"Садисты" или гении воспитания? Что стало с детьми педагогов Никитиных. Методика никитиных и развивающие игры Педагогические взгляды на воспитание детей никитиных

Уже больше полувека система педагогического влияния на развитие детей семьи Никитиных пользуется популярностью не только среди педагогов, но и родителей на просторах бывшего Советского Союза.

Методика Никитиных основывается на главном принципе – это раннее развитие ребенка как физическое, так и интеллектуальное. Она включает в себя все периоды ранней возрастной категории, начиная от родов и заканчивая дошкольным возрастом.

Сейчас основные постулаты этой системы не вызывают удивления или непонимания у родителей, так как они уже хорошо знают или хотя бы слышали о важности раннего развития для своего малыша. А еще совсем недавно основные правила методики у многих вызывали непонимание и массовые протесты. Они базировались на том, что ее основа не уникальна, и что детей, которые воспитаны по ней и достигли во взрослой жизни определенных вершин, не так уж много.

Но факты пользы такого раннего развития говорят сами за себя. Кроме того, методика семьи Никитиных принята одной из основных детских программ развития в такой стране, как Япония. Книги автора переведены на многие языки мира и активно продаются даже в наше время, а в Германии открылся институт имени семьи Никитиных, изучающий ранее развитие.

Из этой статьи вы узнаете

Кем были авторы

Борис и Лена Никитины – это мама и папа из многодетной семьи. Они оба имели педагогическое образование. Идея воспитания детей по новой системе вынашивалась у Бориса Павловича, когда он был в молодом возрасте и работал в сфере авиации. Он мечтал создать собственную школу, где молодое поколение воспитывалось бы не по заезженным методикам советского пространства.

Лена Алексеевна Никитина после встречи с прекраснейшим человеком, по ее словам, своим мужем Борисом, родила ему семерых детей. Вместе они приняли решение внедрить новую методику воспитания в свою семью. Они создали в своем доме атмосферу творчества и активно воспитывали и обучали своих детей.

Постепенно она обогащалась гипотезами, доказательствами правильности теории, новыми методами. Здесь были пробы и ошибки, но результат был – воспитание по новой схеме дает свои положительные результаты.

Для жителей подмосковного поселка, где обитала многодетная семья, было странно наблюдать методику воспитания никитинских детей. В головах у них не укладывалось, как можно выпустить ребенка бегать босиком по снегу, а гимнастические упражнения, которые с легкостью выполняли их дети, были завораживающим зрелищем для них. Начиная с трех лет, ребята из семьи Никитиных уже учились читать и легко считали до десяти.

Согласитесь, такие результаты в конце 50-х годов ХХ столетия удивляли любого.

Да, Никитины нашли в себе мужество противостоять системе воспитания тех времен, и сегодня их методика или ее элементы пользуются популярностью среди молодых родителей. «Воспитание ребенка не может быть одинаковым для всех и по определенным программам», – говорил Борис Никитин, – «каждый малыш – это индивидуум, а задача родителей – поощрять его активность» – основные принципы по воспитанию детей.

Основные постулаты методики

Опыт семьи Никитиных говорит о необходимости создать такую ауру и среду для детей, при которых они имели бы возможность развиваться в любом направлении. Поэтому малыш выбирает именно то, что на данный момент может развиваться и дает высокую эффективность.

Еще одна важная мысль – все занятия с ребенком должны проходить с активным участием их родителей. Но не стоит навязывать им свое мнение или желания. Задача родителей – поощрять выбор ребенка самостоятельно мыслить и дать возможность самому найти логическое решение задачи.

По методике Никитиных нежелательны такие родительские проявления:

  • чрезмерная забота и уход;
  • непрерывные занятия с ребенком;
  • лишить малыша возможности самостоятельно выбирать игру, времяпрепровождение;
  • навязывать свои идеи, правила, занятия.

По мнению Бориса Никитина, среди родителей существует две основные ошибки, которые ведут к неправильному всестороннему развитию ребенка.

  • Полная организованность дня малыша родителями и чрезмерная опека над ним. В этом случае ребенок лишается возможности самостоятельно развиваться и выбирать то, что ему интересно в данный период его жизни. В дальнейшем в более взрослом возрасте для таких людей принять самостоятельное решение будет крайне сложно или практически невозможно. Они выберут проторенный путь или будут управляемы другими.
  • Вторая ошибка – это заброшенность. При этом родители все свое внимание уделяют уходу и не занимаются развитием малыша. Они заботятся о том, чтобы у ребенка было что покушать, он был помыт и одет. При этом духовное развитие уходит на второй план. У таких детей в дальнейшем будет наблюдаться значительное отставание в психоэмоциональном развитии.

Система воспитания семьи Никитиных основана на естественности, труде, непосредственной близости к природе. Дети сами выбирают свой режим и в питании, и в игре, и в быту. Задача родителей состоит в своевременной помощи в решении сложных жизненных вопросов и постоянное участие в жизнедеятельности ребенка.

Принципы воспитания

Все своды воспитания по методики семью Никитиных можно условно разделить на четыре основных принципа, которые воедино дают положительный результат в развитии малыша.

Система Никитиных предпологает:

Первый принцип основывается на свободе творчества детей на занятии. Не нужно специальных уроков, все они носят чисто познавательный характер, и только ребенок определяет то, чем он хочет заниматься, как и сколько. Основные правила для родителей:

  • не навязывайте определенную программу обучения;
  • не нужно объяснять правила, лучше вовлечь его в новый вид деятельности с помощью сказки, воспользовавшись интересом и желанием малыша подражать взрослому. Если это вызовет интерес ребенка – он будет играть и развиваться в этом направлении;
  • начало любой новой игры требует активного участия взрослого, но в дальнейшем его присутствие не обязательно.

Второй принцип – дать малышу делать все самостоятельно. Если определенное задание ребенку под силу, дайте ему возможность выполнить его самому. Пусть в первый раз не получится, но учиться новому путем проб и ошибок – это правильный путь к воспитанию личности. Для родителей важно помнить следующее:

  • не спешите решать проблему за малыша, дайте ему возможность подумать и решить самостоятельно;
  • если найти правильный путь для ребенка становится тяжело, вернитесь к более легкому, уже сделанному подобному заданию и снова начинайте по нарастающей, не забывая хвалить малыша за его маленькие победы;
  • если невозможность найти правильное решение заставляет кроху покинуть начатое, отложите занятие, пока снова не появится интерес.

Третий принцип – это гармоническое распределение внимания и на физические, и на умственные способности малыша. Не нужно акцентироваться на одном из пунктов. Они должны дополнять друг друга. Только в этом случае методика дает всестороннее развитие ребенку.

Совместная работа взрослого и малыша – это четвертый постулат методики семьи Никитиных. Помогая по хозяйству маме или отцу, девочки и мальчики учатся этому труду. При этом родители не забывают активно участвовать и в занятиях их малышей.

Похвала занимает очень важное место в воспитании ребенка. Такое утверждение закономерно, ведь любящие родители не могут не похвалить свое дитя за его достижения в решении той или иной задачи. Даже если ребенок потерпел неудачу, найдите способ похвалить его, не акцентируя внимания на его поражении, и он обязательно вернется и доведет дело до конца.

Воспитательные аспекты с момента родов

Уже упоминалось, что воспитательная методика семьи Никитиных берет свое начало с периода родовой деятельности у женщины. Хотя у педагога Б. Никитина были советы о поведении будущей матери и при вынашивании. Но все же, основа воспитания начинается с родовой деятельности.

Когда Лена и Борис Никитины отправляли свою дочь в роддом, они составили целый список с просьбами к врачам и медицинским сестрам учреждения.

  • Роды без медикаментов. Применение анестезии в несколько раз ухудшает родовую деятельность и пагубно сказывается на здоровье и матери, и малыша.
  • Роды в положении полусидя.
  • Пуповина перерезается только после того, как в ней перестает пульсировать кровь.
  • Раннее прикладывание к груди. Это дает малышу спокойствие, чувство защищенности и понимание, что мама рядом.
  • Совместное присутствие новорожденного с матерью сохраняет их связь и в значительной степени успокаивает малыша.
  • Кормление по требованию. Это первый шаг к самостоятельности малыша. Он сам определяет, когда ему кушать. Кстати, перед процессом кормления грудью Никитин предлагал полностью раздевать кроху, чем вовлекал его организм в способность терморегуляции.

  • Не пеленать. Отсутствие движения и контакта с окружающим миром сокращает возможности крохи познавать его.
  • Закаливание. Применение воздушных ванночек сразу же после рождения – это путь к успешному и крепкому здоровью.

Многие их этих предпосылок сегодня используются в родильных домах и значительно улучшают процесс появления малыша на свет.

Если вы решились на методику воспитания ребенка по принципам семьи Никитиных, то при правильном подходе и выполнении всех требований вы гарантируете хорошее физическое и умственное развитие своего малыша.

О семье Никитиных впервые заговорили в конце 50-х годов ХХ века. Подмосковный поселок Болшево, где жили педагоги, был в шоке от того, каким образом молодые супруги воспитывают своих детей. Местную общественность удивлял тот факт, что никитинские дети, бегавшие босиком по снегу и способные выполнять головокружительные гимнастические упражнения, просто кипели здоровьем и поражали своим интеллектом. К трем-четырем годам эти малыши уже осваивали чтение и азы математики, с увлечением играли в придуманные отцом логические игры, а, едва начав учиться в школе, перескакивали через класс. Именно тогда, в 1960-1970-е годы Никитины заложили основы российской родительской педагогики, которые используются и по сей день.

Основные принципы воспитания «по-никитински»

По мнению Никитиных традиционно в общении с ребенком взрослые допускают две крайности. Первая – это заорганизованность . То есть, сверхзаботливый уход и непрерывные занятия, развлечения, игры. Времени для самостоятельной деятельности у ребенка не остается. Вторая крайность заключается в заброшенности ребенка. Это значит, что общение с малышом сводится только к его обслуживанию (накормить, напоить, спать уложить). Подобный подход ведет к депривации (психологическому голоданию), госпитализму (задержке в эмоциональном и психическом развитии) и, в итоге, к умственной отсталости. В основе системы Никитиных лежит, прежде всего, труд, естественность, близость природе и творчество. Ребята – хозяева себе, своим поступкам и распорядку. Родители ни к чему не принуждают их, лишь помогают разбираться в сложных жизненных и философских проблемах. Взрослые подталкивают, а не опережают детей, вступают с ними в диалог. Главной задачей воспитания, по мнению Никитиных, является максимальное развитие творческих способностей подрастающего человека и его подготовка к жизни . Основные принципы своей методы авторы определяют следующим образом. Во-первых, свобода творчества детей в занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Дети занимаются сколько хотят, сочетая спорт со всеми другими видами деятельности. Во-вторых, легкая одежда и спортивная обстановка в доме: спортивные снаряды входят в повседневную жизнь ребят с самого раннего детства, становятся для них естественной средой обитания, наравне с мебелью и другими домашними вещами. В-третьих, родительское неравнодушие к тому, что и как у малышей получается, участие взрослых в детских играх, соревнованиях, да и вообще – в самой жизни детей. У родителей должна быть только одна цель: не мешать развитию ребенка, а помогать ему, не давить на детей в соответствии с некими собственными замыслами, а создавать условия для дальнейшего их развития, ориентируясь на самочувствие и желание ребят. Лена Андреевна и Борис Павлович не ставили себе целью изначально научить своих малышей всему как можно раньше. Они заметили, что у ребят раньше развиваются те стороны интеллекта, для которых созданы соответствующие «опережающие» условия. Допустим, ребенок только начал говорить, а у него среди игрушек уже появляются кубики с буквами, разрезная азбука, пластмассовые буквы и цифры.

Как вызвать в ребенке желание заниматься?

Итак, условия для развития должны опережать этот процесс. Значит, их нужно подготовить заранее. То есть на стены детской комнаты надо повесить карту полушарий, таблицы сотен и тысяч, печатные и прописные буквы, измерительные приборы, книги. И первые впечатления могут непроизвольно возбудить интерес ребенка к какой-то области знаний и даже развить определенные способности. Общая работа или работа рядом - это обязательный интерес и к процессу труда, и к его результатам друг у друга, а вместе с тем, и повод для разговора, обмена мнениями. Здесь следует обратить внимание на один очень важный момент: никогда не стоит делать за малыша то, с чем он способен справиться сам, и не решать за него то, что он может решить самостоятельно. В любых занятиях детей взрослые должны стараться поощрять творчество, не навязывая своих мнений, и не торопясь обязательно предотвратить ошибку или сразу указать на нее. А в случае неудачи – не упрекать и не стыдить ребенка. Зато успех нужно отмечать обязательно и не скупиться на похвалу. Главное, чтобы взрослые никогда не оставались равнодушными к тому, что и как делают ребята, что у них получается.

Физическое развитие

Дети должны быть готовы воспринимать знания не только умственно, но и физически. Тело ребенка как бы само по себе инструмент познания. Не перегруженное лишней одеждой, не отягощенное сверхкалорийной пищей, оно легко и охотно «идет навстречу» требованиям умственного порядка. Спортивные снаряды чуть ли не с младенчества должны входить в детскую жизнь. Особое внимание Никитины уделяли закаливанию. И их опыт показал, что это действенный способ оградить ребенка от большинства простудных заболеваний.

Интеллектуальные игры Никитиных

Методика:

Помимо опережающих условий для развития, о которых шла речь выше, Никитин разработал целый ряд развивающих игр для ребят любого возраста. Никакая определенная программа обучения ребенку не навязывается. Он погружается в мир игры, в котором сам волен выбирать сферу деятельности. Никто не объясняет малышу новых правил, он просто вовлекается в игру с помощью сказки, подражая старшим, участвуя в коллективных играх. Как правило, сначала требуется активное участие взрослых или старших братьев и сестер, но затем дитя может заниматься уже самостоятельно. Так, естественно, кроха выполняет ряд задач, которые постепенно усложняются. При этом малышу нельзя подсказывать. Ему надо предоставить возможность думать самостоятельно. Если ребенок не может справиться с заданием, нужно вернуться к легким, уже освоенным заданиям, или временно оставить эту игру. Если заметно, что кроха достиг потолка своих возможностей или утратил интерес к игре, лучше ее на время отложить. Такая методика позволяет ребенку самостоятельно искать решение неизвестных ему задач, создавать новое, то есть ведет к развитию его творческих способностей.

Особенности:

Главное отличие - это многофункциональность игр и безграничный простор для творчества. Они могут заинтересовать и увлечь всех членов семьи Игры учат детей, переходя от простых от более трудным заданиям, получать радость и удовлетворение от умственной деятельности, думать, порой мучиться, но обязательно добиваться цели. Каждая игра - это набор задач , которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов, деталей конструктора-механика. Задачи предлагаются малышу в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции, и таким образом, знакомят его с разными способами передачи информации . Задания расположены от простого к сложному. Уровней сложности несколько: от доступных двух-трехлетнему до непосильных для среднего взрослого, поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет . А постепенное возрастание трудности задач позволяет ребенку совершенствоваться самостоятельно , то есть развивать свои творческие способности . Используя в занятиях с ребенком никитинские развивающие игры, следует придерживаться определенных принципов:

  1. Нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Осуществляя решение практически, малыш учится брать всё необходимое из окружающей действительности самостоятельно.
  2. Нельзя требовать и добиваться того, чтобы ребенок решил задачу с первой попытки . Он, возможно, еще не дорос, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.
  3. Решение задачи предстает перед малышом в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, то есть видимых и осязаемых вещей. Это позволяет ребенку самому проверять точность выполнения задачи.
  4. Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты и даже придумывать новые игры, то есть, заниматься творческой деятельностью.

Итак, главная особенность развивающих игр Никитиных – то, что в них удалось объединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным условием творческой деятельности – делать всё самостоятельно. Разработанные Борисом Никитиным развивающие игры описаны им в книге, которая так и называется – «Интеллектуальные игры». Вот лишь несколько примеров самых популярных из них.

Рамки и вкладыши

Эта игра доступна самым маленьким. Она представляет собой 16 рамок с вкладышами в виде геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, эллипс (овал), прямоугольник и так далее. Начать лучше с показа вкладышей. Взять круг, овал, квадрат, равносторонний треугольник и, называя, показать их малышу. При этом лучше не держать их в руках, а выкладывать на однотонную поверхность (не на цветную скатерть или ковер, а хотя бы на лист бумаги). Показав по одной фигурке, можно дать их малышу для самостоятельных действий – пусть разглядывает и играет. Уместно будет предложить ему заодно коробочку или баночку, в которую он сможет все это положить, а затем высыпать обратно. Постепенно карапуз познакомится со всеми 16-ю фигурами комплекта. Если начинать с небольшого количества фигур, привлечь кроху к игре можно, начиная с 10-12 месяцев. Когда ребенок подрастет, можно усложнять задания: обводить контуры фигур карандашом, сначала по рамкам, потом – по вкладышам (это сложнее), делать двойной контур, заштриховывать полученное изображение, рисовать фигурки на счет (три кружка, два квадратика), создавать сюжетные рисунки (елочку из трех равнобедренных треугольников).

Сложи узор

Эта игра представляет собой 16 деревянных кубиков с ребром размером 3 см., где каждая грань имеет определенную окраску. Кубики должны быть уложены в деревянную или картонную коробку (ее наличие обязательно). Никитин советует начинать игру с ними с полутора лет. В начале (особенно с самыми маленькими) нужно просто сесть рядышком с ребенком и вместе рассмотреть кубики: «Смотри, какие красивые кубики! Вот я взяла 4 кубика: один, два, три, четыре. Смотри, это синяя сторона, а это – желтая. Какая красивая синяя дорожка у меня получилась! Давай возьмем зайку, видишь, как ему нравится по ней скакать? А теперь дорожка стала разноцветной: синий, желтый, синий, желтый». Возможно, малыш уже не слушает и смотрит по сторонам. Значит, знакомство с кубиками нужно было закончить на несколько минут раньше. Игра не должна надоедать ребенку. И еще: ее, как и любую другую, желательно хранить в таком месте, чтобы малыш видел, но сам достать не мог. Когда у крохи возникнет желание поиграть, он может сказать или показать на коробку, если разговаривать еще не умеет. Эти кубики способствуют «развитию пространственного воображения, аккуратности, внимания, графических способностей, умению анализировать, синтезировать и комбинировать».

Сложи квадрат

Эта игра возникла из головоломки, в которой требовалось из нескольких кусочков различной формы сложить квадрат. Это была достаточно трудная головоломка, поэтому Никитин решил сделать ряд более простых заданий. Получилась игра для детей от двух лет. Она имеет три категории сложности. В каждую входит по 12 разноцветных квадратов. Все 12 квадратов расположены на фанерке размером с альбомный лист и как бы вставлены в окошечки. Для детей 2 лет и младше надо оставить 4 самых простых квадрата. Пусть это будет целый квадрат, квадрат из двух прямоугольников, из двух треугольников и – разрезанный на две части по ломаной линии. Теперь можно начинать игру с ребенком. Детали нужно либо разложить по кучкам (в каждой – части одного цвета), либо показать, как из двух половинок получается целый квадрат. Дальше ребенку предоставляется возможность действовать самому. Постепенно малыш освоит этот уровень и перейдет на более сложный. По мнению Никитина, эта игра способствует развитию цветоощущения, усвоению соотношения целого и части, формированию логического мышления и умению разбивать сложную задачу на несколько простых.

Дроби

Возраст для начала этой игры указан разный, от 3-х до 5 лет. Она представляет собой комплект из трех фанерок размером с альбомный лист. На каждой из них расположено по 4 круга. Все они имеют одинаковый размер, но разные цвета. Первый круг целый, второй разрезан на две равные части, третий на три, и так далее, вплоть до 12 «долек». Сначала для игры оставляют только первую фанерку с четырьмя кругами. С их помощью можно повторить цвета посчитать вкладываемые кусочки, сравнить их между собой. С их помощью можно повторить цвета посчитать вкладываемые кусочки, сравнить их между собой. Таким образом, ребенок знакомится с математической терминологией. Можно попробовать сделать разноцветный кружок. Очень интересно строить лесенку: внизу – целый круг, дальше половинка, затем треть. С ее помощью можно наглядно понять, почему одна вторая больше, чем одна третья.

Уникуб

Это универсальные кубики, которые вводят малыша в мир трехмерного пространства. Развитие пространственного мышления позволит ребенку в будущем овладевать черчением, стереометрией, начертательной геометрией. Она учит четкости, внимательности, точности, аккуратности. «Уникуб» представляет собой 27 небольших деревянных кубиков. Грани каждого кубика выкрашены таким образом (всего три цвета), чтобы это сочетание граней было редким, если не уникальным. Именно поэтому так непросто выполнить задания по предлагаемым схемам. Никитин предлагает для «уникуба» 60 заданий. Первые из них автор выполнял с детьми 1.5 – 3 лет, а самые сложные – доступны далеко не всем взрослым.

Рассмотрим методику раннего воспитания детей - методику супругов Никитиных.

Принципы воспитания по-никитински

Все наши принципы были выработаны в практике жизни, в общении с детьми. Мы пользовались ими интуитивно, неосознанно, преследуя лишь одну цель: не мешать, а помогать развитию, причем не давить на ребенка в соответствии со своими какими-то замыслами, а наблюдать, сопоставлять и, ориентируясь на самочувствие и желание ребенка, создавать условия для дальнейшего его развития. (Б. Никитин)

Прорыв в воспитании

Имя супругов Никитиных на слуху не только у психологов, педиатров и воспитателей. В свое время благодаря СМИ о новаторах-педагогах знала вся страна, а книги Бориса Павловича становились настольными для миллионов семей во многих странах мира. Прошло не одно десятилетие, но Борис Никитин был и остается признанным основателем новых направлений в науке и практике воспитания, автором ряда педагогических открытий, которые опередили свое время и которые еще предстоит оценить научному и педагогическому сообществу. Его трудами заложены принципы родительской, внешкольной педагогики, что особенно важно сейчас.

Еще в 1958 году Никитин вместе со своими коллегами — молодыми педагогами и воспитателями — выступил с предложением о создании самоокупаемых школ нового типа, где образовательные задачи успешно решались бы одновременно с освоением учащимися практических навыков производства, самоуправления и ранней профессиональной ориентацией. Но к сожалению, эти инициативы в то время поддержки не нашли.

Борис Павлович Никитин родился в 1916 году на Северном Кавказе в семье кубанского казака. В 1941 году окончил Военно-воздушную академию им. Н. Е. Жуковского, служил в истребительной авиации. В 1949 году вышел в отставку и начал научную и педагогическую работу в НИИ Министерства трудовых резервов, затем — в Институте теории и истории педагогики, НИИ психологии и Институте трудового обучения и профориентации АПН.

В 1958 году Никитин организовал группу педагогов с целью повторить опыт знаменитого Антона Семеновича Макаренко. В том же году он встретил свою будущую жену Лену Алексеевну, которая стала его верным другом и соратником.

О Никитиных впервые заговорили в конце пятидесятых. Не привыкшие к новшествам жители подмосковного поселка Болшево только и говорили о «странной» семье. Многие не понимали, как образованные Родители могут брать на себя ответственность растить, закалять и учить семерых детей вопреки рекомендациям Минздрава и РОНО, по каким-то собственным, никому неведомым программам.

Действительно, это казалось невероятным: пышущие здоровьем никитинские дети босиком бегали по снегу; выполняли головокружительные гимнастические упражнения на самодельных снарядах; к трем-четырем годам осваивали чтение и азы математики; с увлечением играли в придуманные Борисом Павловичем самодельные логические игры и сами придумывали новые; едва пойдя в школу, сразу одолевали программы старших школьников...

Сегодня Никитиных нередко упрекают в том, что их дети, несмотря на ранее развитие, не стали ни великими учеными, ни выдающимися личностями. Мол, стоило ли копья ломать? В ответ сторонники педагогов говорят, что в первую очередь обвинять следует не Никитиных, а систему, которой не нужны были ни вундеркинды, ни просто независимые, самостоятельно мыслящие люди.

Никитин был первым — и очень долгое время единственным, — кто писал не о том, как развивается средний ребенок, а как следует развиваться ребенку, если родители поощряют его активность. Воспитатели нашли в себе силу, мудрость и мужество противостоять традиционной практике, при которой детям по годам, часам и минутам расписывался распорядок жизни, где учиться следовало по строго определенным программам и только под руководством педагогов. Вопреки устоявшимся правилам Никитины закладывали в то время основы родительской педагогики.

В работах самого Никитина — неисчерпаемый кладезь идей будущей интегрированной педагогики, физического и интеллектуального развития, воспитания и социальной адаптации ребенка. Еще в 60-е годы XX века он раскрыл огромные дидактические возможности деловых, «производственных» игр в семейном дошкольном воспитании, использовал методику домашнего театра в решении задач духовного и творческого воспитания, дал множество других приемов и рекомендаций.

В книгах Никитиных, особенно ранних, кое-что кажется спорным, да и сами педагоги в конце жизни пересмотрели ряд своих идей. Но именно под влиянием этих книг думающие родители начинали осознавать, что они и только они, а не сад, не школа и не районная поликлиника несут ответственность за будущее детей, что только в семье могут по-настоящему развиться интеллектуальные и творческие способности ребенка, что только домашнее воспитание может сделать его независимым, самостоятельно мыслящим человеком.

Сегодня уже нет необходимости снимать картинки с деревянных кубиков, чтобы переделать их в соответствии с методикой Никитина: их легко можно купить в магазине. Но не менее важно услышать негромкий голос самого Бориса Павловича Никитина, всю жизнь бескорыстно проповедовавшего любовь и безмерное уважение к детям. И если хоть что-то в педагогической системе начинает сегодня потихоньку меняться, мы обязаны этому человеку и его семье.

На основе личного опыта и анализа документов и опубликованных материалов Никитиным был накоплен большой фактический материал по раннему развитию интеллекта, влиянию школы на интеллектуальные показатели учащихся. В результате многолетних исследований и наблюдений педагог сформулировал фундаментальный «закон необратимого угасания возможностей эффективного развития способностей». При этом он не только обосновал существование этого фундаментального явления, но и разработал и проверил на практике методы предотвращения его негативного влияния на уровень интеллектуального развития будущих поколений.

Фактически Никитин был одним из немногих педагогов, кто всегда самоотверженно отстаивал права ребенка, неустанно занимался бескорыстной просветительской деятельностью. Руководимый им авторский Центр никитинской педагогики стал для десятков тысяч родителей и педагогов местом настоящего откровения, где открывались новые возможности и перспективы семейного воспитания.

Предложенные Никитиным методы естественного развития, а также развивающие игры позволяют на треть сократить время обучения детей в школе. Освобождающееся время автор рекомендует использовать для обучения детей практическим навыкам и умениям, творческой деятельности. Он выступал с резкой справедливой критикой школьных программ, указывая на необходимость пересмотра до 70 % их содержания, считал планы увеличения сроков школьного обучения недальновидными и губительными, противоречащими природе ребенка с одной стороны и интересам государства — с другой.

Никитиных и сегодня многие называют классиками советской педагогики. На примере собственной многодетной семьи они продемонстрировали, как, ломая устоявшиеся стереотипы в воспитании, помочь ребенку стать самостоятельной, гармонично развитой личностью.

❧ На протяжении сорока лет их семейной жизни и творчества Никитины продолжали научные исследования и педагогическую практику в школах, детских садах и в собственной семье, воспитав семерых детей. Я увидел очень сообразительных «решателей проблем» со свободным и изобретательным мышлением, с хорошо развитым языком. Они обгоняли своих сверстников по школьным программам кто на два, а кто на четыре года. (Н. Амосов)

Условия для самостоятельности детей

Опыт Никитиных подтверждает: родители должны постараться окружить детей такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в них именно то, что в данный момент способно наиболее эффективно развиваться.

В одной из своих книг Борис Павлович писал: «Когда родился наш первенец, мы просто радовались ему и любили каждую свободную минутку быть с ним: играть, разговаривать, смотреть на него и удивляться всему. Он чихнул? Он нахмурился? Он улыбнулся? Но вскоре к этой родительской радости прибавилось любопытство. Почему он плачет по-разному?

Почему он становится напряженным, когда берешь его прохладными руками? Почему он сопротивляется надеванию чепчиков? И т. д. и т. п. А сынишка рос, и вопросов прибавлялось. Мы стали записывать свои наблюдения, предоставляя малышу свободу действий, давая ему возможность самому определять, например, сколько ему есть, когда спать, как долго гулять, — словом, во многом доверились природе. Мы наблюдали и записывали все, что казалось нам наиболее интересным, а потом сопоставляли записанное с тем, что к тому времени удалось уже прочитать, и обнаруживали интереснейшие вещи.

Малыш, оказывается, может гораздо больше, чем об этом пишется в популярной литературе. А когда родился еще один сын, мы стали обращаться с ним так, как научил нас его старший братик: давали ему пальцы, чтобы он мог уцепиться за них своими крошечными пальчиками, и в первую же неделю он мог висеть на них несколько секунд. С первого месяца стали его держать над горшочком, избавили его от всяких платков и чепчиков и разрешили ему лежать голеньким сколько захочет...»

По мнению Никитиных, традиционно в общении с ребенком взрослые допускают две крайности. Первая — это заорганизованность, или сверхзаботливый уход, и непрерывные занятия, развлечения, игры. Времени для самостоятельной деятельности у ребенка не остается.

Вторая крайность заключается в заброшенности ребенка. Это значит, что общение с малышом сводится только к его обслуживанию (накормить, напоить, спать уложить). Такой подход ведет к так называемому «психологическому голоданию», задержке в эмоциональном и психическом развитии и — в итоге—к умственной отсталости.

В основе системы Никитиных лежит прежде всего труд, естественность, близость к природе и творчество. Ребята — хозяева себе, своим поступкам и распорядку. Родители ни к чему не принуждают их, лишь помогают разбираться в сложных жизненных и философских проблемах. Взрослые подталкивают, а не опережают детей, вступают с ними в диалог. Главной задачей воспитания, по мнению Никитиных, является максимальное развитие творческих способностей подрастающего человека и его подготовка к жизни.

Первый принцип воспитания «по Никитиным»: свобода творчества детей на занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Дети занимаются сколько хотят, сочетая спорт со всеми другими видами деятельности. Предлагать что-то новое — действие или знание — ребенку нужно тогда, когда он проявляет к этому интерес.

Второй принцип : все, что малыш может сделать сам, он и должен делать самостоятельно. Можно, например, при выполнении какого-то задания работать с ним, но не за него. Не подсказывать! Только в этом случае ребенок вырастет самостоятельным, любознательным и инициативным.

Третий принцип: естественное сочетание как физического, так и умственного развития малыша. Благодаря этому методика хорошо подходит как раз для физически ослабленных детей.

И наконец, четвертый принцип : в процессе обучения и развития ребенка важнейшую роль играет совместная деятельность, общая работа. Девочки помогают по хозяйству матери, мальчики — отцу, осваивая при этом навыки ведения хозяйства. Кроме того, такая совместная деятельность — вид эффективного общения, на которое порой просто не хватает времени.

Также, по Никитиным, важнейший стимул для развития малыша — похвала. Поэтому следует не забывать хвалить ребенка за успехи и не акцентировать внимание на неудачах.

Никитины не ставили целью изначально научить своих малышей всему и как можно раньше. Они заметили, что у ребят раньше развиваются те стороны интеллекта, для которых созданы соответствующие «опережающие» условия.

Главным открытием на этом пути было то, что в таких условиях дети очень многое начинали раньше, чем это им предписывалось по всем нормам: к трем годам они начинали читать, в четыре понимали план и чертеж, в пять решали простейшие уравнения, «путешествовали» по карте мира и т. д. При этом они становились самостоятельнее, инициативнее, любознательнее, ответственнее — тоже не по годам. Никитины понимали: знающий человек — это прекрасно, но он должен творчески осмысливать свое дело, свое место в жизни, а для этого необходимо способности и умение применять на практике, в труде, в любой жизненной ситуации.

Принципы обучения по Никитину

◈ Ребенку не навязывается определенная программа обучения. Он погружается в мир игры, в котором волен выбирать сферу деятельности.

◈ Ребенку не объясняется новая игра, он вовлекается в нее с помощью сказки, подражая старшим, участвуя в коллективных играх.

◈ Освоение новой игры, как правило, требует активного участия старших; в дальнейшем ребенок может заниматься самостоятельно.

Перед ребенком ставится ряд задач, которые постепенно усложняются.

◈ Ребенку нельзя подсказывать. Он должен иметь возможность думать самостоятельно.

◈ Если ребенок не может справиться с заданием, нужно вернуться к легким, уже сделанным заданиям или временно оставить эту игру.

◈ Если ребенок достиг предела своих возможностей или утратил интерес к игре, нужно ее на время отложить. Такая методика позволяет ребенку самостоятельно искать решение неизвестных ему задач, создавать новое, то есть ведет к развитию его творческих способностей.

Супругам Никитиным присущи чрезвычайная ответственность, удивительная наблюдательность и поразительная интуиция. Эти качества позволяли и позволяют им находить верные решения даже там, где ученые-специалисты беспомощно разводят руками. (И. Аршавский)

Сейчас Борис и Елена Никитины известны многим как классики отечественной педагогики. Такой известности они достигли благодаря своей методике, которую они разрабатывали, основываясь на наблюдениях за собственными детьми. Применяя свои революционные методы воспитания на своих детях, Никитины достигли неимоверных результатов и доказали, что возможности человека безграничны. Благодаря методике семьи Никитиных и ваш ребенок может превратиться в гармонически развитую личность с творческим и гибким мышлением.

Впервые Никитины заявили о себе в конце 50-х . годов. В небольшом подмосковном поселке стало известно о молодом семействе, чьи дети бегают босиком по снегу, выполняют неимоверные акробатические этюды и в то же время, в свои три-четыре года поражают своей эрудированностью и воспитанностью. Для столь юного возраста Никитинские дети обладали недюжими познаниями в математике, решали логические задачки, а в школе перескакивали через класс и изучали более сложную программу для их возраста.

Доказав состоятельность своей методики, Никитины принялись распространять ее по всей территории советского союза. Период наибольшей популярности методики раннего развития по-никитински пришелся на 60-70 -е годы.

Принципы методики Никитиных

Никитины говорили о двух основных ошибках, которые допускают большинство родителей в воспитании своих деток. Во-первых - это сверхзабота , сверхорганизованность в воспитании ребенка. Родители буквально не дают ребенку дышать, так как душат его своей опекой и уходом. Постоянные занятия, игры и упражнения, которые ребенок выполняет только под контролем родителей, никак не способствуют развитию его самостоятельности. Ребенку необходимо заниматься самостоятельной деятельностью, иначе он попросту не будет развиваться.

Второй ошибкой является заброшенность ребенка. Это диаметрально противоположная крайность, в которую впадают так же немало количество. Из-за нехватки времени или по другим причинам, мама и папа практически не общаются с ребенком. Это, конечно, не значит, что о нем не заботятся, его кормят, одевают, водят в детский сад. Но без постоянного контакта с родителями ребенок не может развивать в себе многие необходимые ему качества. Такая изоляция ребенка от родителей может привести к эмоциональной бедности, к задержке психического и эмоционального развития.

Именно поэтому, чтобы не допускать таких крайностей, Никитин основывал свою теорию на принципах естественности, близости к природе и творческом подходе . Дети должны сами распоряжаться своим временем и поступками. Роль родителей - не управляющий, а помощник в познании удивительного нового мира. Они должны помогать советом, если малыш не может ответить на тот или иной вопрос. Они ни в коем случае не принуждают ребенка заниматься той или иной деятельности, они просто способствуют тому, чтобы ребенок сам заинтересовался этим занятием, увлекся чем-либо . В постоянном контакте, общении, совместной деятельности, должны развиваться творческие способности ребенка, его самостоятельность, инициативность и гибкость мышления. Именно так, по мнения Бориса Никитина, необходимо готовить детей к будущей взрослой жизни.

Итак, основные принципы звучат так:

  • свобода . Ребенок должен свободно заниматься творчеством. Родители не могут навязывать малышу специальные упражнения, занятия, уроки. Просто предложите варианты, и пусть ребенок занимается, чем хочет.
  • спорт . Дети должны быть одеты в удобную легкую спортивную одежду, а в доме обязательно должны быть спортивные снаряды. Таки образом ребенок сам потянется к спорту без вашего участия, ведь спорт станет привычной частью их жизни.
  • неравнодушие . Родители должны искренне радоваться за победы малышей и вместе переживать из-за неудач. Все детские игры и соревнования должны проходить под наблюдением родителей, а родители должны стараться показывать свою реакцию на все, что происходит.

Главное, что необходимо запомнить родителям, это то, что они не должны мешать ребенку развиваться.

Не нужно давить на детей, загонять их в рамки и собственное представление о правильных поступках. Помогайте ему познавать этот мир, не навязывая шаблоны и ярлыки.

Как признавались Никитины, целью их такого оригинального воспитания детей совсем не было раннее их развитие. Они просто заметили, что если создать определенные условия для развития тех или иных способностей, они будут развиваться гораздо раньше. Так, например, если ребенок еще не говорит, играйте с ним кубиками, карточками с буквами и тому подобными материалами, и он научится говорить и читать гораздо раньше остальных сверстников.

Физическое развитие

Никитины, как и многие педагоги, радели за гармоничное всестороннее развитие ребенка. Поэтому они уделяли внимание не только умственной сфере, но и физической. Ведь по большому счету, с помощью своего тела ребенок тоже познает окружающий мир, а чем здоровее будет тело, тем легче ему будет это дело.

Поэтому не нужно перегружать ребенка лишней одеждой, сковывающей движения, не нужно «пичкать» его организм тяжелой высококалорийной вредной пищей. Детство ребенка должно быть легким во всем, так он быстрее будет развиваться, ведь ничто не будет утяжелять его поход к знаниям. Обязательно в доме должны знать, что такое спорт и заниматься спортом. Ребенку необходимо с раннего детства знакомиться с различными спортивными снарядами. Закаливание так же очень полезно для здоровья малыша, именно ему Никитины уделяли довольно много внимания и благодаря этому, их дети никогда не болели.

Интеллектуальные игры по методике Никитиных

Основные принципы всех игр Никитиных:

  • Не стоит объяснять ребенку алгоритм решения задания, не подсказывайте ему, тем самым вы помогаете малышу развиваться. Ребёнок учится самостоятельно решать проблемы, нестандартно смотреть на ситуацию.
  • Никогда не требуйте от ребенка мгновенного успеха. Он не сможет с первого же раза правильно решить все задачи, более того, может он не сделает это и с третьего. Просто сложность задания слишком высота для уровня развития малыша.
  • Алгоритм решения в пособиях Никитина всегда зашифровывается в виде рисунка, узора, схемы или фигурок, собранных из конструктора, кубиков. Важно чтобы ребенок мог потрогать и увидеть эту подсказку, тогда он сможет проверить правильность решения задачи.
  • Большая часть всех никитинских игр не ограниченны только одним вариантом решением. Благодаря вашей фантазии и фантазии малыша вы сможете создать абсолютно новую игру на основе старой. Создание новых игр так же благотворно влияет на развитие творческих способностей малыша.

Доступность информации о различных методиках раннего развития детей дает молодым родителям большой простор для выбора системы воспитания. Изучая разные подходы, вы можете брать лучшее от любого метода и пробовать воспитывать своего малыша согласно тем принципам, которые находят отклик в вашем родительском сердце.

В середине 60-х годов прошлого века система Никитиных всколыхнула и пошатнула советские устои и традиции воспитания детей. Это интересная методика, сочетающая в себе прекрасное физическое развитие ребенка с его нетривиальными интеллектуальными талантами.

Суть методики Никитиных

Авторы методики – семейная пара, родители 7 детей Борис Павлович Никитин и Лена Алексеевна Никитина. Именно они создали целую систему для воспитания и гармоничного развития личности, которую испытывали и совершенствовали, прежде всего, на своих детях.
Суть системы заключается в следующем.

  • Ребенок волен сам выбирать, чем именно и как ему заниматься. Никаких специально устроенных «уроков» или «занятий». Конечно же, все занятия, которые выбирал себе ребенок самостоятельно, происходили под наблюдением взрослых. Таким образом, обучение происходит без принуждения, по желанию самого малыша.
  • Все в доме должно стимулировать способности ребенка. С раннего детства в распоряжении детей разнообразные спортивные снаряды. На стенах развешены географические карты, арифметические таблицы. В свободном доступе для малышей любые книги, пособия, измерительные приборы.
  • Взрослые максимально участвуют в жизни ребенка , но не делают за него то, что он может сделать сам. Помощь ребенку предоставляется только по просьбе малыша и никогда не навязывается. Личный пример взрослых вдохновляет детей: закаляться и принимать участие в соревнованиях обязательно для взрослых. Все успешные достижения отмечаются и приветствуются.
  • Одна из основных идей методики НУВЭРС: Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей. Она заключается в том, что для эффективного развития ума и тела существует совокупность наиболее благоприятных времени и условий. Если потенциал не развился в благоприятное время, то возможность его развития позже угасает. Способности, развитые в раннем возрасте малыша, далее совершенствуются наиболее эффективно.
  • Никитины заметили, что лучше развиваются те способности, навыки и умения малыша, в которых он напрягается наибольшим образом.

Главное в гармоничном развитии ребенка – не мешать ему, а помогать.

Основные принципы воспитания по методике

По мнению Никитиных, традиционное воспитание представляет из себя 2 крайности:


Никитины считают, что очень важно поддерживать ребенка и его интерес к тем или иным занятиям, радоваться его успехам.
Вот принципы, которые выделили сами авторы методики:

  • свобода в выборе занятия, сочетание спорта и интеллектуальных нагрузок;
  • максимально легкая одежда и занятия с использованием спортивных снарядов с раннего возраста;
  • родительское неравнодушие и поддержка.

Как вызвать желание в ребенке заниматься

Необходимо создавать условия на «опережение» развития навыков и способностей ребенка. Уже с раннего детства его должны окружать вещи и предметы, которые он не вполне понимает, но которые могут вызвать его интерес.

Первые впечатления от незнакомых предметов могут дать толчок к развитию ребенка в какой-либо области знаний. Общая совместная работа вызывает интерес к труду и обмен мнениями относительно результатов.

В любом случае, родители поощряют творчество, не подсказывают выход из затруднительных ситуаций, не ругают за неудачу, хвалят за успех. Взрослый всегда рядом с ребенком, но он ничего не делает за ребенка, тем не менее, принимает активное участие в его начинаниях.

Физическое развитие ребенка по методике Никитиных

Часть методики – прекрасная физическая форма детей. Гармония в чередовании физических и умственных занятий ребенка. Спортивные снаряды входят в жизнь ребенка с раннего детства.

Огромное значение уделяется закаливанию детей: ходьба босиком по снегу, обливания, соблюдение температурного режима в помещениях, где живут дети, хорошо укрепляют и развивают иммунитет – это важная часть методики Никитиных.


Никитинские интеллектуальные игры

Борис Павлович Никитин разработал много различных интеллектуальных игр , которые теперь лежат в основе методики раннего развития детей по системе Никитиных. Основной принцип этих игр – отсутствие объяснения правил игры.

Малыш погружается в атмосферу игры, подражая другим участникам. Он играет вместе с ними, постепенно постигая правила игры. Подсказывать ему запрещено, таким образом, он учится мыслить и принимать решения самостоятельно.

Если у малыша наблюдаются затруднения в решении задачи, рекомендуется ее отложить на более благоприятный период. Большинство игр предоставляет простор для творчества в создании новых игр на основе имеющихся. Все игры построены от простого к сложному с максимальным самостоятельным участием ребенка.

Примеры игр

  • «Сложи узор». Это самая простая игра. В наборе 16 кубиков с ребром 3 см. Каждая грань имеет определенную окраску. Играть в кубики Никитина можно начиная с полутора лет; описание методики самой простой игры: сядьте рядом с малышом и предложите выложить дорожку из кубиков с определенной последовательностью цветов. Сначала это может быть только один цвет, затем чередование нескольких цветов, по мере развития способностей и навыков малыша, задания усложняются. Важно закончить игру до того, как ребенок перестанет проявлять к ней интерес.
  • Еще одна игра, которая разработана и придумана Борисом Павловичем и которая входит в основу методики Никитиных: «Сложи квадрат» . Игра на основе головоломки, когда из разных геометрических фигур необходимо сложить квадрат. Никитин упростил ее, разделил уровни сложности, и игра стала доступна малышам от 2 лет, когда сложить квадрат предлагается из 2 прямоугольников, 2 треугольников, или 2 частей, разделяющих квадрат по ломаной. С освоением простых способов, задача усложняется, количество фигур, из которых можно составить квадрат, увеличивается.
  • «Уникуб» . Игра состоит из 27 кубиков, грани которых раскрашены в 3 разных цвета. Существуют схемы, разработанные Никитиным, согласно которым нужно из кубиков сложить определенные объемные фигуры. Задача не так проста, как кажется на первый взгляд, так как используется редкое, но не единственное сочетание цветов.
  • Плюсы и минусы методики

    Несомненный плюс методики заключается в том, что дети здоровы, готовы к новым открытиям и разнообразным жизненным «вызовам». Они значительно опережают в интеллектуальном развитии сверстников, умеют мыслить самостоятельно и нестандартно.

    Из минусов можно отметить, что дети по этой методике занимаются лишь тем, что им нравится и дается легко. Они избегают заниматься делами, вызывающими трудности. Кроме того, дети находятся в изоляции, они окружены взрослыми, которые занимаются их развитием, но в их окружении нет детей.

    В школе за счет высоких интеллектуальных способностей они попадают в классы, где дети старше их, таким образом, они испытывают проблемы с социализацией.

    Методика Никитиных – видео

    В 1965 году был снят фильм о методике Никитиных «Правы ли мы?», в котором показывается и объясняется суть системы. Один день из жизни этой, во всех отношениях, необычной семьи, смотрите в маленьком отрывке из этого фильма.

    Как воспитывать своего малыша – только ваше собственное решение. Несомненным плюсом методики Никитиных является здоровье детей и их крепкий иммунитет. Сами Никитины всегда настаивали на том, что они не растят вундеркиндов, а лишь хотят воспитать самостоятельных, самодостаточных людей, способных отстаивать собственную точку зрения. Все их дети состоялись в жизни, как профессионалы, создали семьи и завели собственных детей.

    Методика Никитиных достаточно известна, так же как или

    В комментариях напишите, что вам нравится в системе Никитиных, а что вы считаете неприемлемым в воспитании детей.

Публикации по теме