стряп-чий, сле-до-ва-тель и пред-ста-ви-тель от ду-хо-вен-ства свя-щен-ник Ан-то-ний. По на-ве-ту Хре-но-ва Ва-си-лий Ива-но-вич был аре-сто-ван.

Все об-ви-нен-ные в при-част-но-сти к фар-ма-зон-ской сек-те от-ве-ча-ли, что они ни к ка-кой сек-те не при-над-ле-жат, а яв-ля-ют-ся ча-да-ми Пра-во-слав-ной Церк-ви. Од-на-ко воз-ве-ден-ное на Ва-си-лия Ива-но-ви-ча об-ви-не-ние впо-след-ствии бы-ло опро-верг-ну-то, сму-ще-ние, про-из-ве-ден-ное кле-ве-той, из-гла-ди-лось, и про-тив-ле-ние дья-воль-ское хо-тя-щим «бла-го-чест-но жи-ти» () бы-ло по-беж-де-но.

Нели-це-мер-ное бла-го-че-стие и по-движ-ни-че-ская жизнь Ва-си-лия Ива-но-ви-ча при-влек-ли к нему серд-ца мно-гих рас-коль-ни-ков, ко-то-рые бла-го-да-ря его ду-хов-но-нрав-ствен-но-му вли-я-нию вос-со-еди-ни-лись с Пра-во-слав-ной Цер-ко-вью. Та-ким об-ра-зом, не бу-дучи ни мо-на-хом, ни свя-щен-ни-ком, ни пу-стын-но-жи-те-лем, он смог апо-столь-ски по-слу-жить сво-им бра-тьям во Хри-сте. Имея вле-че-ние к жиз-ни мо-лит-вен-ной и со-зер-ца-тель-ной, Ва-си-лий Ива-но-вич Гряз-нов по вре-ме-нам очень скор-бел о том, что, про-хо-дя по-при-ще об-ще-ствен-но-го слу-же-ния в ка-че-стве мис-си-о-не-ра сре-ди ста-ро-об-ряд-цев, неволь-но при-хо-дит-ся раз-вле-кать вни-ма-ние во вре-мя бе-сед со мно-ги-ми людь-ми. Но од-на-жды на пу-ти в од-но се-ло явил-ся ему свя-щен-ному-че-ник Хар-лам-пий и воз-ве-стил, что Гос-по-ду угод-но, чтобы Ва-си-лий Ива-но-вич и даль-ше не остав-лял ду-хов-ным со-ве-том и по-мо-щью тех, кто бла-го-да-ря его уча-стию об-ра-тил-ся к Пра-во-слав-ной Церк-ви.

С тех пор Ва-си-лий Ива-но-вич стал при-ни-мать в де-ревне Ев-се-вье-во всех об-ра-ща-ю-щих-ся к нему за по-мо-щью. Ото-всю-ду сте-ка-лись к нему лю-ди со сво-и-ми нуж-да-ми. По сви-де-тель-ству его ду-хов-но-го от-ца про-то-и-е-рея Сер-гия Цвет-ко-ва, он был доб-рый друг и по-мощ-ник бед-ным, за-щит-ник при-тес-нен-ных и оби-жен-ных, опыт-ный со-вет-ник в де-лах за-труд-ни-тель-ных и при-ят-ный со-бе-сед-ник бла-го-че-сти-вых лю-дей; имея доб-рую ду-шу, чи-стое серд-це и свет-лый ум, он мог сов-ме-стить в се-бе все эти ка-че-ства.

Ко-гда в 1848 го-ду в Пав-лов-ском По-са-де на-ча-лась эпи-де-мия хо-ле-ры, по ве-ре и мо-лит-вам Ва-си-лия Ива-но-ви-ча ни-кто из об-ра-щав-ших-ся к нему за мо-лит-вен-ной по-мо-щью не умер от этой бо-лез-ни.

В 1840 го-дах дру-гом и со-бе-сед-ни-ком Ва-си-лия Ива-но-ви-ча стал вла-де-лец пла-точ-ной фаб-ри-ки в Пав-лов-ском По-са-де Яков Ива-но-вич Ла-б-зин. С Яко-вом Ла-б-зи-ным, че-ло-ве-ком мо-ло-дым и бо-го-бо-яз-нен-ным, Ва-си-лий Ива-но-вич вел ду-ше-спа-си-тель-ные бе-се-ды о том, что жизнь бу-ду-щая необ-хо-ди-мо свя-за-на с на-сто-я-щей, что участь пер-вой за-ви-сит от по-след-ней, что здесь вре-мя труд-ное, а там вре-мя успо-ко-е-ния, что здесь се-я-ние, а там жат-ва.

Без со-ве-та Ва-си-лия Ива-но-ви-ча Яков Ла-б-зин ни-че-го не пред-при-ни-мал в де-лах слу-жеб-ных. Же-нясь на сест-ре Ва-си-лия Ива-но-ви-ча Аки-лине Ива-новне, он убе-дил Ва-си-лия Ива-но-ви-ча пе-рей-ти на жи-тель-ство к нему в дом. По де-лам служ-бы Яко-ву Ива-но-ви-чу ча-сто при-хо-ди-лось от-лу-чать-ся из до-ма на дли-тель-ное вре-мя; в его от-сут-ствие Ва-си-лий Ива-но-вич, на-хо-див-ший-ся по-сто-ян-но на фаб-ри-ке, над-зи-рал за его име-ни-ем, на-блю-дал за тем, чтобы все тор-го-вые де-ла со-вер-ша-лись чест-но, а наи-па-че имел по-чте-ние о со-блю-де-нии ми-ра и бла-го-че-стия в сре-де фаб-рич-ных ра-бо-чих. При-хо-дя-щих к нему со скор-бью ду-шев-ною и те-лес-ною, уны-ва-ю-щих под тя-же-стью сво-е-го кре-ста он со-вер-шен-но успо-ка-и-вал и их тя-го-ты как бы при-ни-мал на се-бя, уго-ва-ри-вал быть ве-ли-ко-душ-ны-ми, тер-пе-ли-вы-ми.

«Все скор-би ми-ра се-го еще не бе-да пе-ре-но-сить, - го-во-рил он, - а бе-да по-те-рять ве-ру в Бо-га, бе-да по-те-рять жизнь хри-сти-ан-скую, - это вот ис-тин-ная бе-да, до-стой-ная пла-ча и ту-ги сер-деч-ной». Ко-гда кто-ли-бо из ра-бо-чих тер-пел неправ-ду, Ва-си-лий Ива-но-вич уте-шал его, го-во-ря: «Тер-пи, пе-ре-но-си все. Ни на ко-го не оби-жай-ся. Бог за все воз-на-гра-дит впо-след-ствии». По-уче-ния по-движ-ни-ка дей-ство-ва-ли пло-до-твор-но: все ухо-дя-щие от него ста-ра-лись об ис-прав-ле-нии сво-ей жиз-ни.

Ко-гда Яков Ла-б-зин сде-лал Ва-си-лия Ива-но-ви-ча со-вла-дель-цем сво-ей фаб-ри-ки, для него от-кры-лась воз-мож-ность щед-ро бла-го-тво-рить нуж-да-ю-щим-ся и упо-треб-лять да-ро-ван-ное ему бо-гат-ство на вся-кое бла-гое де-ло, на слу-же-ние ближ-ним и Церк-ви Бо-жи-ей. По сви-де-тель-ству про-то-и-е-рея Сер-гия Цвет-ко-ва, лю-бовь Ва-си-лия Ива-но-ви-ча к ближ-ним бы-ла так силь-на, что он не ща-дил ни се-бя, ни сво-е-го со-сто-я-ния. Он по-мо-гал всем и каж-до-му, по-мо-гал все-гда и вез-де. Бла-го-тво-ри-тель-ность его не огра-ни-чи-ва-лась кру-гом лю-дей ему из-вест-ных, к нему при-хо-ди-ли мно-гие лю-ди из от-да-лен-ных се-ле-ний, со-вер-шен-но ему неиз-вест-ные, и щед-рая ру-ка его, управ-ля-е-мая доб-рым серд-цем, все-гда го-то-ва бы-ла по-мочь нуж-да-ю-щим-ся. Ни-кто не ухо-дил от него без щед-ро-го по-да-я-ния и доб-ро-го со-ве-та.

Ва-си-лий Ива-но-вич Гряз-ное поль-зо-вал-ся осо-бым рас-по-ло-же-ни-ем свя-то-го Фила-ре-та, мит-ро-по-ли-та Мос-ков-ско-го, ко-то-рый в 1858 го-ду по-ру-чил ему как ис-крен-не-му лю-би-те-лю ино-че-ства иметь на-блю-де-ние при устро-е-нии Спа-со-Пре-об-ра-жен-ской Гус-лиц-кой оби-те-ли сов-мест-но с ее пер-вым на-сто-я-те-лем игу-ме-ном Пар-фе-ни-ем.

В ок-тяб-ре 1868 го-да Ва-си-лий Ива-но-вич Гряз-нов и Яков Ива-но-вич Ла-б-зин по-да-ли про-ше-ние о доз-во-ле-нии им устро-ить на свои сред-ства муж-ской об-ще-жи-тель-ный мо-на-стырь на пят-на-дцать че-ло-век бра-тии с ка-мен-ной трех-пре-столь-ной цер-ко-вью. В этот мо-на-стырь Ва-си-лий Ива-но-вич вы-ра-жал же-ла-ние всту-пить сам вме-сте с со-бран-ной им об-щи-ной. 8 но-яб-ря 1868 го-да на про-ше-ние по-сле-до-вал от-каз, так как сред-ства, жерт-ву-е-мые устро-и-те-ля-ми на со-дер-жа-ние мо-на-сты-ря, бы-ли при-зна-ны недо-ста-точ-ны-ми и не ограж-ден-ны-ми от слу-чай-но-стей, а рас-по-ло-жен-ная сре-ди фаб-рич-ных за-ве-де-ний мест-ность, в ко-то-рой пред-по-ла-га-лось по-стро-ить мо-на-стырь, при-зна-на неудоб-ной для по-ме-ще-ния мо-на-ше-ству-ю-щих, толь-ко еще на-чи-на-ю-щих мо-на-стыр-скую жизнь.

Хло-по-ты об устрой-стве мо-на-сты-ря в Пав-лов-ском По-са-де бы-ли воз-об-нов-ле-ны в ян-ва-ре 1869 го-да, но так-же не встре-ти-ли под-держ-ки со сто-ро-ны епар-хи-аль-но-го на-чаль-ства. От-каз на оче-ред-ное про-ше-ние был по-лу-чен Яко-вом Ива-но-ви-чем Ла-б-зи-ным через несколь-ко дней по-сле кон-чи-ны Ва-си-лия Ива-но-ви-ча.

Со вре-ме-нем чис-ло об-ра-ща-ю-щих-ся с мо-лит-вой за по-мо-щью к по-чив-ше-му пра-вед-ни-ку ста-ло все бо-лее умно-жать-ся. Мно-гие пра-во-слав-ные жи-те-ли Пав-лов-ско-го По-са-да име-ли у се-бя его порт-ре-ты, крат-кое жи-тие, со-став-лен-ное про-то-и-е-ре-ем Сер-ги-ем Цвет-ко-вым, и ожи-да-ли про-слав-ле-ния пра-вед-ни-ка в ли-ке свя-тых.

Ожи-да-ни-ям этим в то вре-мя не да-но бы-ло сбыть-ся. На-сту-пи-ла ре-во-лю-ция, и на-ча-лись го-не-ния на Рус-скую Пра-во-слав-ную Цер-ковь. В 1919-1920 го-дах по всей Рос-сии без-бож-ная власть про-во-ди-ла кам-па-нию по вскры-тию мо-щей. В ок-тяб-ре 1919 го-да со-труд-ни-ки гу-берн-ской ЧК про-из-ве-ли в По-кров-ско-Ва-си-льев-ском мо-на-сты-ре обыск, во вре-мя ко-то-ро-го бы-ли изъ-яты его порт-ре-ты, крат-кое жи-тие, а так-же ков-чег с хра-нив-ши-ми-ся в нем нетлен-ны-ми пер-ста-ми Ва-си-лия Ива-но-ви-ча.

16 ок-тяб-ря 1920 го-да в за-ле быв-ше-го ре-аль-но-го учи-ли-ща был устро-ен «суд» над по-чив-шим пра-вед-ни-ком, а так-же над те-ми, кто по-чи-тал его за бла-го-че-сти-вую жизнь. Це-лью су-да бы-ло уга-сить в ве-ру-ю-щем на-ро-де лю-бовь к нему и пре-кра-тить его по-чи-та-ние, од-на-ко эти пла-ны не осу-ще-стви-лись.

В на-сто-я-щее вре-мя воз-ро-ди-лась По-кров-ско-Ва-си-льев-ская оби-тель, где по-чи-ва-ют мо-щи свя-то-го и не пре-кра-ща-ет-ся его по-чи-та-ние.

Иванович Грязнов(21.02.1816, дер. Евсевьево Богородского у. Московской губ.- 16.02.1869, Павловский Посад Богородского у. Московской губ.), св. прав. Павловопосадский (пам. 16 февр., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых). Из гос. крестьян, в детстве обучился грамоте по Часослову и Псалтири. В 30-х гг. работал на фабрике в Павловском Посаде, пристрастился к пьянству, вместе с неск. рабочими занимался грабежом на дорогах. Благодаря знакомству с настоятелем Берлюковской пуст . иером. Венедиктом (Филипповым) раскаялся, начал вести праведную жизнь. В своем доме в Евсевьеве В. устраивал собрания, на к-рых читали Свящ. Писание и творения св. отцов. В 1845 г. по наущению павловопосадского купца Широкова, к-рого святой обличал в тайной приверженности старообрядчеству, на В. был сделан донос о якобы основанной им «фармазонской секте». Праведник был арестован, но вскоре освобожден за недоказанностью обвинения. По преданию, В. неск. раз удостаивался явлений святых - прп. Сергия Радонежского, мучениц Веры , Надежды , Любови , Софии и сщмч. Харалампия , к-рый благословил праведника на старческое служение (см. Старчество). Приходившие к В. люди получали от него духовные советы даже в самых затруднительных житейских ситуациях. Свт. Филарет (Дроздов) писал прп. Антонию (Медведеву) о том, что В. обратил к Церкви «немалое число раскольников». В 1848 г., во время эпидемии холеры в Павловском Посаде, у святого открылся дар исцеления - никто из обратившихся к нему больных не умер.

В кон. 40-х гг. В. сблизился с владельцем платочной фабрики в Павловском Посаде Я. И. Лабзиным, к-рый в 1855 г. женился на сестре В. В 1853 г. В. стал компаньоном Лабзина и купцом 1-й гильдии, в 1863 г. был создан торговый дом-мануфактура «Яков Лабзин и Василий Грязнов» - предприятие, поставившее на промышленную основу производство павловопосадских шалей и платков. Став крупным предпринимателем, В. развернул широкую благотворительную деятельность. В 1858 г. по благословению свт. Филарета он взял на себя попечение о Гуслицком муж. мон-ре . В 1860-1869 гг. являлся старостой в павловопосадской Воскресенской ц., к-рую перестроил и благоукрасил, содержал на свои средства церковный хор.

В 60-х гг. по благословению свт. Филарета В. организовал в Павловском Посаде муж. иноческую общину, для к-рой Московский святитель составил устав. Неподалеку от мануфактуры В. построил 2-этажный дом для 11 иноков, рядом устроил отдельную келью, в к-рой молился и принимал приходивших к нему людей (келья была разрушена в 70-х гг. XX в.). В святом сочетались духовные дарования благотворителя и старца, его называли «фабричным духовником». В 1868 и 1869 гг. В. и Лабзин подавали прошения в Синод о преобразовании общины в общежительный мон-рь, но получили отказы. Незадолго до кончины, находясь на лечении в Москве, В. написал письмо братии основанной им общины - свое духовное завещание (опубл.: «Возлюбленная моя о Господе братия!» Павловский Посад, б. г.). Святой скончался сразу после принятия Св. Таин, погребен на кладбище Павловского Посада при стечении множества людей. Сразу после кончины старца было установлено его панихидное поминовение.

В 1874 г. Лабзин, Н. И. и И. И. Грязновы (брат и племянник В.) построили на кладбище Павловского Посада 2-этажный Покровский храм, нижний придел к-рого 16 июля 1874 г. был освящен во имя св. Василия Декаполита, небесного покровителя В. В этот придел перенесли останки подвижника, оказавшиеся нетленными. При перезахоронении от останков В. были отделены и положены в серебряный ковчежец 2 перста. В 80-х гг. XIX в. при Покровском храме возникла жен. община, впосл. преобразованная в павловопосадский Покрова Богородицы Васильевский мон-рь , одним из попечителей к-рого был племянник В. фабрикант В. Н. Грязнов. Лабзин, насельницы и прихожане Покровской обители готовили материалы к канонизации старца. О. Я. Лабзина составила подробное жизнеописание В., к-рое в 1896 г. направила Московскому митр. Сергию (Ляпидевскому) . Краткое житие В. написал прот. С. Цветков (оригинал в фондах ГМИР). Игум. Покровского мон-ря Алевтина (Овчинникова) часто посылала болящих насельниц на могилу праведника, в летописи обители зафиксировано множество случаев чудотворений от его мощей.

В окт. 1919 г. сотрудники губ. ЧК изъяли из Покровского мон-ря личные вещи, письма, фотографии и жития В., а также ковчег с его перстами. Опасаясь осквернения останков святого, В. Н. Грязнов, Лабзина и др. почитатели старца замуровали его мощи в стене храма. В 20-х гг. XX в. имя В. стало объектом агрессивных нападок советской антирелиг. пропаганды. 16 окт. 1920 г. состоялся показательный суд над игум. Алевтиной, Грязновым и Лабзиной, к-рых обвинили «в мошеннической инсценировке культа бандита, скопца, купца» с целью «эксплуатации отсталых масс на почве религиозных суеверий» (ГАМО. Ф. 4776. Оп. 1. Ед. хр. 42). В 1921-1922 гг. в Павловском Посаде снимался антирелиг. фильм «Старец Василий Грязнов», главным оператором к-рого был Э. К. Тиссэ, фильм демонстрировался в кинотеатрах города до 1962 г. В 1925 г. вышло в свет клеветническое «антижитие» В.: Шпицберг И . Св. Василий Грязнов - защита подмосковных акул текстильной промышленности. М., 1925.

В 1991 г., во время проведения в Покрово-Васильевском храме ремонтных работ, в стене нижней церкви были обнаружены мощи В., ныне открыто почивающие в монастырском храме. Канонизация В. состоялась 7 авг. 1999 г., составлены служба и акафист святому. В Покровском мон-ре хранится копия прижизненного портрета старца (оригинал в фондах ГМИР).

Арх.: ГАРФ. Ф. 353. Оп. 4. Д. 392; РГИА. Ф. 515. Оп. 8. Д. 2456. Л. 32-33; ЦГИАМ. Ф. 263. Д. 4; Ф. 2127. Оп. 1. Д. 13. Л. 217-219.

Лит.: Моск. ЦВед. 1885. № 41; 1888. № 26; 1892. № 23; Ист.-археол. описание Павловского Посада. Павловский Посад, 1900.

Д . Б . Кочетов

Публикации по теме